Новогрудок

Новогрудок

Default Banner.jpg

Новогрудок [13] находится в Гродненской области, Республика Беларусь.

Понять[править]

Редкостной живописности панорама Новогрудка и его окрестностей открывается путнику при подъезде к городу с любой стороны. Этот волшебный пейзаж будто изначально был помечен перстом Истории. Века проходили и уходили, но не прошли без следа. Они в памятниках города, его домах и улицах, в летописях…

История[править]

История любого города и района неповторима и своеобразна, однако, историческое значение Новогрудской земли общепризнанно. Именно здесь было положено начало созданию Великого княжества Литовского. Но обо всём по порядку… Первые поселенцы на территории нынешнего Новогрудского района появились примерно 4 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют сохранившиеся памятники древних времен: стоянки, городища, курганные могильники. Новогрудок, называемый в летописях также Новгородок, Новогородок, Новый Городок - один из древнейших городов Беларуси. Согласно археологическим исследованиям, его история начинается в конце Х века. В Софийском І и Новгородском IV летописях город впервые упоминается под 1044 г. в связи с походом Ярослава Мудрого на Литву. В Софийском I летописе сказано: "Ходи Ярослав на Литву, а на весну заложил Новогород и сделал и". Впервые высказал мысль, что город возник в 1044 г. российский историк В. Татищев. Он писал: "Сей Новгород по обстоятельству мнится литовский, который Всеслав Полоцкий хотел захватить, но князи Ярославовичи уведав, возмездно в его землю шли и перво Минск взяли, а потом на реке Немане в Литве, которая недалеко от Минска и Новгородка Литовского. На сегодняшний день эта дата закреплена в «Энцыклапедыі гісторыі Беларусі» (Минск, 1999г., т. 5 и «Беларускай Энцыклапедыі» (Минск, 2002г., т.11). Расположенная на живописных холмах в центре Новогрудской возвышенности, старая часть города имеет неповторимый облик и чрезвычайно богатую событиями историю. На рубеже Х-ХI в.в. была заселена Замковая гора. В XII в. город состоял из детинца (Замковая гора) и посада (Малого замка). Уже за первые два века своего существования Новогрудок стал наиболее богатым городом Понемонья. В те годы жители Новогрудка установили широкие торговые контакты с балтийскими и скандинавскими княжествами, европейскими странами, Византией и Ближним Востоком. В 12 веке Новогрудок был одним из богатейших городов Черной Руси или Верхнего Понеманья. С XIII в. Новогрудок - центр удельного княжества. В 1253 г. новогрудский князь Миндовг короновался в городе как король Литовии. В связи с этим Новогрудок можно по праву считать столицей и ядром создания Великого княжества Литовского (ВКЛ). Сын Миндовга, Войшелк, в борьбе против галицко-волынских и литовских князей объединил вокруг Новогрудка Пинскую землю, Нальшаны и Деволтву. Эта территория и составила основу ВКЛ. 1316-1341 гг. – княжение в Новогрудке великого князя литовского Гедимина. В 1341 г. Новогрудским удельным княжеством начинает владеть Корият Гедиминович, а с 1358 г. княжество переходит во владение его сына Федора. В конце 14 в. Новогрудок принадлежал Корибуту, сын великого князя литовского Ольгерда. С 1394 г. Новогрудок – центр литовского великокняжеского домена. В конце 14 в. на Замковой горе начинается строительство каменного замка-крепости, завершившееся в начале 16 в. Новогрудский замок в 16 в. имел семь башен, соединенных стенами, и дополнительные укрепления с севера – большой земляной вал и оборонительный ров тридцатиметровой ширины глубиной до 4 м. По валу были расположены высокие стены. Замок долгое время был одним из самых неприступных.

С 1316 (1317) г. в городе установлена резиденция (кафедра) православного митрополита. С 1415 г. Новогрудок – резиденция митрополита ВКЛ, с 1596 г. – резиденция униатских митрополитов Речи Посполитой. В середине XVI века в Новогрудке действовало 10 церквей. В разные периоды в нем было 5 костелов, 6 монастырей, синагога и мечеть. В городе трижды проводились сеймы ВКЛ (1448, 1508, 1538). В 1422 г. в фарном костеле венчался король Польши Ягайло с княжной Софьей Гольшанской. От их брака пошла знаменитая династия Ягеллонов.

В 1428 г. весь город с землей и селами Витовт передал в пожизненное пользование своей жене Ульяне. Здесь часто бывали Гедимин, Ольгерд, Кейстут, киевские митрополиты. 26 июля 1511 г. город получает магдебургское право. Просуществовало самоуправление до 1795 г., когда Новогрудок вошел в состав Российской империи.С 1581 г. до 1775 г. здесь проходили заседания высшего апелляционного суда – Главного Литовского трибунала, а в одной из башен замка располагался его архив. В 1595 г. грамотой Жигимонта III город получил герб: на красном поле — Архангел Михаил, который держит в правой руке меч, а в левой — весы. В XVI — XVIII веках в Новогрудке постоянно проживало 2—3 тысячи человек. Военные события, городские пожары и эпидемии XVII-XVIII веков привели Новогрудок к политическому и экономическому угасанию. Во время "кровавого потопа" (войны 1654—1667 годов), в сентябре 1655 года Новогрудок после осады взяли войска князя А.Н. Трубецкого и украинские казаки И. Золотаренко. Замок был сильно разрушен, а город сгорел. Замок частично был восстановлен, но вновь в 1660 году взят московскими войсками князя И.А. Хованского. Наемный гарнизон, не получивший плату за службу, сам открыл ворота крепости. В ходе Северной войны в 1706 году шведы штурмом овладели городом и замком, все разграбили и все укрепления взорвали. С 1795 года Новогрудок— в составе Российской империи, уездный город в составе Слонимской, с 1797 года — в Литовской, с 1801 года — в Гродненской, с 1843 года — в Минской губернии. Новогрудская шляхта активно участвовала в восстаниях 1830-1831гг. и в 1863-1864гг. В течение XIX века Новогрудок — небольшой городок, в котором около 4000 жителей, 15 каменных и 400 деревянных домов. В начале XX века ежегодно в городе проходило по 6 ярмарок. В 1897 году в Новогрудке проживало около 8000 жителей. С сентября 1915 года Новогрудок был оккупирован германскими войсками, которых в апреле 1919 года сменили польские войска. В июле 1920 года Красная армия вошла в Новогрудок, но поляки ее выбили уже в октябре. В 1921—1939 годах Новогрудок— в составе Польши, центр воеводства и повета. Сюда в 1922 г. приезжал руководитель польского государства Юзеф Пилсудский, в мае 1924 г. — президент Станислав Войцеховский. В Новогрудке действовала белорусская гимназия, которая содержалась на средства родительского комитета. В свое время ее окончили будущие белорусские поэты Анатолий Ивере и Нина Тарас, ученые Борис Кит и Леонид Борисоглебский. Учителем рисования несколько лет работал известный художник Язэп Дроздович. В городе действовали семилетние школы, лицей, польская гимназия, библиотека, клуб. Незадолго до 1939 года был открыт частный кинотеатр на 70 мест. Для гостей города предоставлялись номера в гостиницах «Европа», «Париж», «Бразилия». С 1939 года Новогрудок — в составе Белоруской ССР, с 1940 года районный центр. С 15 января 1940г. Новогрудок - центр Новогрудского района Барановичской области. В годы второй мировой войны Новогрудчина находилась под немецкой оккупацией с 4 июля 1941 года. Одним из трагических событий начала войны явилось окружение частей Красной Армии в т.н. «Новогрудском котле». За годы войны в Новогрудке и районе погибло свыше 45 тысяч человек. В городе было разрушено около 60% жилого фонда. Освобожден Новогрудок в ходе Белостокской операции 8 июля 1944 года. 8 января 1954 года Новогрудский район находится в составе Гродненской области. С 8 января 1963года Новогрудок был городом областного подчинения. В 1997г. Новогрудок и Новогрудский район объединены в единую административно-территориальную единицу. С Новогрудчиной связаны имена многих выдающихся людей: канцлера ВКЛ Иохима Литавора Хрептовича, великого поэта Адама Мицкевича, поэтов Яна Чечета, Винцента Коротынского, первого белорусского мемуариста Федора Евлашовского, первого белорусского фольклориста Соломона Рысинского, художника Язепа Дроздовича, фотографа Яна Булгака, нашего современника, всемирно известного ученого в области астронавтики Бориса Кита и многих других государственных, научных и культурных деятелей.

Как добраться[править]

В Новогрудок можно добраться на автобусе или на автомобиле. Ближайшая железнодорожная линия (Лида-Барановичи) находится в 20 км. от города.

На автомобиле[править]

На автобусе[править]

Транспорт[править]

Руины замка
  • Руины Новогрудского замка. Замок - древнейший центр Новогрудка, бывшая резиденция русских князей и князей Великого Княжества Литовского. Строился в три этапа с XIII по XVI в. Имел 7 башен, дворец, Замковую церковь. Замок разрушен в войнах середины XVIII в. Памятник оборонительного зодчества.
  • Костёл Преображения Господнего (Фарный). Действующий. Построен в 1712-1723 гг. В этом храме в 1422 г. был заключён брак короля Польши Ягайло с Софьей Гольшанской. Здесь был крещён Адам Мицкевич. В каплице костёла находится сакрофаг с останками 11 сестёр-назаретянок, расстрелянных гитлеровцами в 1943 г.
  • Борисоглебская церковь. Действующая. Построена в 1519 г. на месте храма XII века. Памятник архитектуры с элементами готики и ренесанса. В XIX-начале XX в. здесь хранилась чудотворная икона Божьей Матери Новогрудской.
  • Церковь Св. Николая. Действующая. Построена в 1780г. как костел Ордена францисканцев. В 1846г. костел преобразован в православную церковь. Памятник архитектуры барокко с элементами псевдовизантийского стиля. После воостановления в 1991г. Новогрудской епархии, является соборной.
  • Костёл Св. Михаила Архангела. Действующий. Основан в 1624 г. как костёл ордена доминиканцев. Современный вид приобрёл в начале XVIII в. Памятник архитектуры барокко с элементами классицизма. Рядом, в монастыре, который не сохранился, работала Доминиканская школа, учеником которой был А.Мицкевич
  • Мечеть. Современное здание мечети построено в 1855г. на месте предшествующего. После второй мировой войны была закрыта. Восстановила свою деятельность в 1997г.
  • Гора Миндовга. Согласно местному преданию, здесь похоронен князь Миндовг, основатель Великого княжества Литовского. В 1993г. у ее подножья был установлен памятный знак.
  • Курган Адама Мицкевича (Курган Бессмертия). Насыпан по инициативе Мицкевичского комитета в 1924-1931гг. Здесь находится земля, привезенная со всех стран, в которых жил А.Мицкевич. У подножья Кургана в 1998г. установлен памятный знак.
  • Памятник Адаму Мицкевичу. Установлен на территории Малого замка в 1992г. Автор – В.Янушкевич.
  • Бюст Владимиру Высоцкому. Установлен в г.Новогрудке в ноябре 2012 года. Владимир Высоцкий в 1969 году провел на Новогрудчине несколько недель во время съемок фильма Виктора Турова «Сыновья уходят в бой» и написал к нему 3 песни.
  • Памятник преподобному Елисею Лавришевскому. Памятник преподобному Елисею Лавришевскому в г.Новогрудке 10 ноября 2007 года освятил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Открытие монумента стало одним из центральных событий празднования 690-летия образования Новогрудской епархии и 15-летия ее восстановления, которые проходили в ходе торжеств в честь 1015-летия православия на Беларуси.
  • Памятный знак к 500-летию получения Новогрудком Магдебургского права
  • Торговые ряды 1812 г.

Галерея и музеи[править]

  • Художественная галерея Сядзіба мастака Кастуся Качана, г. Новогрудок, ул. Замковая, 9, Тел: (801597) 2-36-29 (), [1]. Художественная галерея построена в 2012 году. Находится в центре Новогрудка, по пути с городской площади до Замковой горы. В здании располагаются два больших выставочных зала и мастерская художника.  изменить
  • Дом-музей Адама Мицкевича, г. Новогрудок, ул. Ленина, 1, Тел. (801597) 2-43-40, (801597) 2-32-67 (), [2]. с 9.00 до 18.00, выходной - понедельник. Дом-музей не только биографическая музейная экспозиция посвящённая великому поэту Адаму Мицкевичу - это также и музей "под открытым небом". Это - восстановленная дворянская усадьба начала 19 века: дом, флигель, клеть, колодец, беседка. Музей включен в список историко-культурного наследия Республики Беларусь.  изменить
  • Историко-краеведческий музей, г. Новогрудок, ул. Гродненская, 2, Тел. (81597) 2-14-70 (), [3]. с 9.00 до 18.00, выходной - понедельник. С 12 сентября 1992 г. действует музейная экспозиция, в которой представлена история и культура Новогрудчины начиная от возникновения города и до средины ХХ века. Музейный фонд насчитывает около 22 000 предметов музейного значения, в том числе 14 коллекций.  изменить
  • Экспозиция Еврейское сопротивление на Новогрудчине в годы Холокоста, г. Новогрудок, ул. Минская, 68, Тел. (81597) 2-14-70 (), [4]. с 9.00 до 18.00, выходной - понедельник. В 2007 г. в городе открылась мемориальная экспозиция «Еврейское сопротивление на Новогрудчине в годы Холокоста» (на месте, где в годы войны было еврейское гетто), посвящённая сопротивлению евреев Новогрудчины в годы Холокоста. Она рассказывает о трагедии, унёсшей жизни 5 100 новогрудских евреев, и о беспрецедентном сопротивлении нацистам.  изменить
  • Музей партизанской славы, Новогрудский р-н, д. Черешля, (801597) 7-57-00. Главная часть экспозиции находится в лесу, где в годы войны дислоцировалась бригада им. Дзержинского, и занимает площадь около 5 га. Были восстановлены землянки, медсанбат, баня, учебный полигон, колодец. Все это стало мемориальным комплексом. Всего экспозиция музея насчитывает около 10 тысяч экспонатов.  изменить
  • Этнографический музей, Новогрудский р-н, д. Черешля.  изменить
  • Народный историко-краеведческий музей Любчанского края, Новогрудский р-н, г.п. Любча (школа), Тел: (801597) 7-15-96 (), [5]. В настоящее время общая площадь музейного помещения составляет 450 кв.м. Музей состоит из восьми отделов, в которых насчитывается более 1000 экспонатов. Одним из самых ценных экспонатов является макет Любчанского замка  изменить
  • Народный историко-краеведческий музей Валевского края, Новогрудский р-н, д.Валевка, ул. Школьная, 18 (школа), Тел: (801597) 76-5-47, [6]. Историко-краеведческий музей в Валевке работает с 1955г. За это время было собрано 1,5 тыс. экспонатов. В 60-е гг. возле школы был заложен парк-дендрарий. Здесь собраны наиболее характерные представители растительного мира разных стран земного шара.  изменить

Чем заняться[править]

  • Туристско-информационный центр, ул. Почтовая, 4, тел. 2-77-47. Можно получить туристическую информацию по региону. Прокат велосипедов.  изменить
  • Новогрудский район, д. Черешля, д.51, тел. 3-00-27, 7-57-04, +375 29 673 33 07, [7]. Отдых в агроусадьбе. Прокат байдарок.
  • Стадион Комсомолец, ул. Спортовая, 3, тел. 2-13-45. Стадион рассчитан на 1550 посадочных мест, спортивный зал 30х15 м, хоккейная коробка. В зимнее время на стадионе работает каток.  изменить
  • Районный центр детско-юношеского туризма и краеведения., ул.Парковая, 3. Оказывают практическую помощь при проведении походов различной категории сложности, а так же организовывают и проводят туристические слёты.  изменить
  • Спортивно-биатлонный комплекс Селец, Новогрудский район, д. Селец, тел. 2-94-67, [8]. Спортивный комплекс включает в себя лыже - роллерную трассу со стрельбищем и лыжную базу.  изменить

Покупки[править]

Еда[править]

  • Ресторан Свитязь, ул. Советская, 3, тел..  изменить
  • Ресторан Валерия, ул. Волчецкого, 6, тел. (801597) 2-66-00.  изменить
  • "Кафе, "ул.Гродненская,, тел. (801597) 2-47-78.
  • "Кафе, ул.Советская, 23, тел. (801597) 2-05-68.
  • Коктейль-бар Шанс.  изменить
  • Коктейль-бар Шанс, ул.Волчецкого, 36А, тел. (801597) 2-15-89.  изменить
  • Кафе Ангелина, "ул.Мицкевича,, тел. (801597) 2-39-66.  изменить
  • Кафе-бар Рим, пл. Ленина, 9, тел. (801597) 2-09-70.  изменить

Ночная жизнь[править]

  • Чемодан, г. Новогрудок, ул. Мицкевича, 13. Работает каждую субботу с 22.00 по 04.00.

  • Новогрудок, ул. Мицкевича, 12, тел. (801597) 2-32-72, (801597) 2-07-96, [9]. К-во корпусов: 1, К-во этажей: 4, Наличие лифта: нет, 53 койко-мест.
  • Гостиница Панский дом, ул. Гродненская, 3, тел. (801597) 2-53-85, [10]. К-во корпусов: 1, К-во этажей:2, Наличие лифта: нет, 21 койко-мест  изменить
  • Гостиница ОАО Новогрудский завод газовой аппаратуры, ул. Волчецкого, 44, тел. (801597) 2-12-65. К-во корпусов: 1, Наличие лифта: нет, 23 койко-мест  изменить
  • Дом охотника ГЛХУ Новогрудский лесхоз, Новогрудский район, г.п.Любча, ул. Паковая, 1а, тел. (801597) 2-05-64. 2 корпуса, 2 этажа, всего на 9 мест. Оказывают услуги: размещение; охота; рыбалка  изменить
  • Санаторий Свитязь, Новогрудский район, п/о Валевка, д.Новосады, тел. (801597) 7-65-06, [11]. заезд: время работы: с 8.00 до 21.00 час. Санаторно-курортное лечение.  изменить
  • Гостиница спортивно-биатлонного комплекса Селец, Новогрудский район, д. Селец, тел. (801597) 2-94-67, [12]. 1 корпус, 2 этажа, лифта нет, 43 места.  изменить
  • База для проживания, г.Новогрудок, тел. (801597) 2-47-93. 22 места  изменить
  • База для проживания Валевка, д.Валевка (находится в 3 км. от оз.Свитязь), (801597) 7-67-35. в летний период – 50 мест, в зимний период – 22 места  изменить

Связь[править]

Окрестности[править]

Посёлок Валевка. Валевка это знаменательное для Адама Мицкевича место. Здесь жили предки поэта по отцовской линии. А рядом, в имении Чомбров, родилась мать Адама - Барбара Маевская. К сожалению от имения Чомбров сохранилось совсем немного: амбар да старая липовая аллея с беседкой. В деревне действует православная Петропавловская церковь (до 1830г. - костел). В храме находится несколько древних икон, а двухъярусный деревянный иконостас отделан резьбой с позолотой.

Посёлок Вселюб. Костёл Св. Казимира (1413 – 1433) - cамый древний из сохранившихся костелов на территории современной Беларуси. Возле храма на кладбище сохранилась родовая часовня-усыпальница О'Рурков. Графы О'Рурки владели Вселюбом до 1939 года.Так же здесь действует Церковь Св. Михаила Архангела (1838 – 1840 гг.)

Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь в Гнесичах. Лавришевский монастырь — один из древнейших монастырей Беларуси. Основан он был около 1225 года. Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября/5 ноября около 1250 года преподобный Елисей был убит своим юношей-слугой. Преподобный был канонизирован Митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в г. Вильно в 1514 году. В XIII столетии монастырь был центром летописания в Беларуси. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие – памятник белорусского книгописания, которое хранится сейчас в библиотеке им. Чарторижских в г. Кракове.На протяжении столетий монастырь видел и славу и забвение. Сегодня монастырь снова действует.

Успенская церковь в Лавришево. Своё название село получино от слова "лавра", поскольку тут с давних пор находился знаменитый на всю округу православный монастырь - один из религиозно-культурных центров Беларуси, в котором велось летописание. Храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1756 году (по другим сведениям в 1798) из дерева, как храм Лавришевского монастыря. Близ храма в 1775-1780 годах были построены колокольня, жилой корпус, небольшое каменное здание, в котором находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов.

Мечеть в Ловчицах. Мечеть была возведена в 1688 году. Построенная из дерева она неоднократно обновлялась. В 2002 году её заново отстроили. Располагается она на кладбище. Согласно преданию, здесь похоронен мусульманский святой Контусь, который при жизни владел чудодейственными возможностями. Легенда рассказывает о возможностях Контуся в одно мгновение переноситься из Ловчиц в Мекку. Могила Контуся является местом паломничества. У него просят помощи в различных жизненных обстоятельствах.

Посёлок Любча. Любчанский замок - один из последних памятников традиционного замкового строительства в Беларуси. Его строительство началось в 1581 г., а закончено в начале XVII в. Так же в посёлке действует церковь Св. Ильи

Руины усадьбы Хрептовичей в Щорсах. В 1770-е годы выдающийся государственный, политический и общественный деятель И. Л. Хрептович в Щорсах основал дворцово-парковый ансамбль, над созданием которого работали лучшие архитекторы из Италии и Франции. Так же он основал в своём имении библиотеку, где насчитывалось около 1- тыс. томов, хранились труды известнейших философов, произведения римских и греческих классиков, выдающиеся произведения итальянской и французской классической литературы. В настоящее время книги из Щорсовской библиотеки хранятся в Киевев, Москве, Санкт-Петербурге, Кракове, Варшаве. На окраине посёлка располагается хоздвор "Мурованка Хрептовичей". Построенная из красного кирпича издали «Мурованка» напоминает замок. В церковь Св. Дмитрия Солунского храниться чудотворная икона Святого великомученика Дмитрия Солунского, на ризе которой выбита дата – 1386 г. Предание гласит, что эту икону пожертвовал храму один из начинателей рода Хрептовичей.