Самарканд

Самарканд находится в Узбекистане. Второй по величине город страны, центр одноименной области.

Понять[править]

Самарканд, пожалуй, наиболее интересный с точки зрения туризма город Узбекистана (и всей Средней Азии). Весь центр города внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Самарканд - один из самых древних городов мира, ему около 2750 лет. Основные достопримечательности относятся к эпохе правления Тимуридов (1370-1499). Основатель династии Амир Тимур (Тамерлан) сделал Самарканд столицей своего государства.

Самарканд исторически таджикский город. До прихода советской власти основным языком был персидский (таджикский близок к персидскому и иногда считается диалектом последнего). Частью Узбекистана Самарканд стал только в 20-е годы XX века. До сих пор в городе проживает много таджиков. От узбеков их легко отличить по европейским, а не монголоидным чертам лица. Также в городе проживает много русских. Большинство населения говорит и понимает по-русски.

Как добраться[править]

Туристы, как правило, посещают город по земле из Бухары или Ташкента. Другой популярной опцией является авиатранспорт. Ближайший погранпереход с Таджикистаном в районе Пенджикента открыт. Для попадания в северный Таджикистан необходимо ехать до погранперехода в поселке Ойбек. Прямое такси стоит 50-100$.

На самолёте[править]

В городе расположен международный аэропорт. Хорошо развито авиасообщение с Россией.

На поезде[править]

В Ташкент ходит безостановочный скоростной поезд. Приблизительная цена билета 30$.

На автомобиле[править]

На автобусе[править]

В Ташкент ходят маршрутки и автобусы с автостанции "Улугбек".

Транспорт[править]

По городу бегает много такси желтого цвета. Стандартная цена передвижения по городу 6000 сум, однако с туристов могут запросить и больше, особенно около достопримечательностей. Цену надо оговаривать до начала поездки. Также по городу ходят маршрутки и автобусы. Цена проезда 500 сум с человека.

Все достопримечательности в Самарканде платные. Стоимость прохода 12000-30000 сум. Вход для граждан Узбекистана существенно дешевле (1000-2000 сум). Скидок жителям России и СНГ нет. Практически нигде нет подписей и информации. Зато везде есть экскурсоводы разной степени легальности. Цена на их услуги договорная, но не должна превышать стоимости входного билета (всего, а не с человека). По-русски говорят, как правило, хорошо.

Многие достопримечательности были сильно разрушены землетрясением 1897 года. Поэтому их современный вид во многом заслуга российских и советских реставраторов. В некоторых местах визуально видно старую кладку или облицовку и отреставрированную (заново построенную). Хотя местные экскурсоводы больше заостряют внимание на то, что русские захватчики в XIX веке вынесли всё золото и драгоценности.

Так как большинство достопримечательностей мусульманского характера (а некоторые являются местами погребения), то от туристов требуется некоторая сдержанность в одежде. Однако действующих мечетей нет, поэтому особых требований тоже нет и пускают всюду.

В большинстве достопримечательностей расположены сувенирные лавки. Медресе Регистана забиты ими под завязку. Возможно они ориентированы на то, что у человека нет возможности отойти, узнать цены в лавках снаружи.

  • Площадь Регистан. Центральная достопримечательность и визитная карточка города. На площади расположено три медресе.
    • Медресе Улугбека. Самая древняя медресе из трех, расположена слева. Здесь преподавал сам Улугбек (внук Тамерлана).
    • Медресе Тила Карри. Прямо по ходу. Красивый синий купол достроен русскими. Он был в изначальном плане, но не успели построить из-за нехватки средств.
    • Медресе Шир Дор. Расположена справа. Необычна тем, что над входом есть изображение тигра, несмотря на запрет в изображении людей и животных в исламе.
  • Мавзолей Амира Тимура. Здесь похоронен Тамерлан, Улугбек и другие правители с приближенными.
  • Мемориальный комплекс Шахи Зинда. Улочка с мавзолеями разных времен. Большинство относится к эпохе Тимуридов. В настоящее время комплекс окружен современных кладбищем.
  • Мечеть Биби-Ханум. Самая большая мечеть, названа в честь одной из жен Тамерлана. Ныне не действует и нуждается в серьезной реставрации.
  • Мавзолей Биби-Ханум. Расположен напротив мечети. Место захоронения самой Биби-Ханум и ее приближенных.
  • Обсерватория Улугбека. Расположена в 2,5км от центра города. В соседнем музее рассказывается, что тут было (на узбекском и английском языках). От самой обсерватории остался холм, внутри которого расположена половина инструмента, по которому Улугбек и его соратники составляли подробную карту звездного неба.

Чем заняться[править]

Покупки[править]

Национальные костюмы, шелковые платки, расписная керамическая посуда. Сладости, специи, орехи.

Еда[править]

Поесть в Самарканде стоит очень дёшево. Около Сиобского базара можно поесть плова с салатом, супом, лепешкой и чаем за 5000 сум. На самом базаре можно купить дешевые фрукты, арбузы и дыни. Нормальная цена на арбуз не должна превышать 2000 сум (в июле), на дыню 3000 сум.

Дёшево[править]

Заведения около Сиобского базара и внутри него.

  • Заведения напротив Регистана и по городу. Палка шашлыка стоит 6 000-7 000 сум. Бутылка местного вина стоит 12 000-20 000 сум. Ужин на человека стоит 6-8$.
  • Ресторан Каримбек, ул. Гагарина 194. Огромное меню, куча разных блюд, в том числе узбекских. Ужин на человека стоит около 8$ (с вином). В счет включают 12% за обслуживание.

Дорого[править]

Ночная жизнь[править]

Вино-водочные товары не продаются в обычных магазинах. Для этого надо искать специальные, впрочем любой местный подскажет дорогу. На сиобском базаре такие магазины есть.

  • B&B Antica. Расположена в старом городе недалеко от мавзолея Тимура. Из частного дома с двором сделали отель. Номера стоят 28-35$ на двоих. В стоимость включен завтрак. Управляет отелем одна семья. По-русски говорят свободно, по-английски тоже хорошо. Могут помочь с чем угодно.

Связь[править]

Окрестности[править]