Белград

Белград [2] - столица и самый большой город Сербии, с населением около 1,8 миллиона человек. Он расположен на месте слияния двух крупных европейских рек, Савы и Дуная.

Понять[править]

Провославный Храм Святого Саввы

Древний город с сильным, непокорённым духом, полон удивительных архитектурных, и духовных мест и открытий.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Белград обслуживается аэропортом Николы Тесла [3], находящимся в 12 км к западу от городского центра, также в нем располагается база Jat Airways, другого сербского перевозчика, который летает по 40 направлениям по всему миру. Кроме того, в Белград летают Air France, Swiss и Lufthansa. Количество полетов лоукостов и перевозок со скидками достаточно скромно. С 5 мая 2010 airBaltic начал летать из Риги. В аэропорту нет интернет доступа.

Трансфер[править]

  • Совет: по прибытию идти в сектор отправлений. Отсюда идет автобус, а таскисты более щепетильны в части использования счетчика.
  • Автобус №72 ходит дважды в час до остановки Zeleni Venac в центре города и стоит 100 динаров (~€1) у водителя и 50 динаров в киоске сектора отправлений, где продается еда и газеты. Поездка занимает 45 минут.
  • Более комфортабельный вариант - миниавтобус E7, идущий из аэропорта на бульвар Kralja Aleksandra в центре, останавливающийся по дороге у главных отелей - (Continental, Hyatt и Park). Автобусы комфортабельны и кондиционированы. Цена 120 динаров (~€1.20), плата по входу; скажите водителю место назначения во время посадки.
  • Если предпочитаете такси, лучше заказать его по телефону, после того как прочитаете Меры предосторожности ниже. Следуйте указаниям оператора, о месте, где вас ожидает такси, обычно это сектор отправлений. Другой способ, если позвонить не получается, идите наверх в сектор отправлений и ловите такси, высаживающие пассажиров. Водители будут рады обратному проезду и плата составит 1000–1300 динаров (€10–13) до города.
  • Избегайте услуг такси, предлагаемых водителями в секторе прилета; эти услуги не всегда честны, и водители просто обдирают пассажиров под прикрытием полиции. У них не нормальные счетчики и многократно превышают тариф. На декабрь 2010 приняты специальные меры, чтобы помочь пассажирам. Появились люди в желтых куртках, предоставляющие информацию и ваучеры за проезд. Плата составляет ровно 1500 динаров (~€15) в большую часть центральных районов города, Zemun и Novi Beograd, но будет стоит 7500 (~€75) за дорогу в пригород. Есть сообщения о проблемах в такой системе, типа того, что некоторые водители говорят, что такой ваучер действителен только для одного пассажира и что необходимо заплатить за остальных. Поэтому, прибывающим рекомендуется заказывать такси заранее, поскольку водители менее склонны к завышению, если знают, что заказы будут приходить и дальше.

На поезде[править]

Центральный вокзал расположен, на удивление, в центре города. Все национальные и международные поезда останавливаются здесь. От станции до Республиканской площади 1 км (вверх по улице) - около 15 мин. пешком. Есть прямые поезда (днем и ночью) из Бухареста, Киева, Москвы, Скопье, Салоник, Стамбула (21 ч) и Софии и ночной поезд из Бара и Подгорицы (Черногория) до Белграда. Он приходит рано утром (около 7). Этот поезд умеренно комфортабелен с прекрасными видами из окна (даже ночью). Улучшение до купе с двумя кроватями только за 100% плату. Цены умеренны. Днем также ходит поезд интерсити (IC) от Бара до Подгорицы. Для уточнения расписания и другой информации обратитесь на сайт Сербских железных дорог. [4]

На автомобиле[править]

Рекомендуется трасса E-75 из Суботицы и Нови-Сада, а также въезд в Белград с юга. Есть дорога, называемая Ибарска магистрала (M-22),которая идет с юго-запада (направление Черногории, например). С запада используйте трассу E-70 (из Загреба, Любляны и т.д.). Основные дороги на восток и северо-восток из Вршача и Зренянина.

Автобаны платные. Плата средняя. Единственные автобаны Сербии являются частью дорог E-70 и E-75 и проходят сквозь Белград без параллельных дорог, являясь причиной пробок на мосту Газела и перекрестке Мостар.

На автобусе[править]

Центральный автовокзал Белграда[5] находится рядом с вокзалом на ул. Караджорджева (Karađorđeva). Хотя автобусы на международные и национальные направления довольно часты и время отправления обычно точно исполняется, опоздания все же случаются. Расписание не всегда точно установлено; а доступное - только на сербском языке, поэтому спросите информацию внутри вокзала.

Бронирование билетов и покупка - внутри здания автовокзала.

Купив билет, вы получите квиток на вход к платформе для рейса по внутреннему направлению. Для международного рейса вам дадут квиток для представления на платформе.

Большинство водителей возьмут плату за поклажу в грузовом отделении автобуса, однако на международных рейсах это не обязательно. Водители редко говорят на другом языке, кроме сербского. Узнайте как можно больше информации о своей поездке до отправления; если сомневаетесь, спросите попутчиков.

Качество автобуса по Сербии никогда не предугадать; число автобусов, предлагающих перевозки велико, однако не все из них чистые и современные, особенно это касается рейсов внутри страны и в соседнюю Черногорию. Более чистыми и современными являются идущие в западную Европу и Хорватию.

Для поездок по Европе, Ласта - европейский перевозчик[6].

Во время долгих перездов водители обычно останавливаются на 15 минут каждые два часа, хотя не всегда. Заранее возьмите воду и еду. Выходя из автобуса, не оставляйте ценные вещи без присмотра или возьмите их с собой.

Приехав к месту назначения, вам вероятно предложат такси и носильщика. Не соглашайтесь, даже если они настаивают. Могут ободрать.

На корабле[править]

Белград стоит на слиянии рек Савы и Дуная. Пароходы доставляют пассажиров в любой город по Дунаю неспешным шагом, позоляя увидеть по пути много занятных достопримечательностей, однако стоит такое путешестие несколько дороже и занимает больше времени.

На велосипеде[править]

Белград расположен на маршуте Eurovelo 6, соединяющем Атлантику и Черное море.[7]

Транспорт[править]

Белград општина (муниципалитеты)

В Белграде довольно развитая сеть общественного транспорта, объединяющая почти все районы старого города, Нови Београд, Земун и пригороды. Сама сеть включает автобусы, троллейбусы и трамваи — около 1,000 штук — но даже этого не достаточно, и общественный транспорт перегружен в час пик.

Билеты на общественном транспорте стоят 50 динаров (~€0.5) в киоске (называются трафика) и 100 динаров (~€1) у водителя. Все билеты нужно прокомпостировать внутри. Контролеры периодически проверяют билеты — особенно в час пик по главным маршрутам — выписанный штраф может облегчить ваш кошелек на €30. Эти билеты не распространяются на миниавтобусы (E1–E8) и БеоВоз.

Если вы планируете провести большое количество времени в Белграде и много ездить на общественном транспорте, тогда лучше купить проездной на 15 дней или 1 месяц. Их можно купить в департаменте общественного транспорта, но, иностранцу труднее его приобрести, так как процесс занимает много времени (заполнение заявлений и т.д.) на сербском языке.

ГСП [8] отвечает за общественный транспорт в городе. На их сайте есть схемы движения автобусов, тролейбусов и трамваев.

На автобусе[править]

Количество маршрутов в городе - 120 и свыше 300, идущих в пригороды. Существуют сезонные номера маршрутов, такие как Ада1–Ада5, направляющиеся в Ада Циганлия, или маршрут по выходным №400, отправляющийся на вершину горы Авала. Территория Зелени Венац - главный автобусный центр, где находятся остановки автобусов, идущих в Нови Београд и Земун. Начало движение транспорта в 4:00, завершение в 00:00. Ночью движение осуществляется приблизительно каждый час. Часть ночных маршрутов соответствует дневным, поэтому лучше узнавать заранее. Отметьте для себя, что несколько автобусных маршрутов (таких как 24 и 49) производится миниавтобусами, но билеты на них покупаются как на обычные.

На трамвае[править]

Трамваи, в основном, тесные и старые, однако встречаются обновленные; часть из них (зеленые) были подарены городом Базелем, но они тоже давно отслужили свой срок. В Белграде около 12 номеров трамваев, три из них ходят в Нови Београд. Маршрут №2 - круговой маршрут, ходит в обе стороны. Называется круг двойке и окольцовывает центральные улицы. Маршрут №3 знаменит тем, что пересекает красивые кварталы, как например Милош Конак Парк.

На троллейбусе[править]

Троллейбусный парк в большей части состоит из советских ЗиУ-9 и новых белорусских Белкоммаш АКСМ-321 И АКСМ-333, и ходят они только в Старом Белграде, соединяя городской центр с востоком и юго-востоком. Всего действует восемь маршрутов.

Миниавтобусом[править]

Линий миниавтобусов всего восемь (E1–E8). Все они имеют кондиционеры, меньше по размеру и, как правило, быстрее, чем обычные автобусы. Билеты на них покупаются внутри и стоят дороже, чем на автобус. На остановках нет указателей о номерах маршрутов. Это значит, вам придется дожидаться миниавтобуса и читать маршрут на нем или спрашивать водителя. На май 2010 цена билета 120 динаров.

На БеоВозе[править]

Государственная электричка работает по шести направлениям, соединяя город с пригородами:

  • Стара Пазова – Центр Белграда - Панчево – Войловица
  • Рипань – Ресник – Раковица – Панчево – Войловица
  • Стара Пазова – Центр Белграда – Ресник – Рипань
  • Земун – Центр Белграда – Валево
  • Нова Пазова – Центр Белграда – Ресник – Младеновац
  • Стара Пазова – Центр Белграда – Мала Крсна

Однако, они очень не надежны и часто опаздывают. Садитесь на нее, если очень нужно и набирайтесь терпения. Только одна короткая линия (Нови Београд – Центр Белграда – Панчеватски Мост) находятся под контролем города Белграда, и он называется БГ Воз. Власти города пытаются держать трафик согласно расписанию, т.е. поезд через каждые 30 минут (15 минут в часы пик). Расписание можно увидеть здесь[9] (по-сербски).

Центр Белграда относительно небольшой. Все, что находится между Калемегданом, ул. Кнез Михайлова и ул. Скадарской легко обойти пешком. Кроме того, можно использовать различный транспорт. Многие музеи города закрыты по понедельникам. Необходимо узнавать перед посещением.

  • Ул. Кнез Михайлова. Главная пешеходная улица. Народ ходит и днем и ночью. Место, где, в основном, сосредоточены кафе и магазины.
  • Калемегдан и Крепость Белграда. Когда-то важное военное сооружение, теперь служит центральным парком. Зайти лучше с конца ул. Кнез Михайлова, откуда открываются прекрасные виды, особенно перед закатом. Большая часть парка это стены крепости, несколько кафе, теннисные и баскетбольные корты, музеи и обсерватория. Не пропустите место слияния Савы и Дуная, статую Победника, одного из символов Белграда.
  • Республиканская площадь (Главная площадь). - главное место встреч в городе (еще говорят "возле лошади"), рядом с конным памятником Михайло Обреновича. Рядом Национальный театр, Национальный музей и улица Кнез Михайлова. Обычное место для назначения встреч.
  • Скадарлия (Скадарская улица). Пешеходная улица с ресторанами и кафе, наполненная духом старого Белграда. Здесь по вечерам играют старинную музыку. Улица вымощена булыжником, поэтому девушкам, пожалуй, лучше не надевать обувь на высоком каблуке. Глухие стены зданий на южной стороне расписаны картинами 'trompe-l'oeil', чтобы добавить атмосферы.
  • Этнографический музей, Студентски трг (площадь) 13, +381 11 3281 888, [10], Вт–Сб: 10–17, Вс: 9–14. Постоянная выставка сербских костюмов, утвари, рассказывающая о культурной и повседневной жизни прошлых веков. Временные выставки на подобную тематику.
  • Улица Кральа Милана, связывающая улицу Кнез Михайлова с Храмом св. Савы, занимающего общую панораму. Обратите внимание на Фонтан Теразие и театр Jugoslovensko Dramsko Pozorište, когда будете гулять мимо них.
  • Национальный музей, закрыт из-за реконструкции. На Республиканской площади. Основан в 1844, имеет более 400 000 экспонатов.
Русская православная церковь святой Троицы в парке Ташмайдан
  • Белградский зоопарк, Малый Калемегдан 8. Лето: ежедневно: 8:00–8:30, Зимой: ежедневно: 8:00 – 5:00, расположен внутри Белградской крепости.
  • Белградский собор(Соборная церковь) или Собор св. Михаила, находится возле Калемегдана на ул. Кнеза Симе Марковича 3. Построен между 1837-1840, украшен богатым декором внутри. За церковью - здание Патриархата.
  • Храм св. Савы. Самый большой сербский храм, строившийся с 1935 в несколько этапов. Внутреннее убранство еще не закончено, однако посетители могут пройти в северное крыло, в котором ведется служба. Судя по качеству мрамора и установленной лепнине, он будет великолепен, как только закончатся работы. Храм расположен возле площади Славии, на выходе с Бульвара Ослободжения.
  • Церковь Ружица и Церковь Света Петка находятся на крепости Калемегдана возле обсерватории (можно легко пройти мимо, поэтому спросите дорогу). Ружица впервые упоминается в 15 веке, но подверглась разрушению в 18 веке. После этого была перестроена на действующем месте и на сегодняшний лень является старейшей в городе. В Первую мировую она также подвергалась разрушению и опять перестраивалась в 1925. К тому времени церковь получила своих бронзовых солдат и необычные канделябры, изготовленные из корпуса снарядов, сабель и штыков.
  • Церковь св. Марка построена между 1931-1940, расположена в Ташмайданском парке Белграда возле Парламента Сербии. Рядом маленькая русская православная церковь.
  • Старый королевский дворец (Стари Двор), на площади Никола Пашича, построен в 1881 году в качестве резиденции сербских королей, теперь городская Управа.
  • Национальное собрание Сербии (Скупштина), расположено напротив Старого королевского дворца, пока на реконструкции.
  • Мавзолей маршала Тито. Сядьте на троллейбус №40 или 41 на Студентски Трг или на улице Кнеза Милоша, идущего по направлению в Дедине и спросите когда выходить на "Куча цвеча" (Дом цветов). Вход бесплатный, но после полудня музей закрывается. Внутри - могила второго лидера Социалистической Союзной Югославии, маршала Иосипа Броз Тито, а также его коллекция палок и две комнаты с мебелью.
  • Музей Никола Тесла, Крунска 51, +381 (0) 11 24 33 886 (, fax: +381 (0) 11 24 36 408), [1]. Вт-Ср 10–6, Сб-Вс 10–1.  изменить
  • Резиденция принцессы Любицы (Конак кнегине Любице)
  • Белый дворец (Бели Двор) - королевский дворец в палладинском стиле, резиденция Тито и Милошевича.
  • Военный музей (Войни музей), внутри белградской крепости.
  • Музей цыганской культуры, ул. Рузвельта 41-43, Вт-Сб: 11-4. Музей находится в небольшой складской комнате в общественном здании в центре Белграда. Его стены покрыты фотографиями и документами на цыганском языке. Случаются временные выставки, разнообразные программы и события.
  • Музей Вука и Доситея, один из самых важных музеев в Белграде, располагается в Стари Граде. Рассказывает о жизни Вука Караджича, реформатора сербского языка, и Доситея Обрадовича, писателя и министра образования. Оба они сыграли важную роль в подъеме сербской культуры во времена Первого восстания против Оттоманов.
Карта Шагранской Осмицы
  • Музей 4 июля, день в 1941 году, когда коммунистическая партия Югославии приняла решение начать анти-гитлеровское восстание. Сейчас в этом музее располагается "Музей политики и сербской прессы".

  • Музей африканского искусства, ул. Андре Николича 14, бывшая коллекция югославского дипломата, состоит из 1400 экспонатов, в основном, из западной Африки.[11]
  • Музей прикладных искусств, ул. Вука Караджича 18 [12], метал, текстиль, мебель, фотография, керамика - всего 37 000 экспонатов.
  • Музей современного искусства[13]
  • Музей авиации[14], возле аэропорта. Здесь стоят 130 самолетов.
  • Музей естественной истории[15], ул. Негошева 51, Малый Калемегдан 1.
  • Железнодорожный музей ул. Неманя 6. Включает 40 000 экспонатов и узкоколейный экскурсионный поезд Шарганска осмица. Поезд идет по маршруту Шарган - Мокра Гора - Вардиште в Боснии. В Мокрой Горе находится этносело Дрвенград, построенное Эмиром Кустурицей. В поезде есть ресторан [16]
  • Музей науки и техники[17] ул. Джуре Якшица 10.
  • Музей Иво Андрича, нобелевского лауреата[18] ул. Анрдичев венц 8/I. Закрыт по понедельникам.
  • Музей истории Белграда[19]
  • Ворота Белграда. В Белграде насчитывается 23 ворот, относящихся как к древней архитектуре, так и современных. Большая часть из них расположена в Белградской крепости. Кроме того существуют древнеримские ворота Сингидума. Восточные ворота (видимые на трассе Е75 при подъезде к городу) и Западные ворота (Генекс Кула, 140м) - современные небоскребы.

Чем заняться[править]

События[править]

  • Tango Encuentro в Белграде, 6–11 April 2011 [20]
  • Фестиваль новой музыки и импровизаций Ring Ring, 19–23 May 2011 [21]
  • Летний джазовый фестиваль, в июле 2011
  • BELEF, Белградский летний фестиваль июль-август 2011 [22]
  • Белградский пивной фестиваль, август 2011 [23]
  • BITEF, Белградский международный театральный фестиваль, сентябрь 2011 [24]
  • Белградский цветочный фестивальl,сентябрь 2011 [25]
  • BEMUS, Белградский музыкальный фестиваль, октябрь 2011 [26]
  • Белградский джазовый фестиваль, октябрь 2011 [27]
  • Фестиваль Танго, ноябрь 2011 [28]
  • Международный винный фестиваль, ноябрь 2011,Белградская ярмарка
  • Ракия фест, декабрь 2011, [29]
  • Город открытого сердца, мини карнавл 1 января 2011 на улицах Makedonska и Svetogorska
  • Фестиваль гитарного искусства, 8–13 февраля 2012 [30]

Покупки[править]

Валютой Сербии является динар (RSD). Деньги можно поменять в официальных обменных офисах (называемые меначница, часто снаружи здания обозначенные эмблемой Национального Банка), их хорошо видно и они многочисленны в центре Белграда и в аэропорту. Мицко (на улице Вука Караджича) меняет все типы валют, включая редкие. Много банкоматов, принимающих иностранные карты без проблем. Visa, Visa Electron, Mastercard и Maestro широко распространены, хотя попадаются рестораны, отели и магазины, где карты не принимаются. Трэвэл чеки не в ходу по Сербии, и их обмен может стать сложным делом. Динары не слишком хорошо конвертируются за пределами Сербии, поэтому лучше конвертировать обратно оставшиеся динары в евро, перед отъездом из страны. Старые югославские деньги можно купить у продавцов на улице. 500 миллионная купюра может стать любопытным сувениром.

Магазины работают допоздна в рабочее время, а по субботам, в основном, закрываются в 15.00 и не работают в воскресенье. Исключение составляют моллы, работающие семь дней в неделю (обычно до 10:00 вечера).

Вечером открываются бары, кафе и дискотеки, продающие дешевые напитки. В этом смысле, Белград широко известен как одно из лучших мест Европы.

Еда[править]

В Белграде, как и любом столичном городе, сотни ресторанов, специализирующихся на блюдах местной кухни, а также ряд международных кухонь. В целом, цены дешевле, по сравнению с Западной Европой, по основными блюдами, начиная от € 5-20 за человека.

Дёшево[править]

Дорого[править]

Ночная жизнь[править]

В былые времена Белград славился своей ночной жизнью, сейчас ситуация изменилась. В настоящее время местное законодательство гласит, что все бары в городе должны быть закрыть в час ночи. Есть несколько баров, которые закрываются позже, но их трудно найти. Только в центре ночные клубы работают после часа ночи, иностранцам лучше туда не ходить.

Несмотря на предупреждения различных международных организаций, 'вода' в Белграде совершенно безопасна. Существует широкий ассортимент бутилированных вод, предлагаемых в продуктовых магазинах, супермаркетах и киосках.

Сербы любят 'пиво' , можно попробовать разнообразные местные сорта пива, такие как Jelen, Lav, MB, Pils ... наряду с несколькими видами импортного пива, по очень низким ценам. Отечественные сорта пива вполне приличного качества. Белград проводит фестиваль пива ежегодно в августе.

В городе много хороших мест на разный достаток, где можно остановится - причём в любой сезон, достаточно пройтись по округе, и вы обязательно найдете подходящее место по цене и атмосфере.

Дёшево[править]

Дорого[править]

Связь[править]

Опасайтесь проституток

Окрестности[править]