Юрьев-Польский

Юрьев-Польский

Default Banner.jpg

Юрьев-Польский [5] находится в северной части Владимирской области и входит в Золотое кольцо России. Небольшой провинциальный городок, основной достопримечательностью которого является Георгиевский собор – один из уникальных памятников древнерусской архитектуры.

Михаило-Архангельский монастырь

Понять[править]

Расположение[править]

Юрьев-Польский находится на территории Владимирского Ополья, на берегу небольшой реки Колокша – левого притока Клязьмы. В отличие от других древнерусских городов, Юрьев-Польский практически не имеет естественных укреплений: берега у Колокши низкие, да и поблизости нет заметных холмов. Расположение города объясняется экономическим значением Владимирского Ополья во времена Древней Руси – здесь сходились дороги, ведущие во Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский и Ростов Великий. В настоящее время Юрьев-Польский полностью потерял своё торговое значение. Крупные автомобильные дороги проходят вдали от города, а железная дорога малоактивна. Юрьев-Польский является географическим центром Золотого кольца, однако неудобное пассажирское сообщение делает город сравнительно непопулярным среди туристов и путешественников.

История[править]

Юрьев-Польский основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название города связано с именем основателя и местностью (Польский – находящийся на поле). Выгодное расположение в центре богатого сельскохозяйственного региона (Владимирского Ополья) привело к быстрому росту поселения, и уже в 1212 году Юрьев-Польский становится центром небольшого княжества, возникшего в результате междоусобиц и распада Владимиро-Суздальского княжества. Признаком значимости города является сооружение в начале XIII века уникального для Древней Руси Георгиевского собора. Монгольское нашествие 1238 года привело к упадку Юрьев-Польского, а позднее город сильно разрушался в ходе нашествий Тохтамыша (1382) и Едигея (1408). Перемещение столицы в Москву снизило экономическую значимость региона и изменило основные торговые пути: с XIV века Юрьев-Польский становится небольшим и незначительным поселением на задворках Московского княжества. В XV–XVI веках город часто передавался в управление иностранным вассалам московского князя и почти не развивался. С XVII века Юрьев-Польский – городок на дороге из Москвы в Суздаль. С развитием железных дорог значение последнего также уменьшилось, а Юрьев-Польский остался тихим уездным городом. Благодаря хорошо сохранившейся обстановке и подходящей атмосфере, в 1968 году Юрьев-Польский стал местом съёмок первой части фильма "Золотой телёнок" (город Арбатов) – классической экранизации одноимённого сатирического романа Ильфа и Петрова.

Ориентация[править]

Город имеет довольно простую, прямоугольную планировку, которая несколько нарушается рекой, протекающей с севера на юг. Исторический центр находится на левом (восточном) берегу, в небольшой излучине. Дорога на Владимир уходит из города в южном направлении, дорога на Александров и Москву – в юго-западном направлении, а дорога на Переславль-Залесский – в северном направлении. Железная дорога проходит вдоль южной границы города. Центром города является Советская площадь, на которую выходят Михаило-Архангельский монастырь и Торговые ряды. Георгиевский собор находится в ста метрах от площади, за монастырем. Исторический центр окружён живописным, хотя и невысоким земляным валом.

Как добраться[править]

Транспортное сообщение оставляет желать лучшего. В отсутствие машины лучшими отправными точками являются Москва, Владимир, Александров и Иваново.

На самолёте[править]

Ближайший международный аэропорт находится в Иванове.

На поезде[править]

Станция находится в южной части Юрьев-Польского в 1.5 км от центра. Вокзал небольшой, но имеет зал ожидания и открыт круглосуточно, поскольку некоторые дальние поезда проходят через город ночью. Телефон: +7 (49246) 2-25-40, 2-23-07.

Юрьев-Польский стоит на железной дороге АлександровИваново — боковой и малодеятельной ветке с редким пассажирским сообщением. Дальние поезда сводятся к ночному МоскваКинешма и следующему то в дневном, то в ночном графике МоскваИваново. К дальним поездам добавляются один сквозной пригородный поезд АлександровИваново (при желании стыкуется с московскими электричками) и два дополнительных пригородных поезда на Иваново от Юрьев-Польского. Время в пути: от Иваново 2–2.5 часа, от Александрова 2 часа, а от Москвы больше четырёх.

На автобусе[править]

Автостанция находится на площади рядом с железнодорожной станцией, к югу от центра города. Помещение автостанции открыто с раннего утра до 17.00 или 18.00 (в зависимости от расписания проходящих автобусов). Телефоны автостанции и местного автотранспортного предприятия: +7-(49246)-22-153, 22-373.

  • Из Москвы: 3–4 автобуса в день, в пути 4 часа. В Москве автобусы отправляются с центрального автовокзала (метро "Щёлковская").
  • Из Владимира: 5–6 автобусов в день, в пути 2 часа.
  • Из Александрова: 2 автобуса в день, в пути 2 часа.
  • Из Переславля-Залесского: автобус ходит 3 раза в неделю (в частности, по выходным), в пути 2 часа.
  • Из Суздаля: прямого автобусного сообщения нет, ехать нужно с пересадкой во Владимире или в деревне Старый Двор, расположенной на дороге из Владимира в Юрьев-Польский. В последнем случае следует вначале добраться от Суздаля до этой деревни (три автобуса в день), а затем ловить проходящие владимирские автобусы. В пути не менее трёх часов.

На машине[править]

  • Из Москвы: по дороге А103, через Киржач и Кольчугино, расстояние 160 км. После въезда в город повернуть направо на третьем или четвёртом перекрёстке и пересечь реку (указателей нет).
  • Из Владимира: по дороге Р74, расстояние 70 км. На въезде в город – мост под железной дорогой, на следующем перекрёстке повернуть налево.
  • Из Александрова: через Кольчугино, расстояние 77 км.
  • Из Иваново: через Гаврилов Посад.
  • Из Переславля-Залесского: по дороге Р74, расстояние 70 км.
  • Из Суздаля: через деревни Обращиха или Старый двор, расстояние 65 км.

Парковка возможна почти в любом месте города. В дневное время на Советской площади много машин из-за активной торговли и близлежащего рынка – используйте боковые улицы. Проезд вдоль Михаило-Архангельского монастыря к Георгиевскому собору закрыт.

Транспорт[править]

Внутри города с регулярностью раз в полчаса ходят маршрутки. Автобусы, следующие в Юрьев-Польский, делают остановку в центре города. Возможно, этот транспорт будет полезен для того, чтобы добраться от железнодорожной станции/автостанции до центра, а по самому центру легко перемещаться пешком.

Такси:

  • Голубь: +7-(49246)-22-018, 33-333; +7-(910)-416-0233; +7-(920)-626-4606; +7-(905)-146-6155.
  • Форсаж: +7-(49246)-21-310, 21-013; +7-(915)-754-9040; +7-(910)-185-0850; +7-(905)-145-7070.

Георгиевский собор
Портал Георгиевского собора с резными украшениями
Деревянная Георгиевская церковь
  • Георгиевский собор, ул. Революция,9. Один из лучших памятников древнерусской архитектуры. Первоначально построен в 1234 году в стиле других сооружений того периода (например, Дмитриевского собора Владимира). Особенностью Георгиевского собора стали многочисленные рельефы, покрывавшие все внешние стены храма. К концу XV века собор обветшал и обрушился. Группе московских реставраторов удалось восстановить здание, однако часть камней и общий порядок изображений были утеряны. В результате собор приобрёл современную, необычную и приземистую форму с большим куполом, сидящем на маленьком здании. Современный порядок настенных рельефов отчасти случаен, а их значение до сих пор не выяснено. Внутри собора можно увидеть камни, не использованные при реконструкции, могилы местных князей и вполне заурядные фрески XVII века.  изменить
  • Михаило-Архангельский монастырь, ул. 1 мая/Советская пл.. Главный монастырь города. Основан в XIII веке, однако сохранившиеся до наших дней постройки датируются XVI–XVIII веками. Монастырь окружён каменной стеной с башнями: башни остались от укреплений XVI века, а многие стены были перестроены в XVIII веке, уже без оборонительных функций. На территории монастыря находятся несколько церквей, построенных в русском стиле: собор Михаила Архангела (конец XVIII века), церковь иконы Божьей Матери "Знамение" (1625), надвратная церковь Иоанна Богослова (XVII век) и деревянная Георгиевская церковь (XVII век), перемещённая из окрестной деревни. В монастыре также находятся шатровая звонница и трапезная XVII века. В настоящее время собор Михаила Архангела принадлежит Русской Православной церкви, а остальные постройки относятся к местному музею.  изменить
  • Церкви Никиты Мученика и Покрова Пресвятой Богородицы, Покровская ул. (к юго-западу от центра города, на противоположном берегу реки). Комплекс, состоящий из двух церквей конца XVIII века: церковь Покрова построена в русском стиле, а церковь Никиты Мученика представляет собой симпатичное здание в стиле классицизм с высокой колокольней из красного кирпича. В настоящее время две эти церкви являются центром религиозной жизни города.  изменить
  • Другие церкви:.  изменить
    • Колокольня Петропавловского монастыря (конец XIX века, псевдорусский стиль) – высокое, хорошо заметное красно-кирпичное здание. Рядом с колокольней находится полуразрушенная монастырская трапезная.
    • Собор Троицы Живоначальной (1913, псевдорусский стиль) – полуразрушенное здание из красного кирпича рядом с Георгиевским собором.
    • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1700, русский стиль) и руины церкви Бориса и Глеба (конец XVIII века).
    • Свято-Введенский Никонов монастырь. Сохранились две церкви XVII века (церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм и церковь Николая Чудотворца), которые в советское время были перестроены почти до неузнаваемости. В настоящее время постройки возвращены церкви и восстанавливаются монахами.
  • Гражданская архитектура довольно непримечательна и хорошо представлена в фильме "Золотой телёнок". Дореволюционные каменные здания находятся на улицах 1 мая (к северу от Советской площади), Краснооктябрьской (к северу от Советской площади) и Владимирской (к востоку от Советской площади). Здание торговых рядов построено в XIX веке и расположено непосредственно на центральной площади города.
  • Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей, ул. 1 мая, 4, +7-(49246)-22-848, [1]. Ср–Пн, 09.00–17.00. Музей объединяет несколько экспозиций (с независимой продажей билетов):  изменить
    • Выставка "Золотой ленок" – история местной ткацкой фабрики и традиции художественной вышивки.
    • Выставка "Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья"
    • Выставка "Художественная резьба по дереву" (в здании собора Михаила Архангела) – деревянные скульптуры XV–XIX веков.
    • Георгиевский собор – интерьер собора: камни, не использованные при реконструкции здания, могилы князей и росписи XVII века.
    • Смотровая площадка и выставка "Монашеская келья" (в здании звонницы). Выставка представляет собой несколько узких залов с малоинтересными экспонатами, а со смотровой площадки открывается неплохой вид на город и окрестные поля.
    • Художественная галерея (в здании церкви Иоанна Богослова) – российское искусство XVI–XIX веков.
    • Экспозиция, посвящённая жизни П.И. Багратиона – музей знаменитого полководца Отечественной войны 1812 года.
  • Памятник Юрию Долгорукому (на центральной площади, рядом с земляным валом)

Чем заняться[править]

  • Городская библиотека, Артиллерийская ул. 32а, +7-(49246)-2-12-02.  изменить
  • Дворец культуры, ул. 1 мая, 72, +7-(49246)-2-77-54, 3-33-39.  изменить
  • Стадион "Спартак", ул. Шибанкова.  изменить
  • Стадион "Труд", ул. Свободы.  изменить

Покупки[править]

Местом скопления небольших магазинов является Советская площадь. Крупных магазинов в городе нет, за специальными покупками нужно ехать во Владимир.

  • Книжный магазин, Советская пл. 12, +7-(49246)-2-25-90.  изменить
  • Супермаркет "Центральный", Советская пл. 1, +7-(49246)-2-22-89. 09.00–22.00.  изменить
  • Торговые ряды, Советская пл. Мелкие (в основном, продуктовые) магазинчики.  изменить
  • спортзал в Энтузиасте (отличное место), с.Энтузиаст, 89092720881. с9 до 20. наша команда организует для вас великолепные игры, такие как волейбол, футбол и многое другое. и самое интересное то, что вы сами можете принять в этом участие и получить море приятных впечатлений 00.  изменить

Еда[править]

Провинциальность Юрьев-Польского сказывается и на предприятиях общественного питания: сюда до сих пор не добрались вездесущие суши или итальянская кухня, да и обстановка внутри кафе оставляет желать лучшего. Среди путешественников наиболее популярен «Золотой телёнок».

  • Закусочная «Радуга», Советская пл. 5.  изменить
  • Кафе «Акварель», Заводская ул. 9, +7 (49246) 2-26-23.  изменить
  • Кафе «Багратион», ул. Краснооктябрьская, 30.  изменить
  • Кафе «Золотое кольцо», Советская пл. 2, +7 (49246) 2-22-20. 11–24; Пт, Сб до 1. Закусочная на центральной площади.  изменить
  • Кафе «Золотой телёнок», Советская пл. 1, +7 (49246) 3-45-34. 12–24. В отличие от других заведений, эксплуатирующих образ Остапа Бендера, это кафе выполнено в русском стиле с деревянной мебелью и простой, но вкусной едой. Вечерами много народа и музыка, но по российским меркам здесь довольно тихо. Горячие блюда: 100–200 руб (2008).  изменить
  • Кафе «На автостанции», ул. Вокзальная, 40. 9–21. Закусочная.  изменить
  • Ресторан Sky, ул. 1 мая, 72, [2]. Похоже на «Золотой телёнок», но с четверга по субботу после 9 вечера превращается в шумный ночной клуб с платным входом. Горячие блюда: 100–200 руб (2011).  изменить
  • Столовая «Заречье», Набережная ул. 80 (к югу от центра города, на противоположном берегу реки), +7 (49246) 2-23-74. Пн–Пт,. Столовая завода «Промсвязь».  изменить

Ночная жизнь[править]

  • Ночной клуб Sky, ул. 1 мая, 72, [3]. Чт–Cб, 21–4. Единственный ночной клуб города. Дискотеки, бар, бильярд.  изменить

  • Апартаменты, ул. 1 мая, 5, +7 (910) 093-15-34. Квартира с удобствами в деревянном доме в центре города. 2000 руб/сут.
  • Гостиница «Жемчужина», ул. Шибанкова, 72 (к северу от Советской площади), +7 (49246) 2-34-55. Гостевые номера при одноимённом салоне красоты. Гостиница работает Вт–Сб, 10–19; в остальное время по предварительным заявкам. Двухместный номер: 1400 руб (2011).  изменить
  • Гостиница «Покровская», Владимирская ул. 22а, +7 (49246) 2-24-17 (). Современный мини-отель, расположенный на центральной площади города. Номера со всеми удобствами. Завтрака нет, а стоянка находится рядом со зданием гостиницы и не охраняется. Комнаты занимают третий этаж старого здания без лифта. Двухместные номера: от 1500 руб (2011).  изменить
  • Гостиница завода «Промсвязь», ул. Заводская, 1а (к югу от центра города, на противоположном берегу реки), +7 (49246) 2-27-31. Свежеотремонтированная гостиница при заводе, находится неподалёку от железнодорожной и автостанции. Двухместный номер: 1800 руб (2011).  изменить
  • Гостиница «Юрьевская», Советская пл, +7 (49246) 2-28-44 (), [4]. Новая гостиница в центре города, хорошие отзывы. Двухместный номер: 2000 руб (2011).  изменить

Связь[править]

Почта[править]

Почтовые индексы Юрьев-Польского – 6018**.

  • Центральный почтамт (601800), Советская пл. 1а, +7-(49246)-2-20-70. Пн–сб, 09.00–20.00.  изменить
  • Отделение № 2 (601802), пер. Вокзальный, 3.  изменить
  • Отделение № 3 (601803), ул. 1 мая, 74.  изменить

Доступ в интернет[править]

Доступ в интернет заявлен на вывеске центрального почтамта, однако по факту интернет-кафе не работает (осень 2008). WiFi прекрасно работает в ретро-клубе "Якорь" (SKY, бывш. "Мечта").

Окрестности[править]

  • Варварино – усадьба Митьковых, расположена в 8 км к юго-востоку от города. В усадьбе сохранились несколько зданий в стиле классицизм, построенных в конце XVIII века.
    • Как добраться: на машине или пешком.
  • Городище – деревня в 10 км к северу от Юрьев-Польского на месте древнего города Мстиславля, существовавшего во времена Древней Руси, до XIV века. От города остался высокий земляной вал, окружённый рвом с водой: всё это выглядит довольно симпатично и патриархально. Неподалёку от Мстиславля в 1216 году происходила битва на Липице – одно из крупнейших сражений времён междоусобных войн.
    • Как добраться: автобусы на Шордогу или Подолец (обычно 2 раза в день).
  • Лучки – поселение в 30 км к северу от Юрьев-Польского. В начале XX века заводчик Первушин открыл здесь фабрику по производству декстрина. Здание фабрики – прекрасный образец каменной промышленной архитектуры, а старые деревянные дома интересны красивой резьбой.
    • Как добраться: автобусы два раза в неделю.
  • Небылое – деревня, находящаяся на середине дороги из Юрьев-Польского во Владимир, знаменита Свято-Успенским Косьминым монастырём, основанным в XV веке. Сохранившиеся каменные постройки относятся к XVII веку и сильно пострадали в советское время. На сегодняшний день восстановлены три церкви, которые, впрочем, выглядят новодельными и вряд ли представляют интерес.
  • Сима – деревня в 20 км к северу от Юрьев-Польского, на дороге в Переславль-Залесский. В деревне находится усадьба Голицыных, где провёл последние месяцы своей жизни Багратион, знаменитый полководец отечественной войны 1812 года. Сохранились усадебный дом (в стиле классицизм) и остатки усадебного парка. В доме расположен небольшой музей Багратиона, а в самой деревне можно увидеть церковь Дмитрия Солунского (1775, русский стиль).

В целом, автобусное сообщение Юрьев-Польского района оставляет желать лучшего, а график движения весьма нетривиален, поэтому целесообразнее брать в городе такси.

Окрестные города[править]

  • Владимир – областной центр и древний город с несколькими памятниками древнерусской архитектуры, широким выбором мест для ночлега, питания и развлечений.
  • Александров – средневековая резиденция русских царей.
  • Киржач – живописный городок на дороге из Юрьев-Польского в Москву, монастырь XVI века.
  • Переславль-Залесский – один из наиболее интересных древнерусских городов, сохранивший множество церквей и монастырей разных времён и стилей. Переславль также славится живописным расположением на берегу озера и богатой историей узкоколейных железных дорог.
  • Суздаль – небольшой город с многочисленными древними памятниками, безусловный туристический центр среди малых городов России.
  • Тейково &ndash промышенный город в соседней Ивановской области, обширная застройка начала XX века.
  • Энтузиаст &ndash очень красивое место для отдыха приезших, великолепные леса, речка оставят в вашей памяти незабываемые впечатления
Эта статья является полной. В ней содержится много информации высокого качества, в том числе о достопримечательностях, гостиницах и ресторанах, информация о транспорте и развлечениях. Давайте попытаемся сделать статью звездойВперёд!