Тульская область

Материал из Wikitravel

Ту́льская о́бласть [1] находится в Центральной России.

С древних времен регион имеет развитый промышленный потенциал и основательные сельскохозяйственные ресурсы. Тульский самовар или тульский пряник давно стали именами нарицательными.

Посещающих Тульскую землю туристов в первую очередь привлекают всем известные объекты русской истории — (Куликово поле), усадьбы русских деятелей искусства (Поленово и Ясная Поляна), а также исторические города области. Тульская область — идеальное место для летнего недельного путешествия на автомобиле по заданной программе.

Рекреационные возможности области ограничены промышленной зоной в центре и на востоке региона, которая по площади занимает около 1/4 области. Также серьезный урон был нанесен Тульской земле Чернобыльской катастрофой. Значительная часть центральных, южных и восточных районов попала в зону радиационных осадков и последующего заражения.

Регионы[править]

Tula oblast map ru.png

Тульское Заочье (в том числе Заокский район)
Прилегающая к Оке северная часть области с историческими городами Венёв и Алексин.
Тульские Засеки
Юго-западная часть области, где лучше всего сохранились засеки — полосы лесов, часть древней Большой Засечной черты.
Промышленный центр
Промышленный регион в окрестностях Тулы и Новомосковска. Центр Подмосковного угольного бассейна с отмирающей добычей бурого угля, а также металлургией и химической промышленностью, среди которой затерялась Ясная Поляна — музей-усадьба Льва Толстого.
Верховья Дона
Юго-восточная часть области с историческим Куликовым полем, великолепными лесостепными ландшафтами и скалистыми берегами реки Красивая Меча.

Города[править]

  • Тула — административный центр области; город пряников, самоваров, оружейников и древнего кремля
  • Белёв — древний, но плохо сохранившийся город, который наиболее известен оригинальной яблочной пастилой
  • Богородицк — прекрасно сохранившаяся усадьба Бобринских и немного дореволюционной застройки
  • Венёв — город Засечной черты с каменными палатами XVII века
  • Ефремов — центр химической промышленности на месте ещё одного исторического города Засечной черты
  • Липки — заповедник советской архитектуры
  • Новомосковск — крупный промышленный город с советской архитектурой и истоком Дона
  • Плавск — симпатичный городок с дореволюционной застройкой
  • Алексин — город на берегах Оки с Соборной горкой в историческом районе Заречье

  • Епифань — городок с древней историей и интересными церквями
  • Крапивна - бывший уездный город на реке Упе
  • Куликово поле — знаменитое место битвы войск Дмитрия Донского с Золотой Ордой. Поле находится рядом с деревней Монастырщина, рядом музей. [2]
  • Одоев — бывший уездный город с древним монастырём и центром производства филимоновской игрушки [3]
  • Поленово — усадьба В. Поленова, построенная по собственному проекту художника
  • Тульские засеки — оборонительные леса, балки и болота на границе степной и лесостепной зоны, которые в XV-XVII веках являлись естественными границами и служили для предотвращения нападений степной конницы.
  • Ясная Поляна — имение Льва Николаевича Толстого.

Понять[править]

Поединок Пересвета и Челубея

На юго-западе Тульская область граничит с Орловской областью, на западе — с Калужской, на севере — с Московской, на востоке — с Рязанской, на юго-востоке — с Липецкой.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Гражданских аэропортов на территории Тульской области нет. Ближайшие аэропорты находятся в Москве (международные) и Липецке (национальный).

На поезде[править]

Через Тульскую область проходят магистральные железнодорожные линии Москва — ОрелХарьков и Москва — Липецк, по которым поезда из Москвы и Санкт-Петербурга следуют в города юга России и восточной Украины. За редкими исключениями (см. ниже) такие поезда останавливаются только в Туле и/или Узловой. Поезда на Липецк также делают остановку в Ефремове.

На автобусе[править]

Два основных маршрута связывают Москву с Тулой и Новомосковском. Из Тулы в среднем раз в час отправляются автобусы в Калугу, также есть редкое сообщение с центрами соседних областей и некоторыми отдалённым городами (Тамбов, Воронеж, Харьков). Многие города области связаны прямыми автобусными маршрутами с Москвой.

На автомобиле[править]

По территории области проходят федеральные трассы М2 «Крым» (Москва, Орёл, Курск, Белгород, Восточная Украина) и М4 «Дон» (Москва, Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону), а также межобластные дороги Р132 (Калуга, Рязань) и 1Р92 (Калуга, Орёл).

Транспорт[править]

На поезде[править]

  • ( Москва ) — ТулаЩёкиноПлавскЧернь — ( Орёл ):
    В северной части области обслуживается московскими электричками на Тулу (5 раз в день), кроме того в последние году некоторые прямые электрички были заменены стыковочными Москва-Серпухов и Серпухов-Тула (пересадка в Серпухове на соседнюю платформу). К югу от Тулы пригородное сообщение почти исчезает: кроме единственной сквозной электрички на Орёл два поезда в день идут до станции Скуратово, а там появляется ещё одна электричка на всё тот же Орёл. Дальние поезда на мелких станциях обычно не останавливаются. Исключениями являются ночной поезд Москва—Орёл (№603М/604М) и дневной поезд Москва—Курск (№827Ч/828Ч), которые делают остановки в Щёкино, Плавске и — только орловский поезд — в Черни.
  • ( Москва ) — ВенёвУзловаяБогородицкЕфремов — ( Липецк ):
    От Узловой по два пригородных поезда в день в северном и южном направлениях. Несколько дальних поездов (в том числе дневных) делают остановки в Венёве и Богородицке. Все поезда останавливаются в Ефремове.
  • ( Калуга ) — АлексинТулаУзловая — ( Ряжск ):
    3-4 пригородных поезда в день на всех участках кроме отрезка к востоку от Узловой, где ходит всего одна электричка, дополняемая экзотическим поездом Челябинск—Брест (№303Б/№304Б), следующим через Тульскую область днём и делающим несколько промежуточных остановок.
  • ( Козельск ) — СуворовТула:
    От Тулы единственный в день пригородный поезд до станции Черепеть на западной границе области, дальше в сторону Козельска следует только вышеупомянутый №303Б/№304Б Челябинск—Брест.
  • ( Козельск ) — БелёвПлавск:
    Три пригородных поезда в день между Козельском и Белёвом, в сторону Плавска пассажирского движения нет.

На автобусе[править]

Автобусное сообщение наиболее развито в промышленном регионе вокруг Тулы: например, рейсы на Новомосковск больше напоминают городские автобусы и отправляются каждые 10 минут. Много автобусов на Узловую, Богородицк, Щёкино, Ясногорск, Алексин, Ефремов. Как и повсюду в России, сеть маршрутов является радиальной; хордовые маршруты редки.

На автомобиле[править]

  • М2 «Крым» (Москва) — ТулаПлавскЧернь — (Орёл). До Тулы четырёхполосная и имеет статус магистрали (ограничение скорости 110 км/ч). Новая объездная Тулы обрывается где-то на полдороги, упираясь в 1Р132 безо всяких внятных указателей. При движении транзитом лучше поворачивать на Тулу, а затем на старую объездную, проходящую ближе к городу. Южнее Тулы дорога двухполосная с широкой обочиной и практически четырёхполосным движением. Много населённых пунктов. Активное движение в районе Щёкино, после Плавска поток иссякает. Состояние асфальта среднее.
  • Р132 (Калуга) — ТулаВенёв — (Рязань). Всюду двухполосная; между Тулой и Венёвом узкая и извилистая. Состояние асфальта приемлемое, но обычно бывают плохие участки.

Описание остальных дорог — в статьях о соответствующих регионах

  • Дореволюционная городская застройка сохранилась в Тульской области не слишком хорошо, хотя аутентичные (и в том числе деревянные) кварталы можно найти в Туле, Венёве, Плавске.
  • Лесостепные ландшафты великолепны и разнообразны — от задумчивой тишины и загадочных камней-мегалитов Куликова поля до скал Ишутинского городища на реке Красивая Меча.
  • Советская архитектура обширно представлена в Туле и Новомосковске, а также менее известных, но не менее аутентичных промышленных городках в окрестностях Тулы. Особенно примечательны Липки, где сохранился цельный ансамбль послевоенных построек, многочисленные скульптуры и даже оригинальные элементы оформления.
  • Тульский кремль — крепость начала XVI века.
  • Усадьбы Тульской области в основном заброшены, но некоторые всё-таки восстановлены и поддерживаются в хорошем состоянии: в том числе воссозданная усадьба в Богородицке и усадьба в Богучарово с сюрреалистичной колокольней — копией венецианской кампанилы Сан-Марко.

Чем заняться[править]

Маршруты[править]

Еда[править]

Тула славится своими фигурными пряниками, которые традиционно суховаты и представляют скорее эстетическую ценность. Менее известным — но, пожалуй, даже более вкусным — продуктом является яблочная белёвская пастила.

Ночная жизнь[править]

Окрестности[править]

Из Тульской области можно отправиться в прилегающие регионы:

Шаблон:Tag:rdf

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты