Тарту

Тарту

Default Banner.jpg

Тарту (эст. Tartu) — второй по величине город Эстонии и самый известный университетский город Прибалтики.

Понять[править]

Тарту находится в 185 км юго-восточнее Таллина на берегу крупной реки Эмайыги (эст. Emajõgi), связывающей озеро Выртсъярв с Чудским озером. Население: 103 тыс. чел. (2010), 80% из них эстонцы. Основным языком Тарту является эстонский, а русский употребляется сравнительно редко, хотя владеют им многие.

Поселение древних эстов на месте Тарту возникло в V–VII вв. н.э. и, возможно, дало название современному городу (Тарбату, от эст. tarvas – зубр). Первое документальное свидетельство относится к 1033 году, когда Ярослав Мудрый пошёл походом на чудь и основал город Юрьев в соответствии со своим христианским именем. Позднее Юрьев неоднократно подвергался набегам местных племён, а в 1224-м году был завоёван немецким орденом меченосцев и переименован в Дерпт – как ни странно, это название тоже происходит от древнего Тарбату. Хотя Новгородское и Псковское княжества неоднократно предпринимали попытки завоевания Юрьева-Дерпта, город оставался немецким на протяжении более чем трёх столетий и входил в Ганзейский союз, процветая за счёт торговли всё с теми же Новгородом и Псковом.

Во второй половине XVI века Дерпт оказывается в центре противостояния России, Швеции и Речи Посполитой, которые вели бесконечные войны за контроль над Ливонией. В 1582–1600 город находился во власти поляков, которые успели открыть здесь иезуитский коллегиум. Тем не менее, католичество не пользовалось популярность ни среди немецких жителей города, ни среди завоевавших в 1600-м году Дерпт шведов, поэтому коллегиум быстро закрылся, а ему на смену пришёл основанный в 1632-м году университет. Впрочем, университет тогда тоже продержался недолго: в 1656-м его пришлось срочно перевозить в Таллин из-за очередной войны с Россией. В Таллине, однако, знания в тот момент не пользовались большим спросом, поэтому университет быстро заглох, был возрождён в Дерпте в 1672-м и, наконец, окончательно закрыт (в своём шведском варианте) с началом Северной войны.

После Северной войны Дерпт входит в состав Российской империи, и на протяжении почти ста лет с городом не происходит ничего интересного кроме крупного пожара 1775-го года, уничтожившего практически всю средневековую застройку. В 1802-м году на волне увлечения просвещённой монархией Александр I возрождает университет, основная задача которого состоит в подготовке квалифицированных кадров для Российской империи. Хотя училось здесь множество русских, преподавали в основном иностранцы, из-за чего университет Тарту стал уникальным центром европейской культуры, а заодно и центром движения за независимость Эстонии. В частности, именно в Тарту был придуман и впервые изготовлен трёхцветный Эстонский флаг. В конце XIX века университет и сам город подверглись русификации – например, было возвращено древнерусское название Юрьев – но эти изменения не имели серьёзных последствий и были упразднены в 1918 году с провозглашением независимости Эстонии.

Тарту сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В Советское время город и университет продолжали развиваться, хотя последний и утратил некоторые вольные студенческие традиции. С восстановлением независимости Эстонии Тарту становится крупнейшим научным центром страны и, наряду с Таллином, её культурным центром.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Аэропорт Тарту Юленурме [1] (IATA: TAY) находится в 9 км южнее города. Прилететь сюда проще всего транзитными рейсами через Таллин от компании Estonian Air шесть раз в неделю: рано утром в Таллин, поздно вечером обратно в Тарту. Впрочем, как в это, так и в любое другое время проще доехать до Таллинского аэропорта на автобусе, что займёт немногим более двух часов. Также можно прилететь в Тарту из Хельсинки (6 раз в неделю) совместными рейсами Finnair/Flybe.

Здание аэропорта довольно большое и современное, но делать здесь решительно нечего – разве что пить кофе из автомата. Справочная информация: +372 605-88-88. Добраться до города можно на специальном автобусе Airport Shuttle [2], который дожидается всех пассажиров, а потом за 4€ развозит их по домам. В сторону аэропорта автобус также можно заказать прямо от дома, по тел. +372 505-43-42 или на сайте.

На поезде[править]

Железнодорожный вокзал Тарту находится в конце улицы J. Kuperjanovi, в 1.5 км от Ратушной площади. Вокзал открыт 6–20.15 и представляет собой изящное и полностью отремонтированное деревянное здание с резьбой. Внутри большой зал ожидания, автомат по продаже билетов и киоск по продаже газет. Дизель-поезда компании Edelaraudtee [3] отправляются в Таллин (4-6 раз в день), Валгу на границе с Латвией (2 раза в день) и Койдулу на границе с Россией (2 раза в день).

Поезда в Таллин бывают обычными (2 раза в день) и экспрессами (все остальные). Обычные поезда состоят из классических вагонов с лавками, идут до Тарту 3 часа и стоят всего 6.71€. Экспрессы удобнее и быстрее (2 ч 15 мин). В них бывают вагоны второго (7.99€) и первого (9.91€) класса. Во втором классе просто мягкие кресла, а в первом классе – ещё более мягкие кресла, снабжённые столиками, недорогим баром и Wi-Fi. Интернет работает почти по всему маршруту, но его скорость оставляет желать лучшего. Билеты можно покупать прямо в поезде у кондуктора или заранее в автомате. Билеты первого класса продаются с указанием мест и, в принципе, могут быть полностью раскуплены до отправления поезда.

Если Таллинские поезда могут иметь реальный смысл для путешественника, остальные будут интересны разве что большим любителям железных дорог. В сторону Латвии можно за 1.5 часа доехать до Валги, причём один из двух имеющихся поездов состыкован с латвийским поездом из Риги – всё удовольствие занимает пять часов. В случае России никакие пригородные поезда не состыкованы, да и границу придётся переходить пешком, хотя при общем дефиците транспорта в этом направлении вполне можно доехать за 1.5 часа до Койдулы, перейти границу и автобусом уехать из Печор во Псков. От эстонской границы до автостанции Печор менее двух километров.

На автомобиле[править]

На автобусе[править]

Автостанция Тарту расположена по адресу Turu 2, в самом центре города. Здание автостанции невелико, но в нём помещаются кассы, маленький зал ожидания, кафе и торгующий всякой всячиной R-киоск. А по соседству с автостанцией находится крупный торговый центр, в котором можно купить почти всё, что угодно.

Из Таллина автобусы в Тарту отправляются каждые 20-30 минут. Все они делают остановку в аэропорту Таллина. Автобусы различаются комфортом и временем в пути, но близки по цене. Лидирует компания Sebe AS, чьи автобусы едут без остановок (2.5 часа) и оснащены хорошим Wi-Fi.

Тарту связан хорошим автобусным сообщением и с другими Эстонскими городами: Нарва (6 раз в день, 3 часа), Пярну через Вильянди (в среднем каждый час, в пути 2.5–3 часа), Курессааре (2 раза в день, 6 часов). Автобусы в Ригу от компании Ecolines. В сторону России есть два автобуса во Псков (3.5 часа).

На корабле[править]

Транспорт[править]

Чем заняться[править]

Покупки[править]

Еда[править]

Дёшево[править]

Дорого[править]

Ночная жизнь[править]

Дёшево[править]

Дорого[править]

Связь[править]

Окрестности[править]