Северная Осетия

г. Монах, около курорта Цей

Северная Осетия находится на Северном Кавказе. Граничит на севере со Ставропольским краем, на востоке с республиками Чечня и Ингушетия, на юге с Грузией и Южной Осетией, на западе с республикой Кабардино-Балкария.

Через Северную осетию проходит две из четырех автомобильные дороги связывающие Россию с Закавказьем - Военно Грузинская и Военно Осетинская дороги.

Северная Осетия единственная православная республика на Северном Кавказе.

Регионы[править]

В рамках административно-территориального устройства республика разделена на 1 город республиканского подчинения (Владикавказ) и 8 районов.

В рамках муниципального устройства в границах административно-территориальных единиц республики к 1 января 2016 года образованы 111 муниципальных образований, в том числе: 1 городской округ, 8 муниципальных района, которые включают 5 городских поселений и 97 сельских поселений.

Районы (муниципальные образования):

Алагирский район (столица г. Алагир) - расположен на северных склонах Кавказских гор от Водораздельного (Главного) (на юге) до Лесистого (на севере) хребтов по обеим сторонам реки Ардон и части Осетинской наклонной равнины. Бо́льшая часть района расположена в горной части республики.

Алагирский район является самым большим по площади муниципальным образованием республики, его площадь составляет — 2013,49 км², что составляет четвёртую часть всей территории.

Ардонский район (столица г. Ардон) - расположен в центральной части республики, на Осетинской наклонной равнине; граничит на юго-востоке с Пригородным районом, на востоке с Правобережным, на северо-западе — с Кировским, на западе — с Дигорским, а на юге — с Алагирским районами республики.

Единственный внутренний район республики, не имеющий границы с субъектами РФ или иностранными государствами.

Из наиболее значимых рек, по территории района протекают: Ардон, Фиагдон, Терек, Суадагдон, Саудон, частично протекает река Дур-Дур. Площадь района — 376,5 км²

Дигорский район (столица г. Дигора) - расположен на западе республики, на Осетинской наклонной равнине. Через территорию протекают три реки: Урсдон, Дур-Дур, Црау (Сираудон). Площадь района — 640 км²

Ирафский район (столица с. Чикола) - расположен в юго-западной части республики, на юге граничит с Грузией, на северо-западе с Кабардино-Балкарской республикой, на востоке — с Дигорским и Алагирским районами. Бо́льшую часть района занимают горы.

Самыми большими реками в Ирафском районе являются реки Урух, Хазнидон, Лескен. Площадь района — 1376 км²

Кировский район (столица с. Эльхотово) - расположен в северо-западной части Республики Северная Осетия-Алания на границе с Кабардино-Балкарской Республикой. Гидрографическая сеть района представлена реками Терек, Камбилеевка, Змейка и Урух и рядом мелиоративных каналов. Площадь района — 360 км²

Моздокский район (столица г. Моздок) расположен в северной части республики по обоим берегам реки Терек. Граничит с Терским районом Кабардино-Балкарии на западе, Курским районом Ставропольского края на севере, Надтеречным районом Чечни на востоке, Малгобекским районом Ингушетии на юго-востоке, а также с Кировским и Правобережным районами республики на юге. Площадь района — 1080 км².

По зональному районированию территория района делится на две зоны — равнинная и предгорная. Северную часть района занимает притеречная равнина. Средние высоты на левобережной части реки Терек колеблются от 120 до 150 метров над уровнем моря. Вдоль правого берега реки Терек тянется кряж, понижающийся с запада на восток. По центральной части района проходит Терский хребет с максимальными высотами до 400 метров. По южной окраине района проходит Кабардино-Сунженский хребет, чьи максимальные высоты в пределах района достигают 800 метров над уровнем моря.

Гидрографическая сеть на территории района в основном представлена рекой Терек и его правым притоком Курп, текущей вдоль западной границы района. Кроме того на территории района имеются множество водоканалов, основными из которых являются Терско-Кумский канал, канал имени Ленина, Малокабардинский канал, Надтеречный канал, Кизлярский канал др.

Правобережный район (столица г. Беслан) - расположен на востоке республики, на Осетинской наклонной равнине. На востоке граничит с Ингушетией, на юго-востоке — с Пригородным, на юге и юго-западе — с Ардонским, на юго-западе — с Кировским, на севере — с Моздокским районом Северной Осетии.

Пригородный район (столица с. Октябрьское) расположен на юго-востоке республики, в горах и на Терской наклонной равнине. Полукольцом окружает столицу республики — город Владикавказ.

В районе находится высшая точка республики гора Казбек — 5033 м. Площадь территории района составляет — 1460 км².

Города[править]

Понять[править]

Язык[править]

Осетинский язык - язык осетин, относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков.

Распространён в Республике Северная Осетия — Алания (РСО — А) и в Республике Южная Осетия (РЮО). Число говорящих оценивается в 480—540 тыс. человек, из них в Северной Осетии — около 380—450 тыс. человек.

Современный осетинский язык сложился в результате внесения языка ираноязычных аланов, ушедших от нашествий монголо-татар и Тамерлана c предгорий Северного Кавказа в горы Центрального Кавказа, в среду проживавшего в этом районе аборигенного населения (говорившего, предположительно, на языке или нескольких кавказских языках).

Хотя осетинский язык относится к иранским языкам, от других иранских языков он сильно отличается. Даже родственные осетинскому по восточноиранской группе языки — ягнобский и пушту — значительно от него отличаются.

Наиболее похожим на осетинский является язык венгерских ясов (потомки аланов, переселившихся в Венгрию в XIII веке), из-за чего в англоязычной литературе ясский язык (ныне мёртвый) часто называется диалектом осетинского языка.

Как добраться[править]

Транспорт[править]

Чем заняться[править]

Маршруты[править]

Еда[править]

Ночная жизнь[править]

Окрестности[править]