Ростов-на-Дону

Чемпионат мира по футболу 2018. Ростов-на-Дону - один из российских городов-хозяев самого значимого события в футболе 2018 года - чемпионата мира ФИФА. Более подробная информация здесь.

Чтобы увидеть список других мест с похожими именами, смотрите Ростов

Ростов-на-Дону — промышленный, торговый и транспортный центр юга России. Административный центр Ростовской области и Южного федерального округа. Располагается на реке Дон, что отражено в названии, дабы не путать с Ростовом Великим, в 1076 км к юго-востоку от Москвы.

Понять[править]

Река Дон

Город основан в 1749 году как таможня на Дону. Один из центров Белого движения в гражданскую войну 1918-20 годов. В 1928 году в состав Ростова вошел армянский город Нахичевань-на-Дону. Армяне и армянская культура составляют заметную часть ростовского общества.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Аэропорт Ростова-на-Дону [1] в 2017 году перенесен за город и теперь находится приблизительно в 45 километрах от центра Ростова. Терминал нового аэропорта имеет 9 телетрапов (через них обслуживается около 80% рейсов) и довольно своеобразен. Архитектурный замысел призван напоминать о реке Дон, а внутри на многочисленных медиаэкранах, интерактивных устройствах и панно раскрывается казачья тема. Единственный российский аэропорт, имеющий 5 звезд рейтингового агентства Skytrax.

Около половины рейсов из ростовского аэропорта летят в Москву (1,5-2 часа). Кроме того, имеются ежедневные рейсы в Санкт-Петербург, Сочи, Стамбул, и менее частые еще примерно в два десятка российских городов и десяток зарубежных пунктов.

В аэропорт ходят два автобусных маршрута:

  • #700 с главного вокзала / автовокзала Ростова (остановка посредине между ними). Работает круглосуточно, отправления раз в полчаса в 00 и 30 минут каждого часа (поздно вечером и ночью - раз в час). Промежуточные остановки: Ворошиловский / Красноармейская, пригородный автовокзал, старый аэропорт, МЕГА Аксай, Рассвет, Красный Колос. Обратно из аэропорта также любые иные остановки по требованию. Стоимость проезда - 100 рублей, отдельно требуют 50 рублей за багаж размером больше ручной клади. Днем работают большие автобусы (половина - с кондиционерами и удобными сиденьями, половина - нет), ночью средние и малоудобные автобусы ПАЗ.
  • #800 от вокзала Новочеркасск. Около десятка рейсов в день на автобусах ПАЗ. Ночных рейсов нет.

Такси, вызванное через мобильное приложение, обычно будет стоить 600-1200 рублей до различных точек в Ростове. Такси, предлагаемые в самом терминале аэропорта, в том числе на "официальных" стойках, будут значительно дороже.

Пассажиры, вылетающие международными рейсами, имеют возможность после предполетного контроля безопасности посетить зону вылета внутренних линий (выходы на посадку 11-20), где гораздо более широкий выбор магазинов и кафе. При этом им следует оставлять время на последующее прохождение таможенного и пограничного контроля.

Аэропорт имеет почти десяток кафе и ресторанов, однако к бюджетным можно отнести только два - блинная "Вкуснолюбов" в общедоступной зоне и буфет Aeromenu около выхода на посадку #16 в зале внутренних линий. Там же находятся столы для работы, с розетками.

На поезде[править]

Практически все поезда дальнего следования обслуживает вокзал Ростов-Главный, пригородные - находящийся в 300 метрах терминал Ростов-Пригородный (технически они составляют единую станцию Ростов-Главный, но для пассажиров названия могут различаться). 1-2 дальних поезда в сутки могут проходить через находящийся на юго-западной окраине города и плохо доступный на общественном транспорте вокзал Ростов-Первомайская.

Время в пути быстрейших поездов из Москвы - 15 часов, из Санкт-Петербурга - 24 часа, из Краснодара - 3 часа, из Сочи и Кисловодска - 7 часов, из Новороссийска, Туапсе и Анапы - 5-5,5 часов.

В 2019 году Ростов-Главный стал единственным дальним вокзалом в России, где для прохода на платформу требуется предъявить билет или оформить пропуск. Введение этого порядка официально никак не объяснено и сроки его отмены неизвестны, несмотря на многочисленные скандалы и недовольство пассажиров.

В остальном Ростов-Главный довольно удобный по российским меркам вокзал, имеющий конкорс с залом ожидания над платформами, небольшой фуд-корт на первом этаже, городской туристический офис.

Привокзальная площадь - один из ключевых узлов городского транспорта. Через нее проходят несколько десятков маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев и маршруток, позволяющих доехать без пересадки почти до всех районов города. В центр города (1-2 километра от вокзалов) следуют автобусы 3, 3А, 7, 67, 70, 80, 98, троллейбусы 1, 2, 22.

Справочная по всем вокзалам: +7 (863) 267-02-10, 238-36-00.

На автомобиле[править]

На автобусе[править]

Два автовокзала: Главный, по соседству с железнодорожными Ростов-Пригородный и Ростов-Главный вокзалами, и Пригородный, расположенный в восточной части города ближе к выезду на трассу М4.

Главный автовокзал: +7 (863) 244-10-10, пригородный автовокзал: +7 (863) 251-08-67 Адрес: ул. Сиверса, 1. Расписание автобусов из Ростова [2]. Добраться до автовокзала можно на городском транспорте или пешком, из центра города.

На корабле[править]

Постоянного пассажирского сообщения по Дону нет. Есть круизные рейсы из Москвы и Волгограда.

Транспорт[править]

Ростов имеет одну из наиболее мощных в России сетей городского транспорта, основу которой составляют частоходящие автобусы большой вместимости. В городе также работает небольшое число троллейбусных и трамвайных маршрутов, а также маршрутки (последние постепенно заменяются автобусами). Несколько десятков автобусных маршрутов и один троллейбусный курсируют с интервалами в 4-10 минут в дневное время, обеспечивая возможность быстро уехать практически по любому направлению.

Стоимость проезда по состоянию на февраль 2020 года составляет 26 рублей в автобусах и маршрутках (23 рубля при оплате бесконтактными банковскими картами или местными транспортными картами "Простор"). Цена в трамваях и троллейбусах - 17 рублей независимо от формы оплаты. Оплата при входе, при этом ростовчане обычно не берут билеты, поскольку в транспорте нет контролеров или кондукторов. Пересадочных тарифов и проездных на множество поездок или определенное число дней не существует - во многом из-за наличия в городе около десятка конкурирующих перевозчиков.

Транспортные карты "Простор" для приезжающих на короткий срок бессмысленны, поскольку окупаются лишь после трех десятков поездок. Кроме того, точек для пополнения их баланса очень мало.

Транспорт начинает работу в 5-6 утра, однако большинство маршрутов исчезают с улиц уже около 21 часа вечера. Отдельные линии работают до 23-24 часов, при этом некоторые из них - только в направлении из центра. Ночного транспорта нет (за исключением аэропортового маршрута #700, которым можно раз в час проехать между главными вокзалами, пригородным автовокзалом и районом бывшего аэропорта).

Отслеживать движение и маршруты транспорта можно с помощью ряда мобильных приложений, включая Яндекс.Транспорт и Яндекс.Карты.

Ключевым неудобством ростовского транспорта являются хронические простои на крупных остановках, длящиеся порой до 5 минут - таким странным способом водители пытаются набрать "больше пассажиров". В результате пассажиров становится только меньше, поскольку некоторые из них выбирают вместо простаивающих автобусов личный автотранспорт или такси.

Цены такси достаточно умеренны. Проезд по центру города обычно стоит в пределах 100-150 рублей, из центра на окраины - 150-300 рублей. Цены могут увеличиваться в несколько раз в периоды высокого спроса - например, в плохую погоду, вечер пятницы или субботы или после футбольного матча.

Расписания общественного транспорта, новости транспорта и адреса терминалов для пополнения транспортных карт

Театральная площадь
  • Здание драмтеатра в форме трактора на Театральной площади — выдающийся памятник эпохи конструктивизма.
  • Ростовский кафедральный собор конструктивно очень похож на храм Христа Спасителя в Москве. Что неудивительно, поскольку строил их один архитектор.
  • Здание музыкального театра в форме рояля на ул. Большой Садовой — не настолько монументальное, как театр-трактор, но взглянуть стоит.
  • Памятник Св. Димитрию Ростовскому на Соборной площади — редкий случай статуи религиозного деятеля.
  • Памятник красным конникам, освободившим Ростов от белогвардейцев работы Е. Вучетича, изначально предназначенный для композиции на Мамаевом кургане. Расположен на пл. Советов (угол ул. Б. Садовой и пр. Ворошиловского).
  • Памятник тачанке на южном въезде в город.

Чем заняться[править]

  • Ростовский музей изобразительных искусств — ул. Пушкинская, 115. Есть интересные работы Айвазовского и Коровина. Открыт с 10.00 до 18.00, кроме вторника.
  • Ростовский музей железнодорожной техники — ул. Портовая, 71. Время работы — с 10 до 17, кроме понедельника.
  • Академический театр драмы им. Максима Горького
  • Ростовский музыкальный театр
  • Цирк
  • Зоопарк
  • Ботанический сад
  • Левбердон — зона отдыха (часто называемая самой длинной в Европе) на левом берегу Дона, представляющая собой практически непрерывную линию из кафе, ресторанов, пляжей и клубов. Зимой большая часть заведений закрыта.
  • Свободное пространство "Циферблат" - ул. Соколова, 46. Время работы - с 11 до 24, каждый день.
  • Парк им. М. Горького ул. Б. Садовая, 45
  • Парк Революции ул. Театральная 1
  • Парк "Дружба" ул. Капустина
  • Аквапарк H2O просп. Михаила Нагибина, 34
  • Развлекательный комплекс "Темерницкий" ул.Лелюшенко, 10
  • Набережная г. Ростова-на-Дону ул. Береговая.

Покупки[править]

  • Центральный рынок, в народе называемый Старый базар, — торговая территория в рамках улиц Московской, Ульяновской, пр-т. Буденновского и пер. Газетного. Включает в себя не только «официальные» продовольственный и вещевой рынки, но и крупный блошиный рынок, где торгуют с земли или с рук — всем, чем угодно. Здесь можно почувствовать настоящую атмосферу базара (не путать с рынком). Во многом Центральный рынок похож на одесский Привоз, но значительно крупнее.
  • Магазин семикаракорской керамики — ул. Б. Садовая, 42. Фирменный магазин от фабрики из г. Семикаракорск Ростовской области. Посуда и фаянсовые сувениры с казачьей, православной и другой тематикой.

Еда[править]

Сетевые рестораны[править]

  • McDonald's: Б. Садовая, 46; пр. Ворошиловский, 32. Есть Wi-Fi интернет.
  • Рестораны «Рис»: Б. Садовая, 70; пр. Будённовский, 35. Есть Wi-Fi интернет.
  • Кофейни «Пить кофе»: пер. Соборный, 21; пр. Соколова, 45; пр. Театральный, 47; пр. Ворошиловский, 18/18. Есть Wi-Fi интернет.
  • Пивной ресторан «БирХоф»: ул. Темерницкая 80. Есть Wi-Fi интернет.

Дёшево[править]

  • Студенческое кафе-столовая "Русь" на улице Текучева, 145 (Район ЦГБ). Обед из трех блюд от 50 рублей.
  • Студенческое кафе-столовая в главном корпусе педагогического института ЮФУ на пересечении пер. Островского и ул. Большой Садовой.
  • Закусочная «Маг-Экспресс», ул. Б. Садовая, 32.

  • «Елки-палки» (шведский стол): ул. Б. Садовая, 68.
  • Пиццерия La Terraza, ул. Б. Садовая, 80. Есть Wi-Fi интернет.
  • Ресторан русской кухни «Колхоз»: ул. Социалистическая, 143а.

Дорого[править]

  • Стейк-хаус «Вино и Мясо»: ул. Социалистическая, 106, тел. +7 863 262-33-93. Очень достойные стейки.
  • Чайный ресторан Apsara: ул. Шаумяна, 96, тел. 40-93-48.

Ночная жизнь[править]

  • Клуб «Подземка» - пл. Комбайностроителей (ДК «Ростсельмаш»)
  • Клуб «Пьяный Джокер» - пр. Космонавтов, 2/2 (ТРЦ «Вавилония»)
  • Клуб «Мед» — ул. Красноармейская, 157.
  • Клуб Chester Pub - пр. Буденновский, 1 Г

Дёшево[править]

  • Гостиница «Западная», ул. Содружества, 66/110, тел. +7 863 224-02-89, 222-68-73
  • Гостиница «Звезда», пер. Соборный, 104, тел. +7 863 232-93-38, факс +7 863 232-29-60.
  • Гостиница "Надежда" ул. Вавилова 74б, тел +7 863 200 65 53.

Недостаток бюджетных гостиниц в Ростове компенсируется широким предложением квартир посуточно. По уровню комфорта квартиры обычно на уровне 3-4 звезд, при этом цена обычно не выше цены двухместного номера в самой дешевой гостинице:

  • Квартирный отель Nasutki.org [1], тел. +7 918-500-44-55
  • Квартирная гостиница .RU [1], тел. +7 904-442-27-04, +7-951-837-56-77

  • Гостиница «Ростов», пр. Буденновский, 59, тел. +7 863 290-76-90
  • Гостиница «АМАКС», пр. Нагибина, 19, тел. +7 863 238-47-46, 232-43-09.
  • Гостиница «Барокко», пр. Нагибина, 55, тел. +7 863 231-00-41.

Дорого[править]

  • «Вертол Отель», пр. Нагибина, 30, тел. +7 863 268-77-60, 268-77-61, 268-77-87
  • Конгресс-отель DON-PLAZA (****), Б. Садовая, 115, тел. +7 863 263-90-65;официальный cайт: http://www.don-plaza.ru/

Связь[править]

Телефония[править]

В Ростове-на-Дону работают следующие операторы сотовой связи МТС, Билайн, Мегафон, Tele2, SkyLink. Услуги проводной связи обеспечивают две компании: ЮТК и ЦТС. По городу имеются таксофоны обоих этих компаний, которые работают по таксофонным картам (у каждой компании свои).

Междугородний код города Ростов-на-Дону +7 863

Интернет[править]

  • McDonald's: Б. Садовая, 46; пр. Ворошиловский, 32.
  • Рестораны «Рис»: Б. Садовая, 70; пр. Будённовский, 35.
  • Кофейни «Пить кофе»: пер. Соборный, 21; пр. Соколова, 45; пр. Театральный, 47; пр. Ворошиловский, 18/18.
  • Пиццерия La Terraza, ул. Б. Садовая, 80.
  • Центр обслуживания абонентов «Комстар»: ул. Социалистическая, 144.

В центре Ростова довольно безопасно. Однако после захода солнца лучше избегать окрестностей Центрального рынка между улицами Станиславского и Береговая.

Окрестности[править]

  • Аксай
  • Азов
  • Таганрог
  • хутор Недвиговка — крупнейший в России археологический музей-заповедник "Танаис". Тел. +7 86349-20407, 20248. Музей работает с 20 апреля по 15 ноября с 9 до 17 часов, кроме вторника.