Васильсурск

Васильсурск

Default Banner.jpg

Васильсу́рск находится в восточной части Нижегородской области. Хотя посёлок расположен в населённой местности на самом берегу Волги, он по праву может считаться одним из самых труднодоступных в центральной России: попадают сюда обычно на пароме, а оторванность от внешнего мира ощущается здесь не хуже чем где-нибудь в Архангельской области. Выдающихся достопримечательностей в Васильсурске нет, но природные памятники и великолепные панорамы Волги, из-за которых окрестная местность получила название Волжской Швейцарии, безусловно заслуживают внимания.

Понять[править]

Васильсурск основан в 1523 году как передовой форпост Московского княжества на правом берегу Волги для борьбы с Казанским ханством. Несмотря на великолепное расположение на высоком берегу Волги в устье Суры, город не был особенно выдающимся даже во времена господства речного транспорта, а позднее полностью зачах и превратился в рядовой рабочий посёлок. В XX веке Васильсурск вновь стал форпостом, но теперь уже Нижегородской области на правом берегу Суры, который в основном занят Марий Эл и Чувашией. Подобная оторванность от областного центра сыграла с Васильсурском злую шутку: хотя автомобильный мост через Суру находится всего в 20 км юго-восточнее города, добираются сюда в основном на пароме через Суру. Приличной же круглогодичной дороги по правому берегу Суры до сих пор нет.

Как добраться[править]

Основной путь в Васильсурск пролегает через посёлок Лысая Гора на левом берегу Суры. В Лысую Гору ведёт дорога из посёлка Воротынец (6 км), через который, в свою очередь, проходит трасса М7 из Нижнего Новгорода (150 км) и Чебоксар (100 км). До Воротынца можно добраться на проходящих автобусах (1-2 раза в час), а дальше нужно воспользоваться пригородным автобусом до Лысой Горы, который ходит 4-5 раз в день и состыкован с расписанием паромной переправы.

Паром через Суру из Лысой Горы ходит пять раз в день в период навигации. Расписание от года к году практически не меняется [5]: из Васильсурска (Лысой Горы) 7.00 (7.30), 9.00 (9.30), 13.00 (13.30), 15.00 (15.30), 17.30 (18.00) и по пятницам 19.30 (20.00). Стоимость переправы: 50 руб с человека и 330 руб с легковой машины (2012). Телефон: +7 (83164) 5-13-93. При большом потоке машин возможны дополнительные рейсы. Зимой действует пешеходная ледовая переправа. В межсезонье проехать этим путём нельзя.

Альтернатива парому: переехать Суру по М7, после подъёма у первой же остановки свернуть налево к конезаводу, проехать мимо, въехать в Засурье. После Засурья по грунтовке спуститься к Чёртову мосту (это самый трудный участок, в распутицу лучше туда не соваться на обычных легковушках). В Марий Эл дороги уже с твёрдым покрытием, хотя и битые. Вскоре после подъёма пересекаете границу с республикой Марий Эл, проезжаете деревни Пятилиповка, Шимваж и Революция. После Революции метров через 200–250 будет развилка и указатель на деревню Макаркино; поворачиваете налево и метров через 30 направо. Спускаетесь к дамбе на речке Сумка, от неё поднимаетесь вверх с уклоном влево, а затем направо. На первой развилке возле деревни сворачиваете налево, едете прямо и на второй развилке (первая на грунтовку ведёт) сворачиваете направо и до деревни Рябиновка, где поворачиваете налево и далее развилок не будет до самой Хмелёвки и Васильсурска. Автобусов здесь нет, поэтому местные жители ходят пешком в Марий-Эл до деревни Малиновка (10 км), откуда пару раз в день идут автобусы в Козьмодемьянск. Можно также вызвать такси из Козьмодемьянска по тел. +7 (83632) 7-24-54, 7-77-66, 7-07-07; (906) 138-18-48.

Транспорт[править]

В Васильсурске нет не только общественного транспорта, но даже такси.

  • Орлиное гнездо
  • Шишкин мыс и Петровская роща
  • Марийская священная роща Арпынгель с родником Супротивный ключ.
  • Памятники генералу-майору В. И. Прохорову, М. Горькому, Ленину и обелиск в память о погибших в Великую Отечественную войну.
  • Краеведческий музей

Чем заняться[править]

  • Купание в Волге
  • Рыбалка
  • Охота
  • Сбор грибов и ягод

Покупки[править]

  • Базары в воскресенье ( с раннего утра) и в среду (часов с 6.30)

Еда[править]

Продовольственные магазины «Ладья», «Винэк», «Теремок», «Волна». Кафе «Привал» при «Теремке».

Ночная жизнь[править]

  • Работает бар при магазине «Ладья»

  • База отдыха «Васильсурская слобода», левый берег Суры, 5 км севернее Лысой горы, +7 (8314) 32-07-66 (нижегородский офис), 10-61-08 (турбаза), [1]. Двухместный номер: от 4000 руб (2012), трёхразовое питание включено в стоимость.  изменить
  • База отдыха «Снегири», 3 км от Васильсурска, на берегу Волги, +7 (904) 909-50-50, (813) 415-88-13, [2]. Двухместный номер: от 3500 руб (2012), трёхразовое питание включено в стоимость.  изменить
  • Дом отдыха «Швейцария», ул. Гоголя, 30, +7 (83164) 3-21-08, 3-21-73, (903) 602-41-96, [4].  изменить

Окрестности[править]