Ванино

Ванино

Default Banner.jpg

Ванино [1] находится в Хабаровском крае.

Ванинский порт ночью (осень 2012 год)

Ванино - посёлок городского типа на материковом побережье Татарского пролива Японского моря.

Городское поселение "Рабочий посёлок Ванино" - административный центр Ванинского муниципального района Хабаровского края. Расположен на западном берегу бухты Ванина. Вместе с городом Советская Гавань и ближайшими населёнными пунктами образует агломерацию.

Градообразующее предприятие - ОАО «Ванинский морской торговый порт», а также предприятия и организации: ООО «Трансбункер-Ванино», предприятия лесопромышленного комплекса ООО СП «Аркаим», ОАО «Ванинолесэкспорт», ООО «Вега». Размер территории поселка Ванино составляет 3154 га. Общая численность населения составляет 15522 человека (2016 год). Численность населения ежегодно уменьшается за счёт оттока в западные регионы страны.

По состоянию на 01.01.2009 г. в городском поселении «Рабочий посёлок Ванино» функционируют: одно высшее учебное заведение – Ванинский филиал Комсомольского – на - Амуре государственного технического университета, одно среднее техническое учебное заведение – филиал Хабаровского промышленно-экономического техникума, один филиал профессионального училища, 4 дневных муниципальных общеобразовательных школы, в которых обучается 1812 учащихся; 2 вечерние школы, в которых обучается 260 учащихся; коррекционная школа-интернат, в которой обучается 129 воспитанника; 6 муниципальных дошкольных учреждения, которые посещают 730 ребенка.

Учреждения здравоохранения: «Центральная районная больница» Ванинского муниципального района со стационаром на 179 коек, Ванинская больница ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» со стационаром на 115 коек, военный госпиталь в/ч 86751 (филиал 1477 Военно-морского клинического госпиталя МО РФ).

Жилищный фонд составляет 353,2 тыс. м 2, из них: - муниципалитету принадлежит 306,1 тыс. м2; - ведомственный жилищный фонд – 20,2 тыс. м2; - в личной собственности граждан – 26,9 тыс. м2.

Застройка - двух-шести этажные кирпичные и панельные здания преимущественно советского периода постройки, а также таунхаусы, коттеджи и деревянные строения барачного типа, частные домовладения. Особенностью многоэтажных зданий в центре является их посекционная ступенчатость, в связи с горным рельефом местности. Протяженность автомобильных дорог городского поселения «Рабочий поселок Ванино» составляет 42485 погонных метров. Все центральные дороги заасфальтированы и поддерживаются в нормальном состоянии, нанесена дорожная разметка, работают светофоры.

Понять[править]

Приморский бульвар

Глубоководная бухта Ванина (названная в честь военного топографа Иакима Клементьевича Ванина) открыта в мае 1853 года. Впервые появилась на российских морских картах в 1876 году, благодаря экспедиции по исследованию Татарского пролива.

История заселения поселения начинается с 1907 года, с появлением лесопромышленника Тишкина, отсюда и первое название населенного пункта — Тишкино.

Освоение бухты началось в 1939 году. К тому времени в бухте находилось лишь одно предприятие — Лесоучасток. В это время Ванино, как и всё побережье Татарского пролива, находилось в составе Советского (позднее — Советско-Гаванского) района Приморского края.

21 мая 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина.

Официальная дата основания порта — 18 октября 1943 года. В этот день Дальневосточным морским пароходством утверждено штатное расписание портового пункта Ванино.

В апреле 1944 года был досрочно сдан в эксплуатацию первый пирс, 20 июля 1945 года из Комсомольска-на-Амуре в бухту Ванина прибыл первый поезд. В строительстве дороги большую роль сыграли заключённые, солдаты строительных батальонов, а также около 50 тысяч военнопленных. В посёлке была открыта железнодорожная станция, носящая название «Ванино-Вокзал». Значение Ванинского порта резко возросло начиная с лета 1946 года, после того, как портовые сооружения в Находке были разрушены взрывом парохода «Дальстрой» (24 июня 1946 года). Порт Ванино, Ванинский ИТЛ (Ванинский транзитно-пересыльный лагерь) стал пересадочным пунктом для этапов заключённых, следовавших на Колыму. На станции и в порту Ванино происходила перегрузка заключённых из эшелонов на пароходы, следовавшие в Магадан — административный центр ГУ СДС НКВД-МВД СССР «Дальстрой» и Севвостлага.

С окончанием эпохи исправительно-трудовых лагерей в СССР в середине 50-х годов 20-го века порт развивался как торговый, основным предназначением которого был экспорт различных грузов с страны Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно сырой древесины (лес-кругляк, доска). С 1973 года и по настоящее время работает паромная переправа с материка на Сахалин - из Ванино в Холмск ходят грузопассажирские паромы проекта 1809, которые так и называются - "Сахалин".

В 21 веке порт перепрофилируется на экспорт угля, в связи с чем идёт его значительное расширение за пределы бухты Ванина и интенсивное строительство транспортных и производственных объектов. Грузооборот порта в 2005 году составлял 6,2 млн тонн, а в 2015 году уже 26,8 млн тонн.

Посёлок городского типа расположен на западном берегу бухты Ванина (Татарский пролив), на восточной оконечности Советско-Гаванского нагорья хребта Сихотэ-Алинь, в 370 километрах от города Хабаровска на восток (и немного севернее - 49 градусов 05 мин северной широты, 140 градусов 15 мин восточной долготы), (608 км - по дороге), в 10 км от города Советская Гавань (32 км по дороге). Байкало-Амурской железной дорогой связан с Комсомольском-на-Амуре (на территории посёлка находится станции Ванино-Вокзал и Ванино-Порт), федеральной автомобильной трассой (08А-1) посёлок связан с автодорожной сетью края.

Умеренный муссонный климат с резкими суточными перепадами температуры. Короткая сухая и тёплая осень сменяется мягкой и достаточно снежной зимой: устойчивые отрицательные температуры в течение суток держатся с середины ноября по середину февраля. Первая половина зимы характерна незначительным количеством осадков, но регулярными, и весьма сильными ветрами с материка - в Новогоднюю ночь обычно холодно, малоснежно и ветрено. Весна наступает по сезону, но тянется долго - вплоть до первых чисел мая тёплые солнечные дни регулярно чередуются снежными зарядами, порою довольно сильными. По этой причине лето наступает достаточно поздно, и летом неделями возможна пасмурная погода и затяжные дожди. На побережье Татарского пролива и бухты Ванина в весенне-летний период часты туманы, преимущественно в ночное время.

Климатическое лето (среднесуточная температура выше +15) наступает в июле/августе (или может не наступить вообще).

Также климат разнообразят регулярные тайфуны и иногда - землетрясения.

Ванино и Ванинский район, как и большая часть территории Хабаровского края, приравнен к районам Крайнего севера.

Как добраться[править]

Ключевые точки для путешественника на карте Ванино

На поезде[править]

До Ванино раз в сутки ходит единственный пассажирский поезд № 351/352 "Тихоокеанская - Советская Гавань", через Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.

Время в пути от Владивостока - 40 часов, из Хабаровска за 23 часа. Можно доехать из Тынды с пересадкой в Комсомольске.

На автомобиле[править]

Дорога до Ванино.Туман в распадках
Дорога До Ванино. Скалы Надге (на берегу реки Анюй) - интрузивные останцы в виде бастиона. Высота обнажений 25 м.

До Ванино можно доехать на автомобиле через Хабаровск или Комсомольск-на-Амуре по автодороге 08А-1 (ранее Р454). Эта дорога имеет перекрёсток на 214 километре, в районе села Лидога (при движении от Хабаровска необходимо повернуть направо - имеется дорожный указатель).

Участок дороги от Лидоги до Ванино проложен в горах хребта Сихотэ-Алинь, длинной около 320 км. Он ещё не достроен и ведутся дорожные работы (на конец 2015 года оставалось около 40 км грунтовки). Тем не менее, дорога прекрасно проходима для любого автотранспорта. Время в пути от Хабаровска до Ванино на легковой машине составит приблизительно 7-10 часов.

Автодорога 08А-1 выходит на дорогу местного значения 08А-4 "Советская Гавань-Ванино", в черте п. Октябрьский Ванинского района. От развилки до Ванино — 5 км (налево), до Советской Гавани — 34 км (направо).

Дорога имеет прекрасные горные виды.

На автобусе[править]

От автовокзала г.Хабаровска ежедневно ходят пассажирские автобусы до самого Ванино. Время в пути составляет обычно около 11-12 часов, точного расписания по времени прибытия автобусов нет, так как темп движения зависит от погодных условий и времени года. Автобус прибывает на автостанцию "Ванино", и после выгрузки части пассажиров разворачивается и уходит в город Советская Гавань.

Как вариант, можно доехать автобусом от Хабаровска до поселка Селихино, откуда сесть на проходящий поезд Тихоокеанская-Совгавань. Этот вариант несколько быстрее поезда - но им обычно пользуются пассажиры, выезжающие из Ванино. Выехав на поезде вечером, рано утром поезд прибывает в Селихино, и пересев на автобус, Вы уже к обеду будете в Хабаровске, тогда как поезд приедет в Хабаровск только вечером. То есть можно в этот же день улететь самолётом далее, и не нужно ночевать в Хабаровске.

На корабле[править]

  • Ежедневный 18-часовой паром Ванино-Холмск, курсируют суда серии "Сахалин".

Всего на линии работают три парома - Сахалин-8, Сахалин-9 и Сахалин-10, причём последний пассажиров не возит, так как предназначен для перевозки опасных грузов. Пассажировместимость судна - 120 человек, а также 28 железнодорожных вагонов или до 37 большегрузных автомобилей.

Паром грузопассажирский и точного расписания у него нет. Рейсы осуществляются "по заполнению", причём пассажиры для парома - попутный груз. Также на регулярность и продолжительность рейсов оказывают погодные условия в Татарском проливе. При благоприятных условиях выполняется до двух рейсов в сутки. В случае каких-либо осложнений, например, штормовой погоды - паромы могут не ходить по несколько дней, тогда на вокзале Ванино скапливаются сотни пассажиров (а зал ожидания рассчитан всего на 300 человек). Но не стоит сильно расстраиваться, если вокзал критически переполнен, и паромы не справляются с пассажиропотоком - на помощь придёт доблестный Краснознамённый Тихоокеанский флот. Крайний раз (летом 2015 г) пассажиров перевозили на БДК (большой десантный корабль).

Лучше всего заказать билет заранее через агента, например, в Хабаровске. При загрузке парома объявляется посадка пассажиров. В Ванино пассажиры садятся на автобус (возле здания багажного отделения, справа от привокзальной площади, если стоять спиной к вокзалу). Автобус везёт пассажиров через весь порт к паромному причалу.

Не рассчитывайте на комфортные условия на пароме. Все паромы очень старые и построены ещё при СССР.

На самолёте[править]

От Хабаровска можно долететь самолётом до аэропорта Советская Гавань - Май-Гатка. Это единственный аэродром в регионе, на который выполняются рейсы гражданской авиации.

По состоянию на март 2015 года аэропорт обслуживает рейсы в Хабаровск три раза в неделю, авиакомпании Хабаровские авиалинии. Пассажирские перевозки осуществляются самолетами L-410. Автобусного сообщения с аэропортом нет.

Транспорт[править]

В пригороде Ванино располагается муниципальное автотранспортное предприятие, выполняющая рейсы как внутренних, так и загородных маршрутов на автобусах типа Daewoo и ПАЗ:

маршрут № 7: ЦРБ — ТЦ «Океан» — п. Токи
маршрут № 12: ЦРБ — п. Токи
маршрут № 14: магазин «Телец» — ТЦ «Океан»
маршрут № 15К: магазин «Телец» — Коппинский жилмассив — ЦРБ — китайский рынок
маршрут № 101: университет (автовокзал) — г. Советская Гавань.
маршрут № 102: гараж — «Орбита» — п. Токи-2 — школа № 4 — ЦРБ — Коппинский жилмассив — магазин «Телец»
маршрут № 103: «Телец» — ЦРБ — с. Датта — п. Монгохто
маршрут № 104: «Телец» — Коппинский жилмассив — п. Токи
маршрут № 105: магазин «Орбита» — п. Заветы Ильича — п. Бяудэ
маршрут № 106: Университет (автовокзал) — Коппинский ж/м — п. Заветы Ильича (по этому маршруту ходит основной, дополнительный и коммерческий рейсы)

Также в Ванино работают несколько фирм такси.

Ванино - суровый рабочий посёлок, который стоит на костях заключённых ГУЛАГа.

Здесь нет каких-либо достопримечательностей. В Ванино люди просто живут и работают. Наилучшим отдыхом круглый год здесь считается рыбалка.

В самом посёлке имеется памятник жертвам политических репрессий (на втором районе) и там же установили памятную доску легендарному подводнику, Герою Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско, который по сфабрикованному преступлению отбывал наказание в порту Ванино.

Чем заняться[править]

Фрагмент парада на пл. Мира 9 мая 2014 года
Концерт на площади Мира

Иногородним в Ванино и Ванинском районе в первую очередь интересен экотуризм. Здесь пока ещё есть очень красивые природные места. Также приезжают люди на знаменитую рыбалку. Зимой ловят корюшку, навагу, камбалу, летом и осенью - лососей (кета, сима, горбуша), краснопёрку, тайменя, хариуса. В п. Тумнин (приблизительно 80 км от Ванино на поезде) имеется санаторий РЖД, база отдыха "Родник" - природные минеральные горячие радоновые источники. Уникальный и очень сильный лечебный эффект.

В Ванино с размахом отмечают Новый год. На площади Мира ежегодно ставят большую, теперь уже искусственную ель, ледовые скульптуры, горки, вся площадь расцвечена тысячами лампочек. В новогоднюю ночь возле здания Администрации производится традиционный салют. Также с размахом отмечается день победы - театрализованное представление, показательные выступления, парад воинских частей Ванинского гарнизона и гарнизона Монгохто (в 2015 году даже был пролёт тяжёлого противолодочного самолёта). Ещё отмечается день шахтёра, так как через порт Ванино происходит отгрузка на экспорт огромного количества угля. Угольные компании на день шахтёра на площади Мира организуют большой праздник с многочасовым концертом звёзд разной величины. Для подобных мероприятий имеется сборная сцена и весьма продвинутое эстрадное оборудование (включая 2 огромных жидкокристаллических дисплея, на которых, в том числе, воспроизводится картинка со сцены).

На день авиации проводится день открытых дверей в п. Монгохто (30 км от Ванино по дороге), где расположен большой аэродром авиации ВМФ. На день Военно-морского флота можно съездить в пгт Заветы Ильича (это в соседнем, Совгаванском районе), где также проводится военный парад.

В Ванинском Доме культуры можно сходить на 3D кино.

В Ванино есть Дворец спорта с приличным стадионом и крытым плавательным бассейном. Имеется спорткомплекс компании Трансбункер, с ледовым стадионом (закрытым).

Покупки[править]

Ул. 1-я Линия, продуктовый рынок (20 февраля 2015 года)

На территории пгт Ванино работает около 200 предприятий розничной торговли различной направленности. Можно купить всё, что Вам необходимо, и всё, что совершенно не нужно. Наиболее крупные магазины:

В непосредственной близости от вокзала (через виадук) имеется вещевой рынок - 4 двухэтажных павильона и уличные прилавки. Возле 1-го маяка, в здании ул.1-я Линия дом 1 расположен продуктовый супермаркет "Орбита", ресторан-клуб "Орбита" и пиццерия. Угол улиц Центральная и Мира - китайский рынок. Чуть далее: "База 040" - оптовые и мелкооптовые склады, продуктовый супермаркет "040", "Амуршина", а также магазин самообслуживания бытовых и хозяйственных товаров. На ул. Молодёжной дом 15А продуктовый супермаркет "Первый семейный" и магазин бытовой техники "Восток-Техно". На ул. Молодёжной, возле школы №4, расположен торговый дом "Восток". На ул. Портовой-8 находится супермаркет "Океан", на Портовой дом 1 - торговый центр "Парус". Ну и так далее...

Также без особых проблем Вы можете приобрести в Ванино подержанный автомобиль японского производства в любом техническом состоянии и за любые деньги, а также любые запасные части новые и б/у.

Еда[править]

В Ванино порядка 20 предприятий общественного питания. Имеются различные забегаловки, уличные кафе, три ресторана. Заслуживают внимания:

Кафе "Ивушка" - ул. 1-я линия дом 7. Можно неплохо пообедать за вполне умеренные деньги. Однако там бывают очереди.

Блинная напротив дома №3 по ул. Карпатской (напротив центрального почтового отделения). Уличный киоск с горячей выпечкой и блинами пользуется популярностью у ванинцев. Сюда приходят, но чаще приезжают на машинах для перекуса. Очень вкусно, но несколько дороговато.

Узбекское кафе возле китайского рынка. Полноценный вкусный обед, блюда узбекской и русской кухни. Возле кафе плохо с парковкой.

Ночная жизнь[править]

  • "Ночной клуб "Спейс", пивнушки, спорт-бары, три ресторана. Можно для разнообразия выйти поработать в порту в ночную смену...

На самом деле, суровые жители Ванино предпочитают по ночам не гулять по злачным точкам, а ездить на ночную рыбалку...

  • Отель Ванино, ул. Чехова, д.1, (7473) 512-28. Простая советская гостиница с ненавязчивым сервисом и нереально высокой ценой напротив ж/д вокзала (через дорогу). К сожалению, в радиусе прямой видимости больше гостиниц в Ванино вы не найдёте.  изменить

Также можно переночевать в Совгавани, проехав 30 мин на такси или около часа - на междугороднем автобусе маршрута №101.

Связь[править]

Городской телефон (код города +742137), интернет, три сотовых оператора (МТС, МегаФон и БиЛайн). Два почтовых отделения, индекс 682860.

Площадь Мира - Новогодняя елка

Вы в городе, хоть и небольшом. Соблюдайте обычные правила поведения, не кидайтесь под колёса транспорта и всё будет хорошо.

Не стоит разгуливать по ночным улицам, тем более в нетрезвом виде - можно нарваться на неприятности. В Ванино с наступлением темноты улицы пустеют. Если поздно вечером или ночью Вам нужно куда-то добраться, лучше вызовите такси.

Впрочем, если в вечернее или ночное время проводятся какие - либо культмассовые мероприятия, то в местах скопления людей совершенно безопасно.

Окрестности[править]

Посёлок Ванино вместе с городом Советская Гавань образует единственную на материковом побережье Татарского пролива городскую агломерацию. В радиусе 200 км от этой агломерации нет ни одного сколь-нибудь крупного населённого пункта, а плотность населения чрезвычайно низка.

В непосредственной близости от Ванино расположены следующие населённые пункты:

п. Октябрьский (Ванинский район) - станция Совгавань-Сортировочная. Микрорайон Октябрьский-2 (больше известный среди местных как Коппинский жилмассив) находится всего в километре от Ванино, на юг через бухту. Население посёлка - 6 тыс. человек.

п. Токи (Ванинский район) - около 2-3 км на северо-восток. Градообразующее предприятие посёлка - грузопассажирская станция Токи, ванинский балкерный терминал, лесозавод. Население - 2,5 тысячи человек, вместе с п. Токи-2. Токи-2 - небольшой закрытый военный городок 12 ГУМО в 9 км на северо-западе от Ванино.

п. Монгохто (Ванинский район) расположен в 15 км. севернее. Закрытый военный городок, крупный (очень большой) аэродром ВМФ - дислоцируется противолодочная эскадрилья дальнего действия, остатки от 7061-й гвардейской авиабазы. Население - около 4 тыс. человек.

с. Датта (Ванинский район) находится в 20 км севернее и немного восточнее, на полуострове - с восточной стороны море, а с северной - устье реки Тумнин, самой большой реки на восточном склоне хребта Сихотэ-Алинь. Рыболовецкая артель, лесопилка и большой дикий пляж. Население - 600 человек.

На юге, сразу за п. Октябрьским, находится Советско-Гаванский муниципальный район. В непосредственной близости располагаются следующие населённые пункты:

4 км на юг - пгт. Заветы Ильича расположен на берегу бухты Постовая. Некогда крупная военно-морская база Тихоокеанского флота сейчас сильно уменьшилась. Градообразующее предприятие - 38-й отдельный дивизион кораблей охраны водного района. В посёлке и пригороде много брошенных и разрушенных зданий и строений (реально много). Население составляет чуть более 9 тыс. человек. На полуостров Меньшикова идёт полукилометровая узкая коса, в самом узком месте всего около 30 метров. Хороший песчаный пляж.

8 км на юг - п. Майский. Градообразующее предприятие - Майская ГРЭС (т.е. обычная ТЭЦ на угле). Из-за выработки ресурса её в скором времени должны прикрыть... Население Майского вместе с порушенным неподалёку морским гарнизоном Бяудэ составляет 2,5 тыс. человек.

Через залив, в 9 км. от Ванино находится п. Лососина с населением около 3000 человек. Градообразующее предприятие - база океанического рыболовства, которая тихо померла вместе с Советским Союзом. Сейчас Лососина - спальный пригород Совгавани.

Ну и наконец г. Советская Гавань - в 10 км. через залив. Некогда бурно развивавшийся город судостроителей и судоремонтников, на который у руководства СССР были грандиознейшие планы, с развалом Союза превратился в резко депрессивный населённый пункт на задворках страны с населением 27,5 тыс человек. Все предприятия и производства в городе тихо кончились, осталась только лесозаготовка и продажа сырого леса в страны АТР. Также на юго-западной окраине города идёт строительство новой ТЭЦ.

Достопримечательности Ванинского района:

  • Бухта Сизиман- реликтовые окаменелости (каменный лес)
  • Остров Токи - место обитания (летом) пятнистых тюленей
  • Тумнинский источник "Горячий ключ"