Изборск

Изборск

Default Banner.jpg

Изборск [2] находится в западной части Псковской области, в 30 км к западу от Пскова.

Официальное название исторического Изборска – Старый Изборск. Посёлок Новый Изборск находится довольно далеко от Старого, и интереса для путешественника не представляет.

Понять[править]

В "Повести временных лет" Изборск упоминается наряду с Новгородом, Ладогой и Киевом и таким образом является одним из древнейших поселений северо-западной Руси. По преданию, в 862 году Изборск достался Трувору, младшему брату Рюрика, который стал первым его князем и был похоронен в Изборске. В XIV веке был построена мощная крепость, которая в течение сотни лет ни разу не поддаласб постоянным атакам Ливонского ордена.

К нашему времени Изборск превратился в деревню, сохранившую, впрочем, замечательные памятники: Изборскую крепость (сохранились стены и башни), а также природные достопримечательности – Словенские ключи и Труворово городище.

Как добраться[править]

Железной дороги в городе нет, бли­жайшие станции – Псков и Печоры.

На автобусе[править]

Автобусы из Пскова в сторону Печор и Эстонии останавливаются на трассе у поворота в сторону крепости. Большое количество автобусов в день позволяет за один день из Пскова осмотреть Изборск и Печоры и к вечеру вернуться обратно в Псков.

На автомобиле[править]

Изборск располагается на трассе А212 ПсковРига. Поворот к крепости расположен перед указателем на Печоры.

Герб Изборска
* Изборская крепость – одна из древних крепостей Северо-Запада России, построена в XIV веке из серого необработанного камня. В ходе русско-литовских войн крепость выдержала множество осад, но неплохо сохранилась до наших дней и, что нехарактерно, не была перестроена в позднее время. Длина стен крепости составляет 850 метров, в них встроено 7 башен.

Крепость открыта круглосуточно. Вход на территорию крепости платный (30 руб, 2009), но рано утром и вечером билеты никто не продаёт и не проверяет. Кроме этого, можно пройти через деревню (по указателям на гостевой дом) и тем самым обойти шлагбаум. Стоит подняться на башню Луковку (ежедневно, 10.00–19.00) — самую старую башню крепости — и насладиться прекрасными пейзажами Изборско-Мальской долины. В подвале Луковки есть небольшая экспозиция исторического оружия.

На территории крепости находится Никольский собор (XIV век; перестраивался, но сохранил элементы псковской архитектуры) и пара небольших, непримечательных зданий. От крепости начинается тропа, ведущая вдоль озера на север, а затем разветвляющаяся: один путь ведёт вниз, к Словенским ключам, а другой вверх – на городище.

  • Словенские ключи – необычные источники, бьющие из отвесного скалистого склона и образующие небольшие водопады. Находятся недалеко от крепости у Городищенского озера.
  • Труворово городище – холм, на котором по преданию обосновался в 862 году Трувор. Сейчас здесь находится кладбище с каменным Труворовом крестом (крест датируется XV веком и к самому Трувору отношения, безусловно, не имеет), а также таинственная Никольская церковь (1650) с обилием нетипичных для православия (почти каббалистических) символов. Впрочем, главной достопримечательностью городища являются не крест и даже не церковь, а потрясающие виды на Городищенское озеро и Изборско-Мальскую долину. Одно из самых красивых и спокойных мест на Северо-Западе России.

Наряду с основными достопримечательностями, по Изборску раскидано несколько необычных сарайчиков-часовен XVIII века. У входа в крепость – маленькая церковь Сергия Радонежского (начало XVIII века).

Чем заняться[править]

  • Историко-архитектурный музей, ул. Печорская, 39. 09:00-17:00 кроме последней среды месяца. Скучноватая экспозициия по истории Изборска  изменить
  • Международный фестиваль военно-исторической реконструкции «Железный град».  изменить

Покупки[править]

Еда[править]

  • Блинная, (рядом с крепостью). 10.00–19.00. Кафе в избе с небольшим уютным залом (здесь даже есть действующая русская печь). В меню блины с разными начинками (сами блины довольно тривиальны и уступают сетевому фаст-фуду), пельмени, а также приготовленная по оригинальному рецепту похлёбка и травяной чай. Кроме этого, продают чипсы, шоколадки, соки, пиво; варят эспрессо. С учётом колорита (зал с русской печью особенно хорош зимой) – вполне подходящее место для перекуса. Единственная проблема – недостаток места, который особенно чувствуется зимой (летом спасают открытые террасы). Блины, похлёбка: 50–70 руб (2009).

Ночная жизнь[править]

  • Гостевой дом, Печорская ул. 39 (дорога от крепости к Словенским ключам и городищу), +7-(81148)-96-696, 96-612, [1]. Маленькая гостиница с несколькими двух- и трёхместными номерами без удоств, а также двумя люксами с удобствами. В доме есть полностью оборудованная кухня – в данном случае, совершенно необходимый элемент, поскольку в Изборске нет кафе, работающих вечером. Двухместный номер: 1000–1300 руб; люкс: от 2000 руб (2009).  изменить
  • Гостиница «Изборск-Парк», ул. Печорская, д. 43, +7-911-3704219.  изменить

Окрестности[править]

  • Изборско-Мальская долина – долина реки Смолки с крутыми берегами, озёрами (Городищенским и Мальским), родниками и прекрасными видовыми точками. Официальная тропа начинается от Труворова городища и ведёт вдоль реки до деревни Малы.
  • Погост Сенно — храм Георгия Победоносца (1562) с воротами на подворье, изображенные на картине Рериха «Псковский погост»