Северная Корея

Kn-map.png

Северная Корея — страна в Восточной Азии.

Площадь северной части Корейского полуострова, что находится между Корейским заливом и Японским морей. Граничит с Китаем на севере, Россией в северо-востоке и Южной Кореей на юге.

Берега КНДР на востоке омываются Японским морем, на западе водами Корейского залива.

Travel Warning

Предупреждение: Туристические поездки в Северную Корею возможны только в экскурсионной части. Независимые поездки не допускаются. Если Вы не готовы смириться с ограничениями на местные правила передвижения и поведения, то не должны планировать поездки в КНДР в настоящее время. С другой стороны, поездка в КНДР, если она состоялась, является уникальным опытом.

Регионы[править]

Города прямого подчинения:

  • Пхеньян, город прямого подчинения (столица)
  • Расон, особый город

Специальные административные регионы:

  • Кэсон, промышленный регион
  • Кымгансан, туристический регион
  • Синичжу, специальный административный регион

Провинции:

  • Хамгён-Пукто (административный центр - город Чхончжин)
  • Хамгён-Намдо (административный центр - город Хамхын)
  • Канвондо (административный центр - город Вонсан)
  • Пхёнан-Пукто (административный центр - город Синичжу)
  • Пхёнан-Намдо (административный центр - город Пхёнсон)
  • Хванхэ-Пукто (административный центр - город Саривон)
  • Хванхэ-Намдо (административный центр - город Хэчжу)
  • Чагандо (административный центр - город Канге)
  • Янгандо (административный центр - город Хесан)

Посещение иностранными туристами последних трёх перечисленных провинций запрещено, за исключением священной горы Пэктусан, находящейся на территории провинции Янгандо.

Города[править]

Другие достопримечательности[править]

Краткая история[править]

Согласно корейской истории, первый из корейских правителей родился в 2333 году до н.э., историки же считают, что Корея была впервые заселена около 30 000 лет до н.э., когда племена из центральной и южной Азии пришли на полуостров. Под постоянной угрозой со стороны Китая эти племена объединились и образовали единое государство в I веке н.э. К 700 году н.э. корейское Царство Силла переживало период своего культурного расцвета, строя по всей стране дворцы, пагоды и сады для развлечений и оказывая влияние даже на развитие японской культуры. Но в начале XIII века в Корею пришли монголы и применили здесь свою излюбленную тактику выжженной земли. После падения Монгольской Империи на престол вступила династия Чосон, начало правления которой ознаменовало развитие корейской письменности.

В 1592 году в страну вторглись японцы, за ними последовали китайцы, корейцы были разбиты и власть захватила китайская династия Манчу. Повернувшись спиной к жестокому и злому мир, Корея закрылась от иноземного влияния вплоть до начала XX века, когда в 1910 году японцы присоединили к своей территории весь полуостров. Жестокая японская оккупация длилась до конца Второй Мировой войны, после окончания которой Советский Союз и Соединённые Штаты оккупировали северную и южную части полуострова соответственно. В декабре 1945 года США и СССР подписали договор о временном управлении страной, и были сформированы два правительства. На юге США при поддержке ООН фактически поставили у руля антикоммунистическое правительство Ли Сын Мана, на севере к власти пришло просоветское правительство Ким Ир Сена.

Изнурительная война между Севером и Югом длилась до 1953 года (или всё ещё длится, если учесть, что Юг так и не подписал договор о перемирии). Иногда называемая "Забытой войной", Корейская война была яростной и жестокой. К тому времени, когда она закончилась, корейцы потеряли около двух миллионов убитыми, и Северная Корея оказалась почти буквально стёрта с лица земли практически беспрерывными бомбардировками воздушными силами США, более интенсивными, чем те, которым подвергались Япония и Германия во время Второй Мировой войны. Полуостров был официально разделён на две части по 38-й параллели, северная часть провозгласила себя Корейской Народной Демократической Республикой.

В наши дни Северная Корея представляет собой своеобразную смесь бурной многовековой истории и уникальной идеологии, множества древних памятников и помпезных сооружений социализма, красивейших ландшафтов и уникальной флоры, самобытного населения и наследия "Холодной войны". Это одно из самых закрытых государств планеты и один из последних "заповедников коммунизма", страна удивительно трудолюбивого народа и многовековой культуры, сумевшая практически самостоятельно подняться из руин, в которые она была превращена Корейской войной.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Имеется регулярное воздушное сообщение с Владивостоком и Пекином. Рейсы выполняют северокорейская и китайская авиакомпании.

На поезде[править]

Северная Корея имеет регулярное пассажирское железнодорожное сообщение с Россией и Китаем. Билеты из России можно приобрести самостоятельно в международной кассе РЖД, имея при себе только загранпаспорт. Однако без надлежащим образом оформленного тура и без визы (кроме случаев безвизового въезда) в страну вас не пустят. Обратные билеты приобретаются только на территории КНДР, через гидов.

  • Поезд до Пхеньяна из Китая. Специально рассчитан на туристов. Комфортабельные вагоны, есть ресторан. Как правило, идёт строго по расписанию, без существенных отклонений.
  • Поезд до Пхеньяна из России. По одному беспересадочному вагону Москва-Пхеньян и Хабаровск-Пхеньян. Вагоны корейские, очень похожи на относительно старые русские. По сути обычное купе. Данный маршрут туристам официально не разрешён, хотя и прямого запрета нет. Было как минимум два случая успешной поездки туристов этим маршрутом, о неудачных случаях неизвестно. Однако этот маршрут туристам не рекомендуется ввиду рискованности, а также некомфортности: у корейцев, которые обычно ездят в этом вагоне, очень много багажа, который занимает всё свободное пространство, а по территории Кореи поезд идёт медленно и с большими опозданиями.
  • Поезд до Тумангана из России. Два беспересадочных вагона Москва-Туманган. Вагоны РЖД, купейные, комфортные, с биотуалетом и кондиционером. Для туристов, следующих в город Расон (на станции Туманган пассажиров встречают гиды и везут в Расон на автобусе). Гражданам России для поездки в Расон не требуется виза, но предварительный заказ тура обязателен, если гиды не приедут на станцию встречать туристов, то тех не пропустит пограничная служба и просто отправят обратно в Россию.

На автомобиле[править]

Ввиду закрытости Северной Кореи, возможность приехать и передвигаться внутри страны на личном автомобиле для простых иностранных туристов не предусмотрена.

На автобусе[править]

Автобусное сообщение с другими странами отсутствует.

Кораблём[править]

С лета 2017 года между Владивостоком и Расоном курсирует грузопассажирский паром, доступный для туристов. Российским гражданам для посещения Расона не нужна виза, но обязателен заказ тура (туристов в морском порту должны встретить корейские гиды, иначе в страну их не пустят). Иногда выполняются рейсы между Северной и Южной Кореей, сообщение нерегулярное и очень редкое.

Транспорт[править]

Общественный транспорт внутри страны, особенно за пределами Пхеньяна, развит не так хорошо, как, например, в России. Однако у туристов проблем с транспортом не бывает, потому что их всегда сопровождают гиды, которые и обеспечивают организацию всех перемещений. Как правило, на туристическую группу выделяется небольшой автобус с водителем, который и возит группу на протяжении всего путешествия. В Пхеньяне в сопровождении гида можно покататься на единственном в стране метро. До недавнего времени для туристов были доступны только две станции - Ёнгван и Пухын, однако теперь метро открыто полностью. Иностранцы, живущие в стране длительное время, перемещаются свободно в пределах того города или территории, где они живут и работают, и могут пользоваться любым транспортом. Цены на проезд очень дешёвые в сравнении с большинством других стран.

Язык[править]

Официальным языком страны являтся корейский. Англо-говорящим туристам предоставляются гиды, отлично владеющие английским языком, туристов из стран бывшего СССР, по предварительной договорённости, будут сопровождать русскоговорящие гиды.

Башня Чучхе в Пхеньяне

Покупки[править]

Денежная единица: вон. Иностранным туристам запрещено использовать местную валюту, все расчёты производятся в долларах, евро или китайских юанях. В основном покупки осуществляются в специальных валютных магазинах для иностранцев, но иногда в виде исключения гиды могут сводить туриста в обычный магазин или ресторан для простых корейцев. В городе Расон местный рынок даже включён в официальную туристическую программу. На рынке большое разнообразие всевозможных товаров, покупать можно практически всё, но некоторые виды товаров гиды покупать запрещают (например, военную форму с какими-либо шевронами, кокардами и прочими знаками различия). Продавцы принимают китайские юани.

Цены[править]

Еда[править]

Обе Кореи известны своими национальным блюдами из мяса собаки. Туристу, въехавшему в КНДР сразу будет задан вопрос - подавать ли собачье мясо. Вы можете согласиться или отказаться.

Ночная жизнь[править]

Существует только не-ночная жизнь. Местная водка с корнем женьшеня называется инсам-чжу. Очень неплохое местное пиво Тэдонган (пивоваренный завод был закуплен в Великобритании), некоторые Сочжу (рисовая водка) также неплохи. Местный алкоголь недорог - бутылка пива 650 мл стоит 0.5 Евро. Однако, не стоит напиваться, чтобы не получить неприятностей. Знайте меру и показывайте уважение, или может последовать серьезное наказание как вам, так и вашему гиду.

Что касается воды, то советуем пить бутилированную воду.

Как правило, туристам не предоставляется выбора места размещения - его выбирает принимающая сторона. Туристические гостиницы вполне комфортабельны, но иногда случаются перебои с электричеством и горячей водой. В гостинице обычно есть ресторан, бар, бильярд, могут быть и другие развлечения. В некоторых гостиницах есть пункты международной телефонной связи. Выход за пределы территории гостиницы без сопровождения запрещён.

Курсы[править]

В Университете имени Ким Ир Сена в Пхеньяне иностранные студенты имеют возможность изучать корейский язык. По окончании полного курса выдаётся диплом о высшем образовании. О возможности поступления и условиях необходимо узнавать через официальное представительство КНДР.

Подработка[править]

Немногочисленные иностранцы, работающие в Северной Корее - это в основном сотрудники дипломатических миссий и торговых компаний. В морском порту Рачжин работают русские.

Большинство стереотипов об опасности поездок в КНДР, как и рассказы о повальной бедности этой страны, сильно преувеличены. Тем не менее, с учётом особенностей страны стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не говорите ничего негативного о местной власти, в особенности о личностях глав государства.
  • Не пытайтесь похитить и нелегально вывезти из страны любые предметы, особенно всё, что касается армии, изображений правителей, пропагандистских плакатов, местной валюты, книг, значков и другой атрибутики. Это вполне реально может закончиться для вас серьёзнейшими проблемами. Если вы хотите что-либо приобрести и взять с собой, не стесняйтесь спросить у гида: если нельзя, вы получите вежливый отказ, если можно - гид постарается помочь вам найти всё, что вас интересует.
  • При въезде в страну вы обязаны задекларировать все информационные носители, которые имеете при себе, будь то книги, печатная продукция, телефоны, ноутбуки, фотоаппараты, флэш-карты и прочее. Не допускается ввоз в страну любой информации о Корее (только если она не издана в КНДР), изображений северокорейских вождей и любых материалов на корейском языке. При выезде проверяется, чтобы вы забрали с собой всё, что было у вас с собой на въезде. Если чего-то не окажется, это тоже может повлечь проблемы. Поэтому ничего не забывайте, все свои вещи увозите с собой. Надо сказать, что перед отъездом из гостиницы гиды несколько раз напоминают туристам, чтобы те ничего не забыли, поэтому забыть что-либо можно только специально, чего делать крайне не рекомендуется.
  • В стране строго запрещено фотографирование и видеосъёмка всего, что имеет отношение к армии и обороне. Поэтому прежде, чем что-либо сфотографировать, следует спросить разрешения у гида. По факту, хотя официально такого запрета нет, многие гиды также запрещают съёмку простых жилых кварталов, видимо, полагая, что для иностранцев они выглядят слишком бедно. Если не удержались и тайком поснимали неприглядные районы, лучше спрячьте снимки. Фототехнику проверяют на выезде из страны, и пограничники могут удалить из вашей камеры или телефона всё, что им не понравится.
  • Не гуляйте по городу в одиночку - это запрещено правилами, ходить куда-либо за пределы гостиницы можно только с гидом. Если хочется погулять, попросите гида пройтись с вами - если это возможно, вам не откажут. Если вас поймают без гида, то никаких серьёзных последствий, скорее всего, не будет - вас просто задержит полиция и отвезёт в гостиницу. Но у гида из-за вас будет как минимум очень неприятный разговор с начальством, и вы сильно испортите с ним отношения, да и просто поступите нехорошо по отношению к нему.
  • Корейская еда может быть непривычна для вас, поэтому имейте с собой лекарства для ЖКТ, не переедайте и не ешьте то, что вам не нравится. В питании предоставляется хороший выбор, выбирайте то, что, на ваш взгляд, будет хорошо принято вашим организмом.

Если соблюдать эти простые правила, Северная Корея - одна из самых безопасных стран для туризма. Для туристов, не нарушающих местные правила и обычаи, практически полностью исключены конфликты с местным населением и иные проблемы. Корейцы никогда не украдут ваши вещи и не нападут на вас.

Обычаи[править]

Важно подчеркнуть, что правительство КНДР - в частности, лидеры Ким Ир Сен и Ким Чен Ир - очень высоко почитаемые в Северной Корее фигуры. В то время как рабская преданность делу не является необходимым (по крайней мере, для туристов), оскорбление их в любой форме, является незаконным, и может навлечь на вас (а тем более, на вашего гида) неприятности. В Северной Корее "неприятности" не означает просто "получить по рукам" - Северная Корея известна очень суровыми наказаниями, от штрафа до длительного тюремного заключения или даже смертная казнь.

Хорошим жестом будет привезти подарки гиду и водителю, такие как сигареты для мужчин или крем для рук - для женщин, и т.д. Другие хорошие подарки для гидов - это шоколад, растворимый кофе и сухое молоко. Не давайте ничего местным северным корейцам, и даже не пытайтесь говорить с ними без разрешения гида. Относитесь с уважением к вашим гидам, поскольку, как известно, северокорейские гиды туристам, которым они доверяют, время от времени показывают места и события, куда они обычно не повели бы.

Большинство, если не все, тур групп в КНДР просят торжественно поклониться раз-другой перед статуей Ким Ир Сена, при посещении памятников национального значения. Если вы не готовы этого делать, даже не пытайтесь въехать в Северную Корею. Просто действуйте всегда с максимальным уважением к изображениям двух лидеров.

В любых проблемах, которые вы можете доставить, скорее всего будут винить вашего гида, в неспособности контролировать вас, и он или она будет нести на себе основную тяжесть наказания. Старайтесь не нарушать правила и относиться с уважением к гидам, даже если иногда они вас раздражают - у них тоже есть начальство, которое может на них давить, и они искренне стараются для вас, как могут, с учётом всех правил и ограничений.

Не следует быть навязчивым. Местные жители не очень любят повышенное внимание к себе со стороны посторонних. Если вы хотели пообщаться с местным жителем, но он избегает беседы - не настаивайте. Не фотографируйте людей, предварительно не спросив их согласия - во-первых, это неприлично, во-вторых, запрещено правилами.

Несмотря на острые политические различия, у Северной и Южной Кореи общая культура; различным советы в статье про Южную Корею (например, обычай наливать напитки двумя руками) также помогут здесь.

В Северной Корее нет почти никаких ограничений в части курения. Можно курить в поезде, на вокзале, в ресторане, в гостинице, практически во всех общественных местах. Возможно, некурящие туристы местами могут испытывать дискомфорт, так как корейские мужчины очень много курят, в отличие от женщин, среди которых курение жёстко порицается.

Связь[править]

С недавнего времени отменён запрет на ввоз сотовых телефонов в страну. Однако роуминга в КНДР нет, никакие иностранные операторы не работают. Несмотря на то, что большинство российских операторов утверждают, что роуминг работать будет, на самом деле своей SIM-картой вы сможете воспользоваться в лучшем случае только на границе, где телефон ещё "ловит" сигнал из Китая и России. Смартфон можно использовать для фото- и видеосъёмки, прослушивания музыки, чтения электронных книг и всего прочего, не требующего подключения к сети. Местную SIM-карту с возможностью звонков за границу могут купить только те немногие иностранцы, которые живут в КНДР длительное время, простым же туристам эта возможность недоступна. Позвонить за границу можно только из специального центра международной связи и из некоторых гостиниц для иностранцев, однако цены на такие звонки достаточно высоки.

Окрестности[править]