Северная Корея

Kn-map.png

Северная Корея — страна в Восточной Азии.

Площадь северной части Корейского полуострова, что находится между Корейским заливом и Японским морей. Граничит с Китаем на севере, Россией в северо-востоке и Южной Кореей на юге.

Берега КНДР на востоке омываются Японским морем, на западе водами Корейского залива.

Travel Warning

Предупреждение: Туристические поездки в Северную Корею возможны только в экскурсионной части. Независимые поездки не допускаются. Если Вы не готовы смириться с ограничениями на местные правила передвижения и поведения, то не должны планировать поездки в КНДР в настоящее время. С другой стороны, поездка в КНДР, если она состоялась, является уникальным опытом.

Регионы[править]

Города прямого подчинения:

  • Пхеньян, город прямого подчинения (столица)
  • Расон, особый город

Специальные административные регионы:

  • Кэсон, промышленный регион
  • Кымгансан, туристический регион
  • Синичжу, специальный административный регион

Провинции:

  • Хамгён-Пукто (административный центр - город Чхончжин)
  • Хамгён-Намдо (административный центр - город Хамхын)
  • Канвондо (административный центр - город Вонсан)
  • Пхёнан-Пукто (административный центр - город Синичжу)
  • Пхёнан-Намдо (административный центр - город Пхёнсон)
  • Хванхэ-Пукто (административный центр - город Саривон)
  • Хванхэ-Намдо (административный центр - город Хэчжу)
  • Чагандо (административный центр - город Канге)
  • Янгандо (административный центр - город Хесан)

Посещение иностранными туристами последних трёх перечисленных провинций запрещено, за исключением священной горы Пэктусан, находящейся на территории провинции Янгандо.

Города[править]

Другие достопримечательности[править]

Краткая история[править]

Согласно корейской истории, первый из корейских правителей родился в 2333 году до н.э., историки же считают, что Корея была впервые заселена около 30 000 лет до н.э., когда племена из центральной и южной Азии пришли на полуостров. Под постоянной угрозой со стороны Китая эти племена объединились и образовали единое государство в I веке н.э. К 700 году н.э. корейское Царство Силла переживало период своего культурного расцвета, строя по всей стране дворцы, пагоды и сады для развлечений и оказывая влияние даже на развитие японской культуры. Но в начале XIII века в Корею пришли монголы и применили здесь свою излюбленную тактику выжженной земли. После падения Монгольской Империи на престол вступила династия Чосон, начало правления которой ознаменовало развитие корейской письменности.

В 1592 году в страну вторглись японцы, за ними последовали китайцы, корейцы были разбиты и власть захватила китайская династия Манчу. Повернувшись спиной к жестокому и злому мир, Корея закрылась от иноземного влияния вплоть до начала XX века, когда в 1910 году японцы присоединили к своей территории весь полуостров. Жестокая японская оккупация длилась до конца Второй Мировой войны, после окончания которой Советский Союз и Соединённые Штаты оккупировали северную и южную части полуострова соответственно. В декабре 1945 года США и СССР подписали договор о временном управлении страной, и были сформированы два правительства. На юге США при поддержке ООН фактически поставили у руля антикоммунистическое правительство Ли Сын Мана, на севере к власти пришло просоветское правительство Ким Ир Сена.

Изнурительная война между Севером и Югом длилась до 1953 года (или всё ещё длится, если учесть, что Юг так и не подписал договор о перемирии). Иногда называемая "Забытой войной", Корейская война была яростной и жестокой. К тому времени, когда она закончилась, корейцы потеряли около двух миллионов убитыми, и Северная Корея оказалась почти буквально стёрта с лица земли практически беспрерывными бомбардировками воздушными силами США, более интенсивными, чем те, которым подвергались Япония и Германия во время Второй Мировой войны. Полуостров был официально разделён на две части по 38-й параллели, северная часть провозгласила себя Корейской Народной Демократической Республикой.

В наши дни Северная Корея представляет собой своеобразную смесь бурной многовековой истории и уникальной идеологии, множества древних памятников и помпезных сооружений социализма, красивейших ландшафтов и уникальной флоры, самобытного населения и наследия "Холодной войны". Это одно из самых закрытых государств планеты и один из последних "заповедников коммунизма", страна удивительно трудолюбивого народа и многовековой культуры, сумевшая практически самостоятельно подняться из руин, в которые она была превращена Корейской войной.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Имеется регулярное воздушное сообщение с Владивостоком и Пекином. Рейсы выполняют северокорейская и китайская авиакомпании.

На поезде[править]

Северная Корея имеет регулярное пассажирское железнодорожное сообщение с Россией и Китаем. Билеты из России до станций Туманган и Пхеньян можно приобрести самостоятельно в международной кассе РЖД, имея при себе только загранпаспорт. Однако без надлежащим образом оформленного тура и без визы (кроме случаев безвизового въезда) в страну вас не пустят. Обратные билеты приобретаются только на территории КНДР, через гидов.

  • Поезд из Китая: Пекин-Пхеньян, Даньдун-Пхеньян. Поезда корейского формирования. Специально рассчитан на туристов. Комфортабельные вагоны купе и плацкарт, есть ресторан. Как правило, идёт строго по расписанию, без существенных отклонений. Дорога электрифицирована, но обычно используется тепловозная тяга, чтобы избежать многочасовых опозданий в случае отключения электроэнергии. Поезд курсирует практически ежедневно.
  • Поезд до Пхеньяна из России: по одному беспересадочному вагону Москва-Пхеньян (2 раза в месяц) и Хабаровск-Пхеньян (1 раз в месяц). Вагоны корейские, очень похожи на относительно старые русские. По сути обычное купе. Данный маршрут туристам официально не запрещён, но не рекомендуется. Организовать поездку этим маршрутом довольно сложно, особенно индивидуальную. Особенность организации туристического маршрута в том, что туриста от границы до Пхеньяна обязательно должны сопровождать гиды, что влечёт дополнительные траты. Обусловлено это дополнительными мерами безопасности в связи с тем, что маршрут поезда проходит через некоторые районы КНДР, закрытые для иностранцев. Также следует иметь в виду, что этот поезд по техническим причинам часто опаздывает, вагона-ресторана в нём нет, а на станциях можно выйти погулять только в непосредственной близости от вагона. Таким образом, нужно иметь хороший запас еды в дорогу. В 2008 году двум туристам удалось проехать на этом поезде до Пхеньяна без гидов, обманув турагентство: они заказали тур из Китая, а сами поехали из России, соответственно, гиды не смогли приехать встречать их на границе. Тогда их путешествие увенчалось успехом, но повторять их действия строго не рекомендуется, так как это может привести к непредсказуемым последствиям!
  • Два беспересадочных вагона Москва-Туманган. Вагоны РЖД, купейные, комфортные, с биотуалетом и кондиционером. Для туристов, следующих в город Расон (на пограничной станции Туманган пассажиров встречают гиды и везут в Расон на автобусе). Гражданам России для поездки в Расон не требуется виза, но предварительный заказ тура обязателен, если гиды не приедут на станцию встречать туристов, то тех не пропустит пограничная служба и просто отправят обратно в Россию. В этих вагонах можно совершать и внутренние поездки по России на любых участках от Москвы до Уссурийска.

На автомобиле[править]

Ввиду закрытости Северной Кореи, возможность приехать и передвигаться внутри страны на личном автомобиле для простых иностранных туристов не предусмотрена.

На автобусе[править]

Автобусное сообщение с другими странами отсутствует.

Кораблём[править]

С лета 2017 года между Владивостоком и Расоном курсирует грузопассажирский паром, доступный для туристов. Российским гражданам для посещения Расона не нужна виза, но обязателен заказ тура (туристов в морском порту должны встретить корейские гиды, иначе в страну их не пустят). Иногда выполняются рейсы между Северной и Южной Кореей, сообщение нерегулярное и очень редкое.

Транспорт[править]

Общественный транспорт внутри страны, особенно за пределами Пхеньяна, развит не так хорошо, как, например, в России. Однако у туристов проблем с транспортом не бывает, потому что их всегда сопровождают гиды, которые и обеспечивают организацию всех перемещений. Как правило, на туристическую группу выделяется небольшой автобус с водителем, который и возит группу на протяжении всего путешествия. В Пхеньяне в сопровождении гида можно покататься на единственном в стране метро. До недавнего времени для туристов были доступны только две станции - Ёнгван и Пухын, однако теперь метро открыто полностью. Иностранцы, живущие в стране длительное время, перемещаются свободно в пределах того города или территории, где они живут и работают, и могут пользоваться любым транспортом. Цены на проезд очень дешёвые в сравнении с большинством других стран.

Язык[править]

Официальным языком страны являтся корейский. Англо-говорящим туристам предоставляются гиды, отлично владеющие английским языком, туристов из стран бывшего СССР, по предварительной договорённости, будут сопровождать русскоговорящие гиды.

Башня Чучхе в Пхеньяне

Покупки[править]

Денежная единица: вон. Иностранным туристам запрещено использовать местную валюту, все расчёты производятся в долларах, евро или китайских юанях. В основном покупки осуществляются в специальных валютных магазинах для иностранцев, но иногда в виде исключения гиды могут сводить туриста в обычный магазин или ресторан для простых корейцев. В городе Расон местный рынок даже включён в официальную туристическую программу. На рынке большое разнообразие всевозможных товаров, покупать можно практически всё, но некоторые виды товаров гиды покупать запрещают (например, военную форму с какими-либо шевронами, кокардами и прочими знаками различия). Продавцы принимают китайские юани.

Цены[править]

Еда[править]

Обе Кореи известны своими национальным блюдами из мяса собаки. Туристу, въехавшему в КНДР сразу будет задан вопрос - подавать ли собачье мясо. Вы можете согласиться или отказаться.

Ночная жизнь[править]

Существует только не-ночная жизнь. Местная водка с корнем женьшеня называется инсам-чжу. Очень неплохое местное пиво Тэдонган (пивоваренный завод был закуплен в Великобритании), некоторые Сочжу (рисовая водка) также неплохи. Местный алкоголь недорог - бутылка пива 650 мл стоит 0.5 Евро. Однако, не стоит напиваться, чтобы не получить неприятностей. Знайте меру и показывайте уважение, или может последовать серьезное наказание как вам, так и вашему гиду.

Что касается воды, то советуем пить бутилированную воду.

Как правило, туристам не предоставляется выбора места размещения - его выбирает принимающая сторона. Туристические гостиницы вполне комфортабельны, но иногда случаются перебои с электричеством и горячей водой. В гостинице обычно есть ресторан, бар, бильярд, могут быть и другие развлечения. В некоторых гостиницах есть пункты международной телефонной связи. Выход за пределы территории гостиницы без сопровождения запрещён.

Курсы[править]

В Университете имени Ким Ир Сена в Пхеньяне иностранные студенты имеют возможность изучать корейский язык. По окончании полного курса выдаётся диплом о высшем образовании. О возможности поступления и условиях необходимо узнавать через официальное представительство КНДР.

Подработка[править]

Немногочисленные иностранцы, работающие в Северной Корее - это в основном сотрудники дипломатических миссий и торговых компаний. В морском порту Рачжин работают русские.

Большинство стереотипов об опасности поездок в КНДР, как и рассказы о повальной бедности этой страны, сильно преувеличены. Тем не менее, с учётом особенностей страны стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не говорите ничего негативного о местной власти, в особенности о личностях глав государства.
  • Не пытайтесь похитить и нелегально вывезти из страны любые предметы, особенно всё, что касается армии, изображений правителей, пропагандистских плакатов, местной валюты, книг, значков и другой атрибутики. Это вполне реально может закончиться для вас серьёзнейшими проблемами. Если вы хотите что-либо приобрести и взять с собой, не стесняйтесь спросить у гида: если нельзя, вы получите вежливый отказ, если можно - гид постарается помочь вам найти всё, что вас интересует.
  • При въезде в страну вы обязаны задекларировать все информационные носители, которые имеете при себе, будь то книги, печатная продукция, телефоны, ноутбуки, фотоаппараты, флэш-карты и прочее. Не допускается ввоз в страну любой информации о Корее (только если она не издана в КНДР), изображений северокорейских вождей и любых материалов на корейском языке. При выезде проверяется, чтобы вы забрали с собой всё, что было у вас с собой на въезде. Если чего-то не окажется, это тоже может повлечь проблемы. Поэтому ничего не забывайте, все свои вещи увозите с собой. Надо сказать, что перед отъездом из гостиницы гиды несколько раз напоминают туристам, чтобы те ничего не забыли, поэтому забыть что-либо можно только специально, чего делать крайне не рекомендуется.
  • В стране строго запрещено фотографирование и видеосъёмка всего, что имеет отношение к армии и обороне. Поэтому прежде, чем что-либо сфотографировать, следует спросить разрешения у гида. По факту, хотя официально такого запрета нет, многие гиды также запрещают съёмку простых жилых кварталов, видимо, полагая, что для иностранцев они выглядят слишком бедно. Если не удержались и тайком поснимали неприглядные районы, лучше спрячьте снимки. Фототехнику проверяют на выезде из страны, и пограничники могут удалить из вашей камеры или телефона всё, что им не понравится.
  • Не гуляйте по городу в одиночку - это запрещено правилами, ходить куда-либо за пределы гостиницы можно только с гидом. Если хочется погулять, попросите гида пройтись с вами - если это возможно, вам не откажут. Если вас поймают без гида, то никаких серьёзных последствий, скорее всего, не будет - вас просто задержит полиция и отвезёт в гостиницу. Но у гида из-за вас будет как минимум очень неприятный разговор с начальством, и вы сильно испортите с ним отношения, да и просто поступите нехорошо по отношению к нему.
  • Корейская еда может быть непривычна для вас, поэтому имейте с собой лекарства для ЖКТ, не переедайте и не ешьте то, что вам не нравится. В питании предоставляется хороший выбор, выбирайте то, что, на ваш взгляд, будет хорошо принято вашим организмом.

Если соблюдать эти простые правила, Северная Корея - одна из самых безопасных стран для туризма. Для туристов, не нарушающих местные правила и обычаи, практически полностью исключены конфликты с местным населением и иные проблемы. Корейцы никогда не украдут ваши вещи и не нападут на вас.

Обычаи[править]

Важно подчеркнуть, что правительство КНДР - в частности, лидеры Ким Ир Сен и Ким Чен Ир - очень высоко почитаемые в Северной Корее фигуры. В то время как рабская преданность делу не является необходимым (по крайней мере, для туристов), оскорбление их в любой форме, является незаконным, и может навлечь на вас (а тем более, на вашего гида) неприятности. В Северной Корее "неприятности" не означает просто "получить по рукам" - Северная Корея известна очень суровыми наказаниями, от штрафа до длительного тюремного заключения или даже смертная казнь.

Хорошим жестом будет привезти подарки гиду и водителю, такие как сигареты для мужчин или крем для рук - для женщин, и т.д. Другие хорошие подарки для гидов - это шоколад, растворимый кофе и сухое молоко. Не давайте ничего местным северным корейцам, и даже не пытайтесь говорить с ними без разрешения гида. Относитесь с уважением к вашим гидам, поскольку, как известно, северокорейские гиды туристам, которым они доверяют, время от времени показывают места и события, куда они обычно не повели бы.

Большинство, если не все, тур групп в КНДР просят торжественно поклониться раз-другой перед статуей Ким Ир Сена, при посещении памятников национального значения. Если вы не готовы этого делать, даже не пытайтесь въехать в Северную Корею. Просто действуйте всегда с максимальным уважением к изображениям двух лидеров.

В любых проблемах, которые вы можете доставить, скорее всего будут винить вашего гида, в неспособности контролировать вас, и он или она будет нести на себе основную тяжесть наказания. Старайтесь не нарушать правила и относиться с уважением к гидам, даже если иногда они вас раздражают - у них тоже есть начальство, которое может на них давить, и они искренне стараются для вас, как могут, с учётом всех правил и ограничений.

Не следует быть навязчивым. Местные жители не очень любят повышенное внимание к себе со стороны посторонних. Если вы хотели пообщаться с местным жителем, но он избегает беседы - не настаивайте. Не фотографируйте людей, предварительно не спросив их согласия - во-первых, это неприлично, во-вторых, запрещено правилами.

Несмотря на острые политические различия, у Северной и Южной Кореи общая культура; различным советы в статье про Южную Корею (например, обычай наливать напитки двумя руками) также помогут здесь.

В Северной Корее нет почти никаких ограничений в части курения. Можно курить в поезде, на вокзале, в ресторане, в гостинице, практически во всех общественных местах. Возможно, некурящие туристы местами могут испытывать дискомфорт, так как корейские мужчины очень много курят, в отличие от женщин, среди которых курение жёстко порицается.

Связь[править]

С недавнего времени отменён запрет на ввоз сотовых телефонов в страну. Однако роуминга в КНДР нет, никакие иностранные операторы не работают. Несмотря на то, что большинство российских операторов утверждают, что роуминг работать будет, на самом деле своей SIM-картой вы сможете воспользоваться в лучшем случае только на границе, где телефон ещё "ловит" сигнал из Китая и России. Смартфон можно использовать для фото- и видеосъёмки, прослушивания музыки, чтения электронных книг и всего прочего, не требующего подключения к сети. Местную SIM-карту с возможностью звонков за границу могут купить только те немногие иностранцы, которые живут в КНДР длительное время, простым же туристам эта возможность недоступна. Позвонить за границу можно только из специального центра международной связи и из некоторых гостиниц для иностранцев, однако цены на такие звонки достаточно высоки.

Окрестности[править]