Жуковка

Жуковка

Default Banner.jpg

Жу́ковка находится на севере Брянской области. Это маленький и непримечательный город, являющийся пересадочной станцией при движении пригородными поездами из Брянска в Смоленск.

Понять[править]

Жуковка расположена в 60 км северо-западнее Брянска, среди сосновых лесов у впадения реки Ветьма в Десну. Жуковка возникла в 1867 году при строительстве железной дороги ОрёлВитебск. Десятью годами позже здесь строится чугунолитейный завод (вновь для нужд железной дороги), вслед за ним возникает рабочий посёлок. С 1930-х он становится райцентром, а в 1962 году Жуковке присвоен статус города. Население: 18400 чел (2009).

Архитектура Жуковки столь же разнообразна как и её история. Иными словами, здесь немного чего интересного, но есть как минимум красивые леса в окрестностях города. Однако что-то можно найти и в самом городе.

Как добраться[править]

На поезде[править]

Жуковка стоит на железнодорожной линии СмоленскБрянск. Со стороны Брянска электрички каждые 1–2 часа (в пути 1 ч 40 мин), со стороны Рославля автомотрисы 2 раза в день (в пути 2 часа). Четыре раза в неделю ходит экспресс (согласованные поезда) Смоленск-Рославль-Брянск СмоленскБрянск (3.5 часа от Смоленска). Также в Жуковке останавливаются летние поезда типа КалининградАдлер или СмоленскАдлер. Зимой дальних поездов может не быть вовсе. Добираться из других городов удобнее на поезде до Брянска, а оттуда на электричке.

На станции типовое вокзальное здание послевоенной постройки. Справочная: +7 (48334) 3-58-73.

На автомобиле[править]

Жуковка стоит рядом с трассой А141: от Брянска 65 км, от Рославля 91 км, от Смоленска 207 км. Из Москвы можно ехать как через Брянск, так и через Жиздру и Косилово (дорога между Косиловым и Сельцо Дятьковского района в крайне неудовлетворительном состоянии). Наконец, для любителей прекрасного существует альтернативный путь со стороны Рославля (через Дубровку, Лутовиновку и Семёновку) – довольно романтичная дорога с крайне редким движением и небезопасным мостом через Десну. Дорога в основном асфальтированная, без автобусного сообщения; построена в середине 90-х, поэтому на картах не обозначена.

На автобусе[править]

Автостанцию в Жуковке так и не построили. Её функцию выполняет автокасса рядом с ж/д вокзалом. Справки по тел. +7 (48334) 3-13-81, 3-06-13 (автокасса) и 3-29-95 (автоколонна). Автобусов достаточно: из Брянского автовокзала и от Бежицкой автостанции ходят маршрутки и автобусы несколько раз в день. Есть также несколько автобусов из Москвы от автостанции «Тёплый Стан» и Киевского вокзала. Однако их расписание нужно уточнять. Все остальные автобусы идут по А141 и в Жуковку не заезжают, а останавливаются (причём только по требованию) у поворота в Летошниках, откуда 12 км до города придётся добираться на такси, автостопом, местными автобусами или ещё как-нибудь. По трассе проходят, например, автобусы Смоленск–Брянск, Смоленск–Орёл, Санкт-Петербург–Курск.

Транспорт[править]

В Жуковке действует один автобусный маршрут и три линии маршрутных такси.

Сориентироваться в городе несложно. К востоку от вокзала начинаются Почтовая улица и улица Карла Маркса: между ними находится центр (или то, что могло бы быть центром). В противоположном от вокзала конце Почтовой улицы расположен парк культуры им. Тютчева, а в 200 метрах южнее начинается территория велозавода. Река Десна находится к западу от железной дороги в 1.5 км от вокзала.

Благодаря наличию велозавода, самым популярным транспортным средством является велосипед. Одно время даже зарплату на заводе выдавали велосипедами. Наиболее популярной маркой в городе является "Stels", производство которых принадлежит ОАО "Веломоторс", нынешнему владельцу Жуковского велозавода. Так что Жуковка может претендовать на звание велосипедной столицы России. Несмотря на это в брянском Амстердаме, как назвало город в своем сюжете Общественное Телевидение России (видимо, по количеству велосипедов на душу населения), нет ни одной велодорожки - воистину неукладывающийся в голове факт. Тем не менее, возле велозавода расположена, пожалуй, крупнейшая в России велопарковка, а каждый магазин сччтает за честь иметь у входа велопарковку, сваренную из металлических прутьев. Популярность велосипедов такова, что в одном из дворов по улице Чайковского забор сделан из велосипедных рулей. В городе нет свободного проката велосипедов, а также проката автомобилей.

В городе действует несколько компаний такси. Проезд по городу ок. 70 рублей.

Ни парка, ни ФОКа
Характерный двор Жуковки: граффити, отечественные автомобили, велосипеды и бродячие собаки
Первая и надолго единственная шестиэтажка города. На переднем плане -- пепелище. За кадром -- пожарная часть, расположенная через дорогу

Жуковка состоит из нескольких микрорайонов (прозванных в народе А, B и C), застроенными типовыми многоэтажными зданиями (преимущественно в 5 этажей). Данные микрорайоны разделены и окружены малоэтажной частной застройкой с редкими вкраплениями 2-3-этажных "казенных" зданий. В архитектуре сложно выделить что-то привлекательное, пожалуй, самое интересное здесь - военные мемориалы.

  • Улица Почтовая, в народе именуемая «Бродом» или «Бродвеем». Наряду с прилегающим одноименным переулком является сосредоточием всей «движухи» в городе, что особенно проявляется в вечернее время на фоне загадочно-тихих окрестных улиц. Улица полностью пешеходная, и довольно зеленая. Здесь расположены: почта, узел связи, центральная районная библиотека, детская библиотека, ресторан, клуб «Метро», несколько больших и маленьких магазинов, 2 нелепых фонтана и один фонтан получше (напротив почты), действительно красивая стела «Город партизанской славы» с ночной подсветкой.
  • Городская площадь находится по соседству с улицей Почтовой. В плане представляет собой квадрат, ранее полностью выполненный из бетонных плит. С одной стороны расположена постоянная крытая сцена. На площадь, как и положено райцентру, смотрит памятник В.И.Ленину. Здесь же памятник с вечным огнем, а за ним братская могила воинов-освободителей. На площади проходят массовые праздники, концерты, парад 9 Мая.
  • Парк Дружбы Народов до недавнего времени был одним из самых красивых мест в городе. Парк расположен между улицами Карла Маркса и Почтовой, прямо напротив вокзала. Заложен в 1975 году участниками второго Всероссийского слёта школьных лесничеств в честь 30-летия Победы (о чем напоминает стела). На территории парка множество монументов: «Слава труду» с капсулой «вскрыть в 2017 году», памятники Воинам-интернационалистам, Героям-землякам и, наконец, оригинальный памятник Партизанский край – с картой Жуковского района и выразительными лицами партизан. К сожалению, в 2010 году вопреки желанию жителей начато строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, что превратило лучшую часть сквера в заброшенную стройку. Было бы символично провести эстафету Олимпийского огня, проходившую в Жуковке в 2014 году мимо злосчастного ФОКа.
  • Комсомольский сквер примыкает к городской площади. В 1896 году здесь на средства дворянина Г.И. Ганцкевича был построен храм во имя Святого Александра Невского в память спасения Царской семьи при крушении поезда близ станции Борки (которая, к слову, находится под Харьковом и к Жуковке ни малейшего отношения не имеет). Около 1931 года храм был закрыт, а в 1942 взорван и сожжён фашистами. Ныне здесь здания филиалов Сбербанка и Россельхозбанка, а в центре сквера – памятник комсомольцам 20-х гг.. Сквер недавно реконструирован и дополнен неоригинальным памятником защитникам Отечества, погибшим в мирное время в Афганистане.
  • Парк культуры и отдыха им. Тютчева – место отдыха жуковчан. Интересен украшенной деревянной резьбой входом, а также зарешёченной танцплощадкой, подаренной жуковской молодёжи коллективом велозавода в 1971-м году и прозванной ею "Клеткой". Особая конструкция танцплощадки была, вероятно, предназначена для воспитания будущих велосипедостроителей: борьбы с идеологически неверной музыкой и приучения молодёжи к правильной советской эстраде. Действительно неординарные аттракционы в парке ("Паровозик" и "Машинки") утрачены в первое постсоветское время, на данный момент аттракционов в парке практически нет.
  • Жуковский мотовелозавод ранее был известен как «Жуковский велосипедный завод» и выпускал до 400-600 тыс. велосипедов в год (пик - 620 тыс. в 1990 году), в том числе всесоюзно известные велосипеды «Десна». Интересна задумка дизайнера логотипа завода – аббревиатура ЖВЗ выполнена в виде велосипеда. Значение предприятия для местных жителей отражено появлением велосипеда на гербах района и города: случай, возможно, единственный в мировой геральдике. Сейчас завод всё больше выпускает не только велосипеды, но мотоциклы, квадроциклы и скутеры, но эти транспортные средства пока не появились на гербе Жуковки. Находящийся рядом с заводом (в торце ул. Калинина) районный ДК (бывший ДК ЖВЗ) стоит на небольшой площади с фонтаном и обелиском (также с временной капсулой), а перед проходными есть другая, тоже небольшая площадь с досками почета и забавной скульптурой, изображающей рабочего, колхозницу и почему-то космонавта, хотя рассекающий между рабочим и колхозницей велосипедист был бы здесь гораздо уместнее.
  • В Жуковке известно рисование кирпичом по кирпичу, то есть выполнение настенных изображений путём выкладывания красных кирпичей в серой стене из силикатного кирпича. В народе единственный дом с подобным украшением называется домом с оленем, хотя на самом деле здесь изображён лось. Другой пример местной живописи – пятиметровый лозунг «Учиться, учиться и ещё раз учиться», который в народе почему-то никак не называется, но вполне тянет на «Заветы Великого Кормчего», расположен не противоположном торце данного здания. Данное здание с лосем - также одна из основных достопримечательностей Жуковки. Любопытно, что несмотря на малочисленность данных животных в Жуковском районе, лось изображен на гербе города.
  • Церкви исключительно новодельные: церковь Александра Невского (угол Краснофокинской ул. и Смоленского пер.), деревянная Покровская часовня на территории дома-интерната и деревянная Воскресенская часовня на кладбище. Для любителей более экзотических религий в городе есть церковь Адвентистов Седьмого Дня (ул. Толстого, 42А) и церковь Евангельских христиан-баптистов (ул. Калинина, 63).
  • Старая водонапорная башня возле вокзала - одна из основных достопримечательностей Жуковки.
  • Знаковое школьное лесничество – - первое в СССР школьное лесничество, основанное в 1949 году.
  • Оригинальное для данных мест здание Жуковского лесхоза.
  • Детская школа искусств, построенная из кирпича разобранной перед войной церкви во Вщиже.
  • Поляна сказок – детская площадка с психоделическими деревянными скульптурами.
  • Обелиск герою соцтруда А. Дегтяреву на территории ПУ-33.
  • Военные памятники встречаются повсюду: бюст пионера-партизана Володи Филатова (у школы № 1), обелиск 6-й Гвардейской дивизии (десятиметровый железобетонный пилон в форме штыка на развилке дорог Жуковка-Брянск-Ржаница, откуда и начала свой боевой путь дивизия), братская могила расстрелянных мирных жителей на пер. Краснослободском, памятник на братской могиле на городском кладбище,братская могила воинов 258-й стрелковой дивизии 50-й армии Брянского фронта (дер. Глинки).

Чем заняться[править]

Окрестности города
Пляж "Подсолнух" с подвесным мостом
  • Велотрек. Первый велотрек в области, открыт в 2001 году. Первоначально вызывал большой интерес со стороны зрителей и спортсменов, принимал этапы Кубка России по BMX, однако затем весь ажиотаж сошел на нет. На территории велотрека также есть турники, тренажерный зал, хоккейная площадка. Велодорожек в городе, как отмечалось, нет. Однако Жуковка известна как начальный/конечный пункт велопутешественников Брянской области (в Жуковке сходится несколько дорог и дорожек, до Жуковки удобно добраться с велосипедом на электричке плюс в Жуковке находится первый от Сельцо мост через Десну). Доступ свободный, можно покататься на своем велосипеде, если не жалко.
  • Катание на коньках. стадион «Зенит», рядом с велозаводом (хороший лёд, есть освещение, иногда проводятся соревнования по хоккею), стадион «Лесная Поляна» на Первомайском пер. (качество льда среднее, освещение, имеются хоккейные ворота и иногда проводятся соревнования по хоккею), городская площадь (маленький и качество льда низкое, можно покататься детям), велотрек (качество льда среднее, вечером освещается с одной стороны). Иногда чистят снег на льду мадьяровского озера.  изменить
  • Купание. обычно происходит на Десне. Основные городские пляжи это Песчанка, рядом с санаторием «Жуковский» и Подсолнух (в полукилометре севернее Песчанки) рядом с опасным, но привлекательным подвесным мостом. Экстремалы также могут опробовать купание в районе Баржи (между автомобильным и железнодорожным мостами, южнее города), карьере (1.5 км к северо-востоку от границы города), пожарном водоеме в Мадьяровке, озере Водневском (ныне частное и платное, служит для корпоративного отдыха, имеется лодка). Кроме того, есть бассейны в Лицее №1 и Жуковском профилактории. Для любителей есть городская баня и бани на территории окрестных баз отдыха.
  • Бильярд. - в Жуковке есть несколько бильярдных, в том числе бильярдная с настольным теннисом и аэрохоккеем.
  • Боулинг. - на территории базы отдыха "Четыре сезона".
  • Лазертаг. - в последнее время популярное развлечение среди местного юношества.
  • Лечиться. - в Жуковке расположен Медицинский центр, один из лучших в области. Широкий спектр платных и бесплатных услуг.

Катание на лошадях[править]

  • Конный клуб Фарт, (Конный клуб расположен в четырех километрах от автовокзала города Жуковки в деревне Cтарые Месковичи.), +7-953-279-85-11, [1]. Конный клуб предлагает услуги по обучению верховой езде в конной школе, конный туризм и конные прогулки.  изменить
  • Клуб Четыре сезона.  изменить

Шашки[править]

Жуковка (в частности, Лицей №1) является шашечной столицей Брянской области и в данном кругу известна всей России. Уроженцы города - многократные чемпионы области, призеры российских и международных соревнований. Лучшие спортсмены - мастера спорта Холин О.Е., Полевая О.С., Шунякова А.А.. В Жуковке проводится престижный в области Открытый чемпионат Жуковского района.

Футбол[править]

  • Стадион Зенит - основной стадион базирования местного клуба "Зенит". Стадион построен в 1959 году. Клуб под нынешним названием существует с 1996 года (до этого - "Старт"), чемпион области 2001, 2003, вице-чемпион 2002, 2004, бронзовый чемпион 1999. В 2013 году стадион реконструирован - на металлические трибуны установлены пластиковые сиденья, построена пользующаяся популярностью баскетбольная площадка. В 90-х и начале 00-х матчи "Зенита" посещало до 1500 зрителей, с семечками и пивом, занимая всё свободное пространство. Печатались программки на сезон. В данный момент бюджетирование и результаты выступлений ухудшились ("Зенит" даже покидал высший дивизион), эйфория угасла и посещаемость невелика. Многие доморощенные футболисты выступают за другие клубы. Дерби - с сельцовским "Соколом". Во время матча действуют торговые палатки. На стадионе есть хоккейный корт. Стадион - место проведения крупных праздников. Доступ свободный.
  • Стадион Лесная Поляна, открыт в 1990 году, на матч открытия и двумя годами позже приезжали ветераны московского "Спартака" (Игорь Нетто, Евгении Ловчев, Николай Осянин, Галимзян Хусаинов) - стадион был переполнен. Оборудован 3-мя трибунами. Резервный стадион "Зенита". На стадионе проводились также матчи "Зенита-2" ("Торгсервиса") во время его участия во втором дивизионе области в 2003-2004 годах и матч Суперкубка области 2008 года. На стадионе базируется Жуковская ДЮСШ. На стадионе есть хоккейный корт, разрушенная баскетбольная площадка, турники. Место проведения спортивных соревнований и соревнований по картингу. Доступ свободный.
  • Юный Спартаковец (тренер А.Каштелян) - детско-юношеская команда Жуковской школы-интерната по мини-футболу. Основана в 1990 году, многократный призер российских и международных турниров, в т.ч. и в Бразилии.
  • Кроме 2 перечисленных стадионов (с беговыми дорожками), в городе есть футбольные грунтовые площадки на территории лицея №1, школы №2, школы-интерната, возле санатория "Жуковский", деттубсанатория и 4-5 площадок в окружающих город лесах. При школах и заводе есть спортивные залы. Есть несколько тренажерных залов/фитнес-клубов.

Покупки[править]

Филиал Московского Индустриального Банка - первое здание оригинальной постройки в Жуковке. Ранее знаменитый магазин "Деликатесы"
"Айсберг" (ТЦ) посреди песков

В центре города большое количество магазинов и мелких торговых точек.

ТЦ Айсберг с большим выбором товаров для спорта и отдыха, Универмаг и другие небольшие ТЦ. Крупные продуктовые магазины: Свенская Ярмарка, Магнит (4 штуки), универсамы Центральный, Юбилейный, Мечта, Дикси. Круглосуточных магазинов нет, поэтому ночью придётся довольствоваться ларьками возле «Пингвина» и напротив Московского индустриального банка (МиБ), а также магазином при АЗС. Интересно сходить на городской рынок, где можно найти среди прочего дары лесов и огородов.

Еда[править]

"Поплавок"

Из продуктов местного производства можно посоветовать продукцию Жуковского хлебозавода (хлеб, батон, сдобы, булочки и др.) и Жуковского молокозавода (молоко, кефир и др.) Есть в Жуковке и местный деликатес - орех чилим. Чилим собирают, в основном, на Ореховом озере и отваривают в соленой воде. Купить его можно в сезон (т.е. в августе) на городском рынке. Вкус напоминает отварной картофель. Чилим представляет собой на вид темно-коричневый «рогатый» орех. Его употребление в пищу требует сноровки, так как можно повредиться о его «рога». В местных краях бытует легенда, что данный орех произрастает всего на нескольких озерах в мире, однако это совсем не так, хотя растение действительно довольно редкое и появлялось даже в Красной Книге России.

  • Лучшая еда и пиво (брянское) в городе - в баре "Пивная бухта" (филиал "Брянскпиво"). Здесь также можно спеть в караоке.
  • Ресторан «Десна», Почтовый пер.
  • Пиццерия «Шлюпка».
  • Кафе «Ницца», ул. Советская.
  • Пиццерия в помещении бывшего "Темного бара" (народное название).
  • Закусочная «Бистро».
  • Закусочная возле магазина №16 (напротив вокзала) - по понятным причинам известна в народе как «Три поросенка».
  • Кафе «Встреча», ул. Партизанская.
  • Кафе «Чилим».
  • Кафе «Чебурашка».
  • "У Анатольевича".
  • "Слобода" (в Гришиной Слободе).

Сувениры[править]

В последнее время появились магнитики с изображением нескольких достопримечательностей "Жуковки". Их можно найти в ларьках "Союзпечати" у вокзала и напротив МиБа. Там же может повезти найти какой-нибудь старый буклет о городе. Ранее были известны небезынтересные значки с символикой Жуковки (изображения герба в двух вариантах, велосипедов, лося), которые теперь практически не найти.

Ночная жизнь[править]

  • Клуб «Метро», ул. Почтовая.  изменить - ранее считался одним из лучших клубов области.

  • Санаторий «Жуковский», ул. Набережная, 5, +7 48334;3-19-41, 3-44-17, [2]. Основан в 1936 году. Кроме проживания, естественно, предоставляет широкий спектр лечебных программ. Часть из них основана на применении местной слабоминерализованной минеральной воды. Кроме того, есть волейбольная и футбольная площадки, настольный теннис, бильярдная, прокат спортинвентаря и т.д. Организовываются экскурсии по области. От 650 руб/чел (2012).  изменить
  • Медицинский центр, directions="". также предоставляет услуги гостиницы.  изменить
  • Туристическая база «Четыре сезона», directions="". несколько коттеджей. Предоставляет широкий спектр развлечений, имеются: бильярд, боулинг, конно-спортивная школа, пейнтбол, прокат спортинвентаря (в том числе байдарок) и квадроциклов, баня.  изменить
  • База отдыха «Сосновка», directions="". несколько коттеджей. Имеются: бильярд, настольный теннис', прокат спортинвентаря, баня.  изменить
  • Пансионат «Салынь», дер. Новая Салынь (поворот с А141 после дер. Пеклино), +7 333-01-03, +7 48332 9-42-40, [3].  изменить
  • Общежитие при школе РОСТО.
  • Общежитие при ПТУ-33 (договариваться самостоятельно).

Связь[править]

Телефонный код города: 48334

Почтовые индексы: 242700 - для улиц, расположенных к востоку от железной дороги; 242702 - для улиц к западу от железной дороги.

Представлены все 4 основных оператора связи: Билайн, МТС, МегаФон, Теле2. Основным источником информации служит районная газета "Жуковские новости", все большую популярность для общения набирают местные сообщества Вконтакте и Одноклассниках. Местный оператор кабельного телевидения есть возможность транслировать рекламу бегущей строкой.

В Жуковке путешественника подстерегает целый ряд опасностей: много бездомных собак, ночью очень темно (даже на центральных улицах), неровные дороги и ещё более неровные тротуары, многочисленные лужи, а также обилие велосипедистов, которые абсолютно не соблюдают правила. Они могут ехать как по проезжей части, так и по тротуарам. Поэтому необходимо быть особенно внимательным: как водителю, так и пешеходу. Короче говоря, обычный российский город, а тут ещё и велосипедисты... Несмотря на окружение Жуковки лесами, въехав в нее, можно не поверить, что она не затеряна в пустыне - наличие песка на дорогах огромно в связи с особенностью местного градостроительства - участки между проезжей частью и тротуаром (если таковой имеется) не принято асфальтировать. Более того, заасфальтированными являются всего несколько центральных улиц. Поэтому следует быть готовым к пылевым бурям, когда сухо и к грязи, когда дожди.

Окрестности[править]

  • Вщиж; древнее село на правом берегу Десны в 15 км юго-восточнее Жуковки. Ещё до села, в XI-XII вв. здесь был город, относившийся к Черниговскому княжеству. Этот город полностью разрушен при монгольском нашествии и больше не восстанавливался. Сейчас на его месте городище с красивым видом на пойму Десны и озеро Бечино, скрытый в траве фундамент домонгольской церкви, а также памятный крест. В самом селе есть приземистая Тихвинская церковь (1886), перестроенная из дореволюционного здания сельской школы. При церкви находится музей древнего Вщижа, где представлена собранная энтузиастами коллекция археологических находок. Ценные же экспонаты находятся в фондах московского Исторического музея. Вблизи Вщижа проводятся реконструкции боев времен Древней Руси.
Как добраться: автобусы на Дятьковичи два раза в день, далее 5 км пешком вдоль Десны
  • Голубея – деревня на правом берегу Десны в 10 км севернее Жуковки. Здесь несколько воинских мемориалов, посвящённых боям августа-сентября 1941-го, а также Троицкая церковь (1844), один из ранних образцов культового зодчества русского стиля на Брянщине, подражающих памятникам архитектуры домонгольской Руси. Рядом - купель, святой источник.
Как добраться: Проехать несколько остановок на поезде в сторону Рославля до ст. Голубея (сразу после Олсуфьево), далее пешком.
  • Ду́бровка находится на железной дороге Брянск-Смоленск в 25 км от Жуковки. Отличается от неё всего двумя чертами: во-первых, это не город, а посёлок городского типа; во-вторых, центральным производством здесь являются не велосипеды, а шпагат. Пожалуй, самая примечательная особенность Дубровки; ударение на первый слог вместо ожидаемого второго.
Как добраться: поезда на Рославль, Смоленск, автобус до Дубровки.
  • Летошники; деревня на трассе А141 в 12 км от Жуковки. Именно здесь находится поворот на сам город. На перекрестке находится постамент с пушкой. Рядом с Летошниками (1 км в сторону Брянска) установлен мемориал воинам 50-й армии, которые вели здесь героическую оборону в августе-сентябре 1941-го. Данное место, называемое в народе "пу́шки", почему-то является обязательным для посещения свадьбами. Кроме того, вдоль реки Угость сохранились окопы ВОВ. В соседней деревне Силеевке расположен святой источник.
Как добраться (до д.Летошники): автобусы на Брянск, Дубровку, Клетню, Овстуг и многие другие. Далее до мемориала - пешком.
  • Матрёновка; деревня в 25 км севернее Жуковки. 20 мая 1943 г. Матрёновка была полностью сожжена фашистами за содействие партизанам. Сейчас здесь находится мемориал. Жителей не осталось.
Как добраться: автобусы на Косилово, далее 3 км пешком.
  • Овстуг; древнее село, в котором находится музей-усадьба Ф. И. Тютчева. Хотя Овстуг относится к Жуковскому району, находится он не далеко от Брянска, поэтому для попадания в Овстуг ехать в Жуковку совсем не обязательно (есть большое количество автобусов из Брянска). Территория парка музея-усадьбы ухоженная, в парке расположен пруд с лебедями, беседка на пруду, 2 памятника Тютчеву. За пределами парка также есть достопримечательности: памятник Ленину, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, ветряная мельница. Овстуг - главная достопримечательность района, популярное место проведения свадеб, место проведения ежегодного праздника поэзии, сюда организуется множество экскурсий из Брянска, можно купить местные сувениры (книги, магниты и т.д.), сфотографироваться с борзыми и т.д.
Как добраться: автобусы 3 раза в день .
  • 176-й километр; платформа между Тросной и Ржаницей. На берегу Десны, в 2.5 км от платформы, каждые третьи выходные августа проводится межрегиональный бардовский фестиваль (КСП "Брянский волк") с более, чем двадцатилетней историей. В последнее время фестиваль проводится стихийно, несмотря на отсутствие спонсорской поддержки и постоянные запреты на посещение лесов, приходящиеся как раз на этот период. Недалеко от места проведения фестиваля находится озеро Бечино, в котором также растет уже упомянутый орех чилим. Рядом с платформой (0.5 км) расположено красивое карстовое Святое озеро, окутанное множеством легенд: говорят и про ушедшую на дно церковь (то можно услышать звон колоколов, то водолазы видели кресты на дне), и про появление ряби в безветренную погоду, и про энергетический разлом в данном месте. Вода в озере черная, но чистая. Здесь купаются (есть мостки для входа в воду). Глубина 18 м.
Как добраться: электрички на Брянск
  • Ржаница; непримечательное село в 17 км юго-восточнее Жуковки. Здесь раньше была лыжная фабрика и Ржаница считалась поселком городского типа. Рядом со Ржаницей расположена гигантская воинская часть с военным городком Брянск-18. В 12 км от села находится озеро Бездонное, до которого можно доехать по грунтовой дороге. Озеро Бездонное по характеристике и энергетике такое же, как и Святое, только больше и глубже. Имеется обустроенный пляж (в связи с расположением рядом пионерлагеря от воинской части).
Как добраться: электрички на Брянск, автобус.
  • Сеща; посёлок на железной дороге Брянск;Смоленск, следующая после Дубровки станция. Рядом с Сещей находится крупный военный аэродром, открытый ещё до Великой Отечественной войны. В военные годы здесь действовала партизанская группа, о подвигах которой снят фильм «Вызываем огонь на себя». Ежегодно в день ВВС в Сеще проводится народное гулянье на местном аэродроме. Основным экспонатом гуляния является самолет "Руслан", по которому дают полазать всем желающим. В поселке есть музей интернационального подполья.
Как добраться: поезда на Рославль, Смоленск.
  • Гостиловка В свое время хутор, принадлежавший Тютчевым. Здесь Федором Ивановичем написан стих "В небе тают облака...". Озеро Ореховое (Коляное) площадью 45 га и глубиной до 25 м расположено через Десну, добраться по нему можно по железнодорожному мосту. В озере также произрастает чилим. На местном диалекте чилим называется "коляным орехом", отсюда происходит народное название озера. Через протоку озера проходит высокий и длинный железнодорожный мост.
Как добраться: также, как и до Летошников.
  • Фошня; деревня, некогда бывшая центром Фошнянской волости, впервые упоминающаяся в летописях с 1503 года. Сейчас относится к вымирающим. Главная достопримечательность – Никольский "святой" источник. Памятник земскому врачу Русанову. Фигурки животных, сделанные местным умельцем.
Как добраться: автобус до Петуховки (6 раз в день), оттуда 6 км пешком по грунтовой дороге.
  • Белоголовль Крупнейший в Жуковском районе водоем - русловый пруд на р.Угость длиной более 2,5 км и площадью 87 га.
Как добраться: автобус 2 раза в день.

Города[править]

  • Рославль; древний, но плохо сохранившийся город с симпатичным монастырём XIX века