Сочи

Olympic rings.png
Город-хозяин
Зимних Олимпийских игр 2014 года
Прибрежный кластер

Сочи
МОК [5] · Оргкомитет Сочи 2014 [6]

Сочи является крупным городом, который для удобства разделён на районы. Конкретная информация о достопримечательностях, местах питания и ночлега находится в статьях об отдельных районах. Не забудьте распечатать эти статьи перед поездкой.

Сочи находится в Краснодарском крае.

Наиболее известный и крупный российский город-курорт. Находится на черноморском побережье Северного Кавказа.

Столица проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года.

Большой Сочи
Вид с моря на город

Районы[править]

Город представляет из себя городскую агломерацию (Большой Сочи) и состоит из четырех районов:

  • Адлерский район — самый восточный район, здесь сосредоточены основные транспортные узлы города. Наиболее прохладный район Сочи, несмотря на то, что находится на самом юге России.
  • Лазаревский район — самый протяжённый район, раскинулся на 105 км.
  • Центральный район — самый солнечный район, с самой разнообразной субтропической флорой.
  • Хостинский район — самый тёплый район со среднегодовой температурой +14,4 град.

Понять[править]

Чёрное море

Сочи - один из самых многонациональных городов России, в котором проживают представители более 100 этнических групп. Большинство из них - этнические русские (68%), а также - армяне, украинцы, грузины, греки, черкесы, беларусы, татары и евреи. Русский язык является преобладающим языком, на котором говорят почти все жители города, в том числе почти все меньшинства, но многие названия мест в городе происходят из абхазского и черкесского языков. Значительная часть жителей Сочи - православные (85%). Есть и католики, мусульмане. Православные соборы представлены во всех частях города. Единственный католический собор, расположенный в Центральном Сочи, был построен в 1997 году (большинство прихожан - католические армяне). Работает также мечеть, в ауле Тхагапш, 15 км в сторону гор от Лазаревского.

История[править]

Территория нынешнего Сочи была заселена тысячелетиями и находилась под влиянием и владычеством древнегреческих, римских, византийских, абхазских и османских цивилизаций. До наших дней дошли свидетельства предшествовавших цивилизаций, включая камни-великаны из бронзового века и средневековые византийские храмы.

Российская империя пришла на эти земли в начале 19 века и после войны с Османской империей завладела ими в 1829 году. Вскоре после этого, в 1838 году, российские власти основали форт Александрийский на месте современного Центрального Сочи и ещё 2 форта в современном Лазаревском районе города. С течением времени, Александрия была переименована несколько раз и, наконец, получила название Сочи (по имени местной реки) в 1896 году.

С начала XX века Сочи стал известен как курортное место. В 1902 году было построено первое купальное сооружение в Мацесте, а в 1909 году был открыт официальный курорт «Кавказская Ривьера». Незадолго до революции 1917 года, Сочи получил статус города, и в это же время новая железная дорога связала его с остальной частью России. Но регулярное железнодорожное сообщение началось только через шесть лет, после окончания гражданской войны в России, с победой большевиков. Город рос довольно медленно (с 13 тысяч жителей в 1916 году до 17 тысяч в 1932 году).

Ситуация изменилась в 1934 году, когда генеральная перестройка Сочи была инициирована сталинским правительством. Всего за семь лет, с 1932 по 1939 год, население города взлетело с 17 000 до 72 000 человек. Были построены новые дороги, театры, парки, гостиницы и спа-курорты. В 1961 году власти включили близлежащие поселения города непосредственно в Сочи, положив начало истории Большого Сочи.

В 2007 году город открыл новую главу своей истории, выиграв заявку на проведении Олимпиады 2014 года. Объем строительных работ был огромным, включая новую инфраструктуру (дороги, канализацию, воздушные и морские порты и т.д.), спортивные объекты, коммерческие и жилые здания. Новый облик Сочи изменил черты некогда небольшого курортного города, на современный, международного уровня город-курорт.

Климат[править]

Пальмы в снегу. Сочи

Сочи принадлежит к той небольшой части России, которая удачно расположена в субтропической климатической зоне. В отличие от средиземноморских климатических условий, в Сочи очень высокий уровень влажности. Но несмотря на большое количество осадков, в Сочи ежегодно около 300 солнечных дней, что невероятно для любой другой части России, за исключением прибрежных городов Краснодарского края. Это делает почти круглый год удобным для посещения Сочи, за исключением, периода с ноября по январь. Большая часть осадков выпадает во время «зимы», иногда в качестве снега. Сочинцы редко используют зимние шины, поэтому сильные снегопады непредсказуемы для водителей. Климат горной части Большого Сочи значительно холоднее, что позволяет проводить полный лыжный сезон. Благодаря этому Красная Поляна быстро развивается как зимний курорт и принимала все соревнования на открытом воздухе во время Олимпийских игр 2014 года. Весенний период довольно короткий и характеризуется цветением садов (начало в марте, хотя температура может быть ниже, чем в феврале). Это красивый сезон с небольшим количеством осадков, но всё же с холодным морем. Сочинское «лето» связано с купальным сезоном, который обычно длится с середины мая до конца октября. Это настоящий высокий сезон, с туристическим пиком в июле-августе. В сентябре и октябре город привлекает меньше посетителей, частично из-за начала учебного года. Эти два месяца, когда Чёрное море все ещё тёплое, воздух не очень жаркий, и улицы не заполнены толпой туристов, похоже, самое приятное время для посещения Сочи, поэтому он наверное и называется - «бархатный сезон». Несезонная «осень», приходящая в Сочи в конце октября, тёплая, но с более пасмурными днями и дождём. К концу ноября среднесуточная температура опускается ниже 10 ° C.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Международный аэропорт Сочи (IATA:AER) [7] находится в Адлерском районе города. Расписание рейсов отличается в зависимости от сезона, максимальная загруженность в мае-сентябре. Во время зимнего периода возможны задержки рейсов в связи с погодными условиями. В качестве альтернативы можно использовать аэропорты в Краснодаре или Геленджике.

Международные рейсы[править]

Регулярные авиасообщения с Веной (Austrian Airlines), Стамбулом (Turkish Airlines) и Тель-Авивом (DONAVIA).

Страны бывшего Советского Союза также связаны с Сочи: Ереван, Армения (Armavia) Ташкент, Узбекистан (DONAVIA), Минск, Беларусь (Belavia ), Кишинёв, Молдова (Air Moldova) и Душанбе, Таджикистан (Tajik Air ).

Внутренние рейсы[править]

Несколько рейсов в день соединяют Сочи с Москвой и Санкт-Петербургом. Также и другие крупные города России, такие как Казань, Краснодар, Красноярск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург связаны по воздуху с Сочи.

Трансфер в аэропорт[править]

На автобусе / маршрутке:

  • 51 - от аэропорта до Адлера (центральный рынок)
  • 105, 124 - от аэропорта до центральной железнодорожной станции Сочи
  • 135 - из аэропорта в Красную Поляну

По железной дороге:

Готовясь к Олимпиаде 2014 года, «РЖД» построила железную дорогу, которая связывает аэропорт Сочи с городом. Пригородные поезда в Адлер и Центральный Сочи функционируют с 2012 года (связь с Красной Поляной).

На поезде[править]

Сочи имеет два крупных железнодорожных терминала в Центральном Сочи и Адлере. Однако большинство поездов совершают короткие остановки на небольших транзитных станциях Большого Сочи: Лазаревское, Лоо, Дагомыс, Мацеста и Хоста. Билеты можно приобрести на веб-сайте ОАО «РЖД» [8], в билетных кассах РЖД или через туристические агентства. РЖД открывает продажу билетов за 60 дней до поездки.

На автомобиле[править]

Дорога М4/Е115 соединяет Сочи с Москвой (1 660 км ), через Воронеж (1150 км ), Ростов-на-Дону (570 км) и Краснодар (300 км).

Качество этой оживленной дороги разное, в зависимости от участка (от узкого серпантина до шоссе), правда имеется тенденция к улучшению в последние годы. Обычно в зависимости от траффика требуется два дня, чтобы добраться до города из Москвы и 5-9 часов из Краснодара.

На автобусе[править]

Главный автовокзал Сочи расположен рядом с главным железнодорожным вокзалом в Центральном Сочи. Второй важный терминал в Адлере. Международные направления:

Основные направления внутренних маршрутов:

На корабле[править]

Поездка в Сочи на круизном лайнере или на регулярном пароме может стать привлекательной возможностью посетить Россию без визы. Пассажирам разрешается находиться на территории России до 72 часов, если они проживают на круизном судне или в гостинице, организованной для данной групповой туристической программы. Неудивительно, что до сих пор большинство международных туристов приезжает в Сочи на круизных судах. В морском порту Сочи [9] действует несколько регулярных международных маршрутов, главным образом в период с мая по октябрь. Билеты на паром из Сочи обычно можно приобрести только в порту, за день до выезда. Имеются также регулярные корабельные соединения с соседними городами Новороссийск, Туапсе, а также с Гагрой, Абхазия.

Транспорт[править]

Sochi Olympic Park rus.png

В пределах Центрального Сочи большинство расстояний можно преодолеть пешком, правда с учетом холмистого ландшафта и, соответственно, физических усилий. Другие районы города расположены на значительном расстояния друг от друга, так что лучше воспользоваться транспортом, чтобы добраться, например, из Мацесты в Кудепста или из Лу в Лазаревское. Передвигаться пешком между районами и подрайонами Большого Сочи также обычно не удобно из-за отсутствия тротуаров, холмистой местности и интенсивного движения.

На автобусе/маршрутке[править]

В отличие от других российских городов такого же размера, в Сочи нет трамваев и троллейбусов. Первоначальная система автобусного транспорта после развала Советского Союза была расширена небольшими частными автобусами и маршрутками, которые в основном дублирует существующие маршруты автобусов с некоторыми незначительными, но часто полезными дополнениями. Маршрутки часто ходят и проезд на них относительно недорогой, что делает их самым популярным видом транспорта в Сочи. Наиболее важными в городе являются:

  • 3K - от центрального автовокзала до Мацесты.
  • 12 - от Бытхи до Мацесты.
  • 17 - от центрального автовокзала до Новой Зари (кольцевой маршрут Центрального Сочи).
  • 22K - от центрального автовокзала до города Бытха.
  • 36 - от морского порта Сочи до Мамая.
  • 47K - от центрального автовокзала до транспортной улицы (Олимп).
  • 57 - от Адлерского вокзала до Имеретинской низменности и Веселая (до границы с Абхазией).
  • 64 - от Мамайки до Кудепсты через Центральный Сочи, Мацесту и Хосту.
  • 99 - от железнодорожного вокзала Сочи до улицы Виноградная (кольцевой маршрут Центрального Сочи).
  • 105 - от центрального автовокзала через Мацесту, Хосту и Адлер до международного аэропорта Сочи, а затем к участку «Альпика-Сервис» в Красной Поляне.
  • 105K - отправляется только в аэропорт.
  • 106 - от железнодорожного вокзала Сочи до форелевого хозяйства через международный аэропорт Сочи.
  • 125 - от центрального автовокзала до Имеретинской низменности через Мацесту, Хосту и Адлер.
  • 130 - от железнодорожного вокзала Адлер до форелевого хозяйства.
  • 135 - от Адлера (рынок) до Красной Поляны.
  • 155 - от центрального автовокзала до Лазаревского через большинство районов Лазаревского района (Дагомыс, Вардане, Лоо и др.).
  • 167 - от центрального автовокзала до Адлера (рынок/Новый Век).

Номера автобусов от 1 до 99 означают, что тариф устанавливается на все расстояние поездки на 9 руб. Номера от 100 имеют гибкую систему тарифов в зависимости от расстояния поездки.

  • Сочинский национальный парк, [1]. Сочинский национальный парк, площадью 194 тыс. га., был создан в 1983 г., и располагается на северо-западе Кавказа. Он был создан с целью сохранить природные объекты, обладающие высокой экологической и научной ценностью. Здесь протекает 40 ручьёв рек. Кроме этого, имеются Воронцовские и Ахунские пещеры. Растительный мир данного места охватывает леса, где растёт волчеягодник черкесский, лютик Елены, бук восточный, европейский каштан, анакамптис пирамидальный, кумжа черноморская, дубовые и самшитовые насаждения, а также мох и другая растительность. Животный мир охватывает более 70 видов зверей, таких как кавказский лесной кот, куница, выдра, норка, серна, олень, рысь, лесной енот, бурый медведь, европейская косуля, кавказская косуля, кавказский сапсан, рептилии и др.  изменить
  • Воронцовские пещеры. Воронцовские пещеры располагаются на Воронцовском хребте возле реки Кудепста. В пещерах находятся сталактиты, сталагмиты, застывшие реки и известняковые глыбы. Общая площадь залов в пещерах составляет 120 м. Средняя температура достигает максимум 12 градусов.  изменить
  • Племенной форелеводческий завод Адлер, [2]. Форелевое хозяйство, был основан в 1964 г. Попадая сюда, туристам разрешается наблюдать не только за тем как выращивают форель, но и самому ловить её, а затем приготовить и отведать. Данное предприятие – единственное на территории Российской Федерации, которое осуществляет поставку рыбы на стадии глазка в ближнее зарубежье.  изменить
  • Чайные домики. Чайные домики представляют собой 2-х и 3-х этажные срубы из дерева. На первом этаже проводятся дегустации блинов, мёда, краснодарского чая и других съедобных вкусностей. Второй этаж оборудован под музей народного творчества, в котором представлены дымковские игрушки из глины, вологодские кружева, жостовские подносы, городецкая роспись и др.  изменить

Чем заняться[править]

  • Аквапарк Наутилус, ул. Победы, 2/1 - Лазаревское, 7 (8622) 74-0187.  изменить

Спорт[править]

  • Яхтинг
  • Кайтсерфинг

Фестивали и события[править]

  • Кинотавр (Кинофестиваль), [3]. Кинофестиваль проводится в июне ежегодно с 1990 года. Кинотавр - крупнейший российский кинофестиваль, привлекающий лучших талантов российского кино: режиссёров, продюсеров, актёров, писателей и фотографов.

Покупки[править]

Краснодарский чай
  • Краснодарский чай. Это единственный сорт чая, который выращивают в России и который является самым северным в мире (из-за климатических условий невозможно выращивать чай к северу от Сочи). Чайные плантации Большого Сочи расположены в Дагомысе, Лазаревском районе и Адлере. Объем их производства ограничен, поэтому встретить его за пределами Краснодарского края непросто. Чай чайного завода Дагомыс можно приобрести в магазинах Сочи. Пользуются популярностью групповые туры на чайные плантации.  изменить
  • Местное вино. Россия является 11-м крупнейшим производителем вина в мире. 60% всего российского вина производится в Краснодарском крае. В Сочи, и в округе можно купить много видов этого напитка, начиная от домашнего вина в небольших пластиковых бутылках (выглядит не очень, но говорят, что оно самое лучшее), заканчивая премиальным сортами, выдержанного вина и бренди в сувенирных коробках. Покупать его лучше в сетевых магазинах города, таких как Магнит, Карусель, Кайрос или Перекресток.  изменить
  • Игристые вина Абрау Дюрсо, [4]. Абрау Дюрсо (завод, расположенный недалеко от Новороссийска) является ведущим и самым известным российским производителем широкого спектра игристых вин: Cоветского шампанского до эксклюзивных коллекций вина Империал и Миллезим. Технология производства основана на традиционном методе шампанского. Абрау-Дюрсо - распространяется во все регионы России и экспортируется. Цена.  изменить

Еда[править]

Дёшево[править]

Дорого[править]

Ночная жизнь[править]

Дёшево[править]

Дорого[править]

Связь[править]

По статистике Краснодарский край считается одним из наиболее безопасных регионов Юга России. Сочи не отличается высоким уровнем преступности, но обязательно должны быть предприняты стандартные меры предосторожности, недаром же ходит поговорка : "В городе Сочи тёмные ночи"...

Старайтесь избегать неосвещённых мест ночью и остерегайтесь карманников в местах скопления людей, в таких как рынки и транспортные терминалы. Встречаются нищие-попрошайки на вокзалах и пляжах. Мошенничество широко распространено в летний сезон на всех российских курортах. Поэтому лучше постараться избегать принятия алкоголя и азартных игр с незнакомыми людьми.

Окрестности[править]

Ссылки[править]