Центральная Россия

Материал из Wikitravel

Центральная Россия находится в европейской части России.

Наиболее населённая часть страны и её исторический центр на протяжении последних шести веков. Формируется из областей, окружающих столицу страны Москву и Московскую область. По городам Центральной России проложен всемирно известный туристический маршрут по историческим городам страны «Золотое кольцо».

Центральная Россия лежит в бассейне реки Волга в верхнем течении и её притоков, главным из которых является река Ока.

Регионы[править]

Регионы Центральной России

Владимирская область
Древняя русская земля, сохранившиеся шедевры архитектуры входят в Золотое кольцо.
Ивановская область
Традиционный центр текстильного производства, известный лаковыми миниатюрами Палех и Плёс с великолепными видами на Волгу
Калужская область
Родина Константина Циолковского, исторические монастыри Оптина и Тихонова Пустыни и городские граффити в Боровске
Костромская область
Классицизм Костромы, барокко Нерехты и бальнеологический курорт Солигалича
Московская область
Рязанская область
Смоленская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область

Областные центры[править]

Центральная Россия является самой густонаселенной частью страны. На территории региона расположен 231 город, то есть практически каждый пятый.

  • Москва — центр региона и столица России, наиболее значимый транспортный узел страны и самый крупный город Европы
  • Владимир — столица Великого княжества Владимирского с хорошо сохранившимися соборами XII в.
  • Кострома — город на северо-востоке региона с образцовой застройкой в стиле классицизма
  • Рязань — промышленный город с крепостью и храмами XVII века
  • Смоленск - один из древнейших русских городов в верховьях Днепра, стратегический пункт, защищавший Москву с запада
  • Тверь — город на верхней Волге, центр древнерусского княжества, промышленный центр и важный транспортный узел
  • Тула — город на южных рубежах Московского княжества, известный производством оружия, самоваров и пряников
  • Ярославль — крупный промышленный центр, древнерусский город на Волге, входящий в Золотое кольцо.

Малые города[править]

  • Гороховец — цельный городской ансамбль XVII—XVIII веков и деревянные дома, выполненные в стиле модерн.
  • Гусь-Хрустальный — одно из основных производств хрусталя в России.
  • Зарайск — хорошо сохранившийся кремль начала XVI века.
  • Мышкин — городок на Волге с многочисленными музеями всякой всячины.
  • Плёс — город на берегу Волги, вдохновлявший своими пейзажами многих российских художников.
  • Солигалич — затерянный в лесах на севере Костромской области город с замечательной деревянной резьбой, одна из отправных точек для путешествия по исторической Монзенской железной дороге.
  • Старица — интересный город со своеобразными церквями разных времён и стилей.
  • Торжок — "Суздаль екатерининской эпохи", городской ансамбль XVIII—XIX веков в стиле классицизм.
  • Тутаев — живописный город со множеством церквей XVII—XVIII веков. Тутаев расположен на обоих берегах Волги, причём противоположные берега связаны только паромной переправой, что придаёт городу особый колорит.

Понять[править]

История[править]

В VII-XII веках земли современной Центральной России населяли славянские и финно-угорские племена: кривичи, вятичи, радимичи, мещера, голядь. В конце X века, с ростом влияния Киевской Руси территории племен завоевывались, а завоеванные земли отдавались в правление сыновьям киевских князей. В это время образовываются Владимирское и Рязанское княжества, Московское, Смоленское и прочие.

В XIII-XIV веках происходит усиление Великого княжества Московского и подчинение окрестных княжеств, пока в XVI веке не произошло объединение земель русских в Русское царство под властью Москвы. В дальнейшем территориальная экпансия продолжилась, а Центральная Россия стала сердцем будущего российского государства.

В настоящее время области Центральной России вместе с областями Черноземья составляют Центральный федеральный округ.

Язык[править]

Официальный язык - русский. В крупных городах некоторые слои населения смогут понять путешественника по-английски.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Из большинства крупных авиахабов мира можно добраться в один из аэропортов Москвы. Суммарная доля Шереметьево, Внуково и Домодедово в общем объеме авиаперевозок в России составляет свыше 50%.

На поезде[править]

Москва — крупнейший железнодорожный узел страны, большинство крупных городов России и стран бывшего СССР связаны с ней прямыми поездами. Наиболее значимые направления:

Северо-западное: из Санкт-Петербурга, Октябрьская дорога является одной из самых активных в стране.
Северо-восточное: из Вологодской и Архангельской областей, а также по северному пути Транссиба из Коми, Кировской области и Пермского края.
Восточное: из Нижегородской области, Татарстана, регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Южное: из Липецкой, Воронежской областей и регионов Юга России
Юго-западное: из Орловской, Курской и Белгородской областей, а также из Украины
Западное: из Белоруссии и стран Прибалтики.

На автомобиле[править]

Москва является начальной точкой 10 федеральных автомагистралей:

  • М1 «Беларусь» (Москва - граница с Белоруссией)
  • М2 «Крым» (Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной (на Харьков))
  • М3 «Украина» (Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной (на Киев))
  • М4 «Дон» (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск)
  • М5 «Урал» (Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск)
  • М6 «Каспий» (Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань)
  • М7 «Волга» (Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа)
  • М8 «Холмогоры» (Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск)
  • М9 «Балтия» (Москва - Волоколамск - граница с Латвией)
  • М10 «Россия» (Москва - Тверь - Новгород - Санкт-Петербург)

На корабле[править]

Регулярное межобластное водное сообщение в России не развито. На круизных судах можно добраться из городов Поволжья и Ростовской области, а также из Санкт-Петербурга.

Транспорт[править]

Вся территория Центральной России имеет высокую транспортную доступность. Прежде всего, это связано с нахождением Москвы как крупнейшего транспортного узла в центре региона.

На самолёте[править]

В Иваново,Ярославле и Костроме имеются слабо загруженные региональные аэропорты с парой рейсов в неделю из Москвы.

На поезде[править]

От Москвы радиально во все стороны расходятся железнодорожные пути, областные центры региона связаны с Москвой электричками-экспрессами. С одной стороны, это повышает доступность самой Москвы из других городов, с другой стороны, хордовые межобластные направления развиты очень слабо, и чаще всего добраться в смежную область быстрее через Москву, чем напрямую. Наиболее значимые хордовые направления: Иваново-Ярославль (две электрички и два ПДС в день) и Калуга-Тула (две электрички-попугая в день).

Следует иметь в виду, что «попугаи» (электрички-экспрессы) формально считаются ПДС, билеты на них продаются с указанием мест и раскупаются заранее. Часто путешествующие по Московской железной дороге могут приобрести абонемент на несколько поездок, дающий небольшую экономию.

На автомобиле[править]

Аналогично железнодорожным линиям, сеть автомобильных дорог региона испытывает нехватку хордовых направлений. Помимо вышеуказанных магистральных трасс можно выделить значимые межобластные дороги А133 Ярославль — Кострома — Иваново — Владимир и Р73 Вязьма — Калуга — Тула — Рязань.

Чем заняться[править]

Маршруты[править]

  • Золотое кольцо — кольцевой маршрут по историческим городам.
  • Зелёное кольцо — заповедники и национальные парки вокруг Москвы.
  • Канал им. Москвы — соединяет реки Москва и Волга, масштабное гидротехническое сооружение 30-х годов со множеством шлюзов и красивыми пейзажами Московской возвышенности.

Еда[править]

Ночная жизнь[править]

Окрестности[править]

К северу и северо-западу от Центральной России расположен Северо-западный регион, к югу — Центральное Черноземье, к востоку и юго-востоку — Поволжье, а к западу — Белоруссия. В этих регионах можно выделить следующие достопримечатльности, расположенные вблизи центральных областей:

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты