Онежское озеро

Онежское озеро

Default Banner.jpg

Оне́жское озеро (Оне́го) находится в северо-западной части России.

Озеро является вторым по величине в Европе после Ладожского озера.

Расположено на территории трех регионов России: республики Карелия, Вологодской и Ленинградской областей.

Города[править]

  • Петрозаводск - административный центр Карелии, располагается в средней части западного берега Петрозаводской губы.
  • Кондопога - промышленный город в глубине Кондопожской губы.
  • Медвежьегорск - город на самом севере озера, в глубине Повенецкого залива.
  • Шуя — старинное русское поселение, известное с 1566 года. Около него обнаружены стоянки первобытного человека.
  • Вытегра - город на Волго-Балтийском канале в 15 км к югу от выхода последнего в Онежское озеро

Другие порты[править]

  • Повенец - посёлок в северной части озера в Повенецком заливе, у входа в Беломоро-Балтийский канал.
  • Вознесенье - посёлок на юго-западе озера, в месте вытекания реки Свирь.
  • Шальский (Шала) - посёлок на восточном берегу в месте впадения реки Водла.
В кижских шхерах

Острова[править]

  • Остров Большой Климецкий — самый большой остров озера площадью 147 кв.км.
  • Остров Кижи [2] — заповедник-музей, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятники деревянного зодчества.
  • остров Южный Олений — могильник эпохи раннего северного неолита или позднего мезолита
  • Остров Василисин (Василиса) - один из немногих островов в открытой части озера, находящийся достаточно далеко от берега.
  • Остров Хед - узкий длинный остров с естественной высотой 55 метров и маяком в Заонежском заливе.
  • Остров Суйсари - остров в Кондопожской губе, населенные пункты Суйсарь-на-Острове и Суйсарь (на материке) разделены небольшим проливом. Известен, как место съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего».

Заливы[править]

  • Повенецкий залив
    • Повенецкая губа
  • Заонежский залив
  • Залив Большое Онего
    • Петрозаводская губа
    • Кондопожская губа. Одна из самых неблагоприятных экологических зон из-за влияния Кондопожского ЦБК.
    • Большая Лижемская губа
    • Уницкая губа. Один из самых чистых заливов Онего. Здесь расположена Пегрема, висячие озёра.
  • Залив Малое Онего
  • Свирская губа

Понять[править]

Онежское озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток, длина около 290 км, максимальная ширина 82 км. В южной части открытый водоем, в северной - губы и шхеры. Площадь водной поверхности составляет 9,7 тыс. км2. Наибольшая глубина в северной части озера достигает 127 метров. Средняя глубина в центральной части составляет 50-60 метров, ближе к югу глубина уменьшается до 20-30 метров. Озеро является источником чистой пресной воды, на середине озера воду можно безопасно употреблять без всякой подготовки.

В Онежское озеро впадают около 50 несудоходных рек, вытекает всего одна река — Свирь. Кроме судоходной Свири, которая вытекает из озера в юго-западной части озера у поселка Вознесенье, озеро сообщается с Белым морем посредством Беломоро-Балтийского канала, выход в северной части у поселка Повенец. Также есть судоходное сообщение с Волгой через Волго-Балтийский канал, который выходит в Онего на юге в 15 километрах севернее Вытегры.

История[править]

Ланшафт[править]

Типичный малый остров Онежского озера - Сосновец, около устья реки Водла

Онего - типичное ледниковое озеро, образовалось в тектонической котловине в результате таяния ледника. Скальные выступления многократно подвергались воздействию ледников, которые надвигались с северо-запада вдоль существующих в настоящее время губ.

Флора и фауна[править]

В Онежском озере водится 47 видов и разновидностей рыб. Из благородных видов можно поймать лосося, форель, стерлядь. Также водятся ряпушка, сиг, хариус, корюшка, щука, плотва, елец, густера, чехонь, карась, сом, угорь, судак, окунь, ёрш, налим и прочие.

Климат[править]

Погода в озере может измениться за считаные часы. Жарким летом верхние слои воды в озере прогревается выше +20 градусов по Цельсию, нижние же слои только до +5. В Кижских шхерах температуры воды обычно выше на 3-5 градусов нежели в открытом озере и Петрозаводской губе.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Авиационное сообщение с населенными пунктами у Онежского озера осуществляется в части Петрозаводска из Москвы, в Вытегру из Вологды.

На поезде[править]

На поздах следующих из Мурманска или в Мурманск до железнодорожного вокзала Петрозаводска, станций Кондопога, Лижма, Медвежья Гора. Также в Петрозаводск на поездах следующих до него.

На автомобиле[править]

Наиболее комфортный подъезд в район Онежского озера осуществляется по федеральной трассе M18 «Кола», которая проходит через города Шуя, Петрозаводск, Медвежьегорск. По этой трассе удобнее попадать на западную часть озера, с проездом до дорогам местного значения Р15 и Р19. Попасть на южную и восточную часть озера на автомобиле проще через трассу Р5 Вологда - Вытегра - Пудож - Челмужи - Повенец - Медвежьегорск, из Пудожа ответвление на Шалу. Таким образом на севере обе пути сходятся в Медвежьегорске, а на юге при помощи дороги от Вознесенья через Оштинский погост в Вытегру.

На корабле[править]

Большинство круизных теплоходов следующих по Волго-Балтийскому и Беломоро-Балтийскому каналам входят в акваторию Онежского озера. Такие рейсы осуществляются из Москва, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и прочих городов. В обязательном порядке теплоходы делают заход на остров Кижи.

Взносы и пропуска[править]

Безусловным местом где надо заплатить, являются входные билеты на остров Кижи. С 1 мая 2009 года стоимость для россиян: взрослые - 130 рублей, пенсионеры - 70 рублей, студенты - 70 рублей, школьники - 20 рублей. Для нерезидентов сбор составляет 750 рублей. Эксурсионное облуживание и дополнительные услуги оплачивается отдельно.

При поездке в Пегрему нужно взять с собой несколько сотен рублей на человека.

Транспорт[править]

«Комета» выходит из кижских шхер

Водный транспорт[править]

Водное транспортное сообщение по Онего в настоящее время активно возрождается. В сезон навигации по Онежскому озеру существует маршрут Петрозаводск-Кижи-Петрозаводск, выполняемый на не водоизмещающих судах типа «Комета» турхолдинга «Карелия» [3]. Отправление с морвокзала г.Петрозаводска несколько раз в день. Стоимость проезда из Петрозаводска до Кижей на лето 2009 года составляло около 1000 рублей в одну сторону и 1900 рублей туда и обратно. Также на Комете по особому расписанию можно добраться до мест Великая Губа, Сенная Губа, порт Шала и в Вытегру.

Некоторые туристические агенства Карелии занимаются формированием круизов по Онего на теплоходах в примечательные места озера.

И в летнее и в особенно зимнее время, в качестве транспортных средств, специальным образом используются суда на воздушной подушке.

Ещё одним вариантом перемещения по акватории озера, в основном вдоль северной части по заливам и губам, является возмощность договориться с частниками-владельцами моторных лодок и прочих маломерных судов.

Авиа[править]

Недешевым, но возможным способом перемещения является вертолет, особенно в зимнее время.

Автобус[править]

Между крупными населёнными пунктами, расположенными по берегам озера осуществляется регулярное автобусное сообщение.

  • Кижский погост. Спасо-Преображенский и Покровский соборы  изменить
  • Мыс Бесов Нос. Петроглифы, бесов камень  изменить
  • Пегрема. Мегалитический памятник

  • Андома Гора, [1]. Памятник природы республиканского значения. Абсолютная высота около 85 метров.  изменить

Храмы и монастыри[править]

  • Муромский Успенский мужской монастырь. Один из самых труднодоступных монастырей России, находится на восточном побережье южнее Бесова носа, на тонкой перемычке между Онежскии и Муромским озерами.  изменить
  • Корнилие-Палеостровский мужской монастырь, (остров Палей).  изменить
  • Часовня Георгия Победоносца, д. Усть-Яндома. Деревянная часовня XVI века, стоящая на мысу, выдающемся в Онежское озеро  изменить
  • Успенская церковь, д. Космозеро. Деревянная церковь, стоящая на восточном берегу Космозера, построена в 1729 году.  изменить
  • Варваринская церковь, д. Яндомозерский Погост. Церковь построеная в 1655 году  изменить
  • Богоявленская церковь, д. Челмужи. Церковь построена в 1605 году  изменить

Чем заняться[править]

Ловлей рыбы,осмотром окрестностей там очень красивые мхи, сбором ягод и грибов.

Маршруты[править]

  • Остров Хед
  • Кижи

Еда[править]

Рыба пойманая в Онеге, ягоды и грибы собранные в этих же лесах, ну и конечно привезенные продукты, а так же можно что нибудь купить в близ лежащих населенных пунктах которых не так и много.

Ночная жизнь[править]

На некоторых островах водятся гадюки.

Окрестности[править]

  • Заповедник «Кивач»
  • Марциальные воды
  • Национальный парк «Водлозерский»