Сахалин

Материал из Wikitravel
Sakhalin1.jpg

Остров Сахалин находится в Сахалинской области.

Остров, по форме похожий на рыбу, лежит в Охотском и Японском морях к северу от японского острова Хоккайдо, отделен от материка Татарским проливом. Занимает основную часть территории Сахалинской области, куда помимо Сахалина входят Курилы.

Сахалин является богатейшим источником природных ресурсов, но до сих пор не имеет развитой инфраструктуры (в особенности туристической). Несмотря на это, Сахалин привлекает путешественников разнообразием ландшафтов и фрагментами японской культуры на территории России.

Остров может быть промежуточной точкой при путешествии из России в Японию.

Карта острова

Города[править]

  • Южно-Сахалинск — город на южной оконечности острова, самый большой по численности населения на Сахалине, административный центр области.
  • Александровск-Сахалинский — старейший населенный пункт острова, порт на берегу Татарского пролива; здесь жил Чехов во время своей работы на Сахалине
  • Корсаков — портовый город в южной части острова
  • Ноглики — город в северной части острова, центр добычи нефти и крайняя точка Сахалинской железной дороги
  • Оха — город на севере острова, центр добычи нефти
  • Холмск — портовый город на западном побережье Сахалина
  • Макаров — город в центральной части Сахалина,преобладает рыбная промышленность.
  • Шахтёрск — город шахтёров в Углегорском районе
  • Северо-курильск — город на севере Курил.Административный центр Северо-Курильского района
  • Курильск — город в центральной части Курил

Посёлки[править]

  • село Вал

Вал — село в Ногликском городском округе Сахалинской области России, в 61 км от районного центра - пгт Ноглики. Находится на берегу реки Вал.

Координаты:52°20′25″ с.ш., 143°3′54″в.д.

В селе Вал находится Вахтовый жилой городок. Городок готов принять и разместить у себя людей, как по стандартному типу размещения (4 человека в комнате), так и по ВИП размещению (принцип гостиницы)на краткосрочный и долгосрочный период времени. Также предоставляются в аренду здания для проживания и офисные помещения. Жилой городок представляет собой огороженную территорию площадью 4,5 Га. Коммуникации жилого городка с.Вал подключены к центральным сетям поселка(сети электроснабжения/водоснабжения), отопление - электрическое, организован вывоз сточных вод на очистные сооружения поселка. В вахтовом городке проведена телефонная связь, скоростной интернет. Вахтовый жилой городок способен разместить около 500 человек. Помимо размещения жилой городок оказывает услуги по организации общественного питания (ВИП меню, стандартное меню), услуги прачечной (стирка/глажка белья), организация транспортных услуг (встречи / проводы с/на Аэропорта/ ЖД Вокзала) и т.д.

Понять[править]

Территория острова заселена с доисторических времён. Предполагается, что люди попали сюда по сухопутному перешейку, который формировался при понижении уровня Мирового океана. В Средние Века на Сахалине существовали несколько народностей — среди них нивхи и айну. Нивхи обитали в северной части острова, а также в прилегающих районах материка. Айну заселяли южную часть Сахалина и японский остров Хоккайдо. После Второй мировой войны большинство айну были выселены в Японию, а оставшиеся полностью ассимилировались. Нивхи до сих пор существуют как один из малых народов России.

С конца XIII века территория Сахалина принадлежала Монгольской империи, затем — великой Минской империи Китая. С середины XVII века Сахалин становится зоной конкуренции России и Японии. До середины XX века остров был фактически разделён на северную (российскую) и южную (японскую) части, хотя на короткое время полностью переходил к одной из сторон. После поражения Японии во Второй Мировой войне Сахалин вошёл в состав России, а территориальные претензии Японии распространяются ныне лишь на часть островов Курильской гряды. После войны японцы были выселены с острова, однако пленные корейцы, работавшие в японских лагерях, остались на острове и сейчас составляют вторую по численности этническую группу (5% населения). Общее население Сахалина — около 500 тыс. человек (2009). Участие Японии сыграло большую роль в освоении острова; некоторые следы японской культуры можно увидеть до сих пор.

Основой экономики Сахалина являются добыча нефти и газа на шельфе острова, а также ловля рыбы. Нефтяные и газовые месторождения разрабатываются российскими и международными компаниями в рамках совместных проектов. Добыча нефти и газа обеспечивает сравнительно высокий уровень дохода, хотя, как и в других нефтедобывающих российских регионах, средства распределяются крайне неравномерно. По мнению экологов, добыча нефти и строительство нефтепроводов наносят непоправимый вред уникальной природе острова.

Климат[править]

Из-за близости холодного Охотского моря погода на Сахалине обычно бывает от прохладной и влажной на севере до очень тёплой и душной на юге, притом до конца мая температура может не подниматься выше +10, но в октябре дневные температуры нередко поднимаются до +20 и даже выше. Средняя зимняя температура составляет всего –6°C в южной части острова, но опускается до –24°C в северной части. В отдельные дни температура может понижаться до –40°C на севере, а иногда даже до -45°C в Тымовской долине. Летом средняя температура не превышает 19°C, а чаще погода бывает более холодной, так что даже в разгар лета в северной части острова у берега можно увидеть нерастаявшие льдины. Из-за высокой влажности при +22°C становится жарко. Южная часть Сахалина испытывает влияние тёплого течения в Татарском проливе, зима длится с декабря по март, лето - с июня по сентябрь, а в отдельные годы по начало октября. Север же отличается гораздо более холодной погодой: зима здесь продолжается с октября по май, лето включает всего лишь 2 месяца - июль и август. Среднегодовое количество осадков составляет около 900 мм, характерны сильные снегопады — в горах снежный покров может достигать 5 метров. Из-за близости Тихого океана нередки тайфуны с грозами.

География[править]

Западно-тихоокеанский серый кит, находящийся под угрозой уничтожения

Сахалин имеет площадь 70000 км2 и является крупнейшим островом России. С юга Сахалин отделён от японского острова Хоккайдо проливом Лаперуза и вытянут почти на 1000 км вдоль материка. Остров и материк разделены Татарским проливом, который сужается к северу и в самом узком месте носит название пролива Невельского. Вдоль острова тянутся два невысоких горных хребта (Западно-Сахалинские и Восточно-Сахалинские горы) с долиной посередине. К северу местность понижается и переходит в заболоченную тайгу, а местами даже тундру. Для средней и южной частей острова характерны густые леса.

Сахалин находится в зоне сейсмической активности, здесь нередки землетрясения, в том числе разрушительные. Например, в 1995 году землетрясением был полностью уничтожен город Нефтегорск на севере острова, а в 2007 году сильно пострадал Невельск.

В лесах Сахалина живут более 2000 бурых медведей, которых порой можно встретить даже рядом с городами. Также распространены соболя и выдры. На севере острова обитают северные олени, а в море встречаются киты. Прибрежная зона Сахалина является основной кормовой площадкой исчезающей популяции западно-тихоокеанских серых китов. Здесь также обитают белухи и морские котики.

Культура[править]

Представители народности нивхи, скачущие на оленях по дорогам Сахалина

Нивхи являются единственной народностью, обитающей на Сахалине с древнейших времён по сей день. Около 2000 нивхи живут на острове — в основном в северной, таёжной части, с центром в деревне Некрасовка рядом с городом Оха. Нивхи отличаются традиционным, полу-кочевым укладом; летом они живут на побережье, а зимой уходят вглубь острова вдоль рек. Основными занятиями являются охота и рыболовство. В XX веке всё больше нивхи перешли к оседлому образу жизни в смешанных деревнях и ассимилировались (не без давления со стороны властей). Тем не менее, пока сохраняется уникальный язык нивхи, не входящий ни в одну из языковых семей. В последние годы происходит определённое возрождение национальной культуры нивхи. В частности, сохраняется шаманистская религия этой народности. Согласно повериям нивхи, Сахалин является гигантским зверем, лежащим на животе в океане, а деревья представляют собой шерсть этого зверя. Если зверя побеспокоить, он просыпается — происходит землетрясение.

Литература[править]

Антон Чехов, добровольно поехавший на Сахалин для проведения переписи населения, подробно описал Сахалинскую жизнь конца XIX века в своём документальном рассказе «Остров Сахалин». В то время остров был одним из основных мест ссылки, и власть решала таким образом сразу две проблемы — максимально удаляла ссыльных от столицы и способствовала освоению новых территорий. Реалии Сахалинской каторги выступают безрадостными, а для столичной публики того времени рассказ Чехова стал откровением (сейчас он скорее воспринимается как предвестник лагерной литературы XX века и, при всей документальности, содержит немало психологических моментов). Развитием темы стали книга «Сахалин» Власа Дорошевича, побывавшего на Сахалине через несколько лет после Чехова, и повесть Валентина Пикуля «Каторга», посвящённая событиям русско-японской войны.

Перед поездкой можно почитать рассказ Чехова (который, кстати, содержит множество полезной информации о местной природе) и сопоставить с текущими впечатлениями, ведь Сахалин по-прежнему остаётся своего рода "краем земли", затерянным на окраинах России, и для большинства жителей страны это не более чем пятно на географической карте.

Пограничная зона[править]

Территория Сахалина не входит в пограничную зону, что позволяет (при наличии подходящего транспортного средства) свободно перемещаться по всему острову. Для посещения прилегающих к Сахалину островов Тюлений и Монерон необходим пропуск. Пропуск можно оформить бесплатно в Сахалинском пограничном управлении береговой охраны ФСБ [1]:

  • г. Южно-Сахалинск, пр. Победы 63а, тел. +7 (4242) 49-20-62, тел/факс +7 (4242) 42-32-59.

Язык[править]

Основным языком Сахалина является русский. Корейцы составляют крупнейшее национальное меньшинство и в основном населяют среднюю часть острова; впрочем, многие из них уже не говорят по-корейски. Наконец, в силу близости к Японии служащие ресторанов и гостиниц Южно-Сахалинска могут хотя бы на минимальном уровне знать японский.

Как добраться[править]

Сахалин не имеет сухопутного сообщения с материком. Строительство тоннеля было начато в конце 40-х годов, но закончилось со смертью Сталина. С тех пор проект неоднократно обсуждался, однако не дошёл до реализации, несмотря на продолжающуюся разработку нефтяных и газовых месторождений острова. На сегодняшний день попасть на Сахалин можно лишь по воздуху и по морю. Зимой существует возможность (скорее теоретическая и в любом случае экстремальная) перейти пролив Невельского по льду в районе города Лазарев.

Необходимо иметь в виду, что на Сахалине нередки сильные дожди и снегопады, а порой и тайфуны — в такие периоды (особенно зимой) сообщение с островом может быть полностью прервано. Водный транспорт более подвержен погодным аномалиям и вообще мало предсказуем по времени. Если основной целью вашего путешествия является сам Сахалин, лучшим вариантом оказывается перелёт. Впрочем, попадание на Сахалин с моря обеспечивает множество впечатлений — как природных, так и этнографических.

На самолёте[править]

Несмотря на удалённость от крупных городов и немногочисленность населения, воздушный транспорт на Сахалине развит на удивление хорошо. Аэропорт Южно-Сахалинска принимает рейсы из многих городов России, Японии, а также Китая и Южной Кореи. Местные аэропорты существуют в городах Оха, Ноглики, Шахтёрск и посёлке Зональное; по состоянию на начало 2010 года есть регулярное авиасообщение с Хабаровском и Советской Гаванью.

Кораблём[править]

Основным водным путём на Сахалин является ежедневная круглогодичная паромная переправа ВаниноХолмск. До Ванино (на материке) можно добраться по железной дороге от Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска и Владивостока, а из Холмска нетрудно уехать вглубь острова. Путешествие на пароме может быть сопряжено с определёнными трудностями (подробности см. здесь), которые, впрочем, несопоставимы с трудностями альтернативных путей.

Наиболее известная альтернатива парому — действующая в период навигации (обычно с мая по октябрь) переправа через пролив Невельского в посёлке Лазарев Хабаровского края. Здесь ширина пролива менее десяти километров, и существуют катера или моторные лодки, снабжающие посёлок Погиби на Сахалине. До Лазарева нужно добираться автостопом от Комсомольска-на-Амуре (или, при определённом везении, самолётом из Николаевска-на-Амуре), и затем переправляться. Основная проблема, однако, в том, как потом выбираться в обитаемые области Сахалина. Посёлок Погиби имеет регулярное сообщение с материком, а не с островом, поэтому дорога на Оху временами непроходима. Тем не менее, многие путешественники сумели попасть на Сахалин (или уехать с острова) этим путём, преодолевая участок до Охи (около 120 км) пешком, на велосипеде и даже автостопом.

С мая по октябрь 1-2 раза в неделю работает паромная переправа между городом Корсаков в южной части острова и японским городом Вакканай. Сообщение КорсаковВладивосток является регулярным и круглогодичным, но исключительно грузовым.

Обе паромные переправы перевозят автомобили. Впрочем, по состоянию на начало 2010 года цена составляет не менее 10000 рублей за легковой автомобиль и превышает стоимость аренды машины на Сахалине. В Лазареве перевезти автомобиль, разумеется, нельзя, а вот велосипед или мотоцикл, по сообщениям очевидцев, можно.

Обратите внимание: въезд на Сахалин обычно сопровождается паспортным контролем — иностранцам необходимо указать цель приезда, продолжительность пребывания на Сахалине и предполагаемое место жительства. В то же время, остров не относится ни к пограничной зоне, ни к закрытым территориям, поэтому приезд на Сахалин не требует специальных разрешений.

Транспорт[править]

Центром внутреннего сообщения является город Южно-Сахалинск. Южная часть острова имеет неплохую (по меркам Дальнего Востока) транспортную инфраструктуру, а при движении на север количество дорог и транспорта резко уменьшается.

На самолёте[править]

Единственный регулярный внутренний рейс выполняется местной авиакомпанией Сахалинские авиатрассы [2] по маршруту Южно-СахалинскОха. На начало 2010 года полёты происходят 3-4 раза в неделю, время в пути два часа. Возможны нерегулярные полёты из Южно-Сахалинска в Ноглики, Шахтёрск.

На поезде[править]

Основная железнодорожная линия Сахалина проходит вдоль восточного побережья от Корсакова до Ноглики. Линия вдоль западного побережья короче: пассажирское сообщение есть на участке от Холмска до Ильинска. В Ильинске начинается перемычка, соединяющая две дороги. Линия ХолмскЮжно-Сахалинск заброшена.

На Сахалине ежедневно курсируют четыре дальних поезда:

Время в пути до Тымовска 10.5—15 часов, до Ноглики 13—15 часов.

Пригородное сообщение существует в пригородах Южно-Сахалинска и Холмска, а также на линиях:

Сахалинская железная дорога может уверенно бороться за звание самой медленной железной дороги в России. С другой стороны, есть в железных дорогах Сахалина и определённая романтика. Первоначально дороги на острове строили японцы, которые использовали собственный стандарт железнодорожной колеи (1067 мм). Этот стандарт (в полтора раза ýже обычных железнодорожных путей на территории бывшего СССР, но шире узкоколейных дорог) сохраняется на Сахалине по сей день наряду с железнодорожной техникой японского производства. Впрочем, идут постоянные разговоры о перешивке на широкую колею, а японская техника постепенно выходит из обращения. Сахалин является своеобразным заповедником старых железных дорог с тепловозной тягой, тихими станциями и медленными поездами.

Актуальное расписание дальных поездов/покупка билетов — на сайте Российских железных дорог [3], полное расписание (вместе с пригородными поездами) есть здесь. Некоторая дополнительная информация на сайте Сахалинской железной дороги [4]. Справки можно получить по тел. +7 (4242) 71-21-34.

На автобусе[править]

В отсутствие активного железнодорожного транспорта важным средством сообщения оказываются автобусы и маршрутные такси. Впрочем, они также довольно медленны из-за плохого состояния дорог, а маршрутов немного. Из Южно-Сахалинска можно уехать практически в любой город в южной части острова. Основные маршруты — в Корсаков, Холмск, Долинск (каждые 30-60 минут). На севере автобусное сообщение достигает Шахтёрска и Поронайска. Ещё севернее есть всего два автобусных маршрута, подстроенных под поезда: дважды в день в Александровск-Сахалинский от станции Тымовск и один раз в день в Оху из города Ноглики. Текущее расписание здесь, справки по тел. +7 (4242) 72-25-53.

На автомобиле[править]

Сеть автомобильных дорог в основном повторяет расположение железных дорог: два шоссе проходят с юга на север вдоль западного и восточного берегов, перемычки существуют на юге (Южно-СахалинскХолмск) и севернее Южно-Сахалинска (Ильинский — Арсентьевка). Западная дорога заканчивается чуть севернее Шахтёрска, а восточная продолжается в северную часть острова, к городам Александровск-Сахалинский, Ноглики и Оха. Большинство дорог находятся в плохом состоянии и зачастую не имеют асфальтового покрытия. Для автомобильных путешествий вне основных дорог может быть необходим внедорожник.

Расстояния от Южно-Сахалинска:

Прокат автомобилей не развит. Единственный представитель официального проката — компания Hertz [5]:

  • г. Южно-Сахалинск, аэропорт; тел. +7 (4242) 28-76-50
  • г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 87; тел. +7 (4242) 75-42-42

Автостопом[править]

Автостоп распространён, хотя и не очень эффективен из-за слабого потока машин на большинстве дорог.

Сахалин наиболее интересен природными достопримечательностями. Города здесь сравнительно молодые и непривлекательные, поэтому любителям остаётся довольствоваться этнографическими впечатлениями.

  • Гора Вайда — высочайшая точка горного хребта в средней части острова. Эта небольшая гора высотой чуть менее километра является местом сильнейшей карстовой активности, ставшей причиной образования пещер и необычных наружных окаменелостей. Наиболее интересны Вайдинская пещера с живописными сталактитами и сталагмитами, а также пещера Медвежьих трагедий, где были найдены кости медведей и орудия труда древнего человека. На поверхности находятся симпатичные альпийские луга и небольшие горные озёра. В первой половине XX века гора Вайда была границей российской и японской частей Сахалина, именно отсюда начиналось наступление советских войск в 1945 году. О военных событиях по-прежнему напоминают земляные укрепления и многочисленные, нередко забавные, мемориалы. Ближайшее поселение — посёлок Известковый, связанный дорогой (но не общественным транспортом) с железнодорожной станцией Смирных. Вход в пещеры свободный, однако не рекомендуется обследовать их без помощи местного проводника или организованной экскурсии. Экскурсии из Южно-Сахалинска организует:
  • Железная дорога Холмск — Южно-Сахалинск была построена японцами в 20-х годах XX века и соединяла восточный берег острова с западным, пересекая Сахалинские горы. Сложный рельеф местности потребовал сооружения множества тоннелей и мостов. После войны дорога активно использовалась уже Советским Союзом как прямой путь от парома в Холмске к Южно-Сахалинску, однако в 1993 году движение было прекращено из-за аварийного состояния некоторых участков. К настоящему времени рельсы частично разобраны, но по-прежнему можно пройти по всей трассе бывшей дороги, увидеть интересные инженерные сооружения и просто полюбоваться природой. Полный маршрут (85 км) займёт 2-3 дня, однако возможна и более короткая прогулка от станции Николайчук (пригородные поезда из Холмска) до деревни Чапланово (пересечение с автомобильной дорогой). Поход по заброшенной железной дороге требует осторожности из-за аварийного состояния мостов, а также минимального туристического снаряжения, включая фонарик для преодоления тоннелей.
  • Мыс Крильон — самая южная точка Сахалина. Добраться сюда можно от посёлка Шебунино, куда ходит маршрутка из Невельска. Последующие 70 с лишним километров дорога в основном идёт вдоль берега (прямо по пляжу) и проходима лишь для внедорожника. С одной стороны всё время будут горы, с другой — море. Интересны пейзажи, возможность увидеть местную фауну, а также сам мыс Крильон с маяком, пограничной заставой и метеостанцией. Маяк появился здесь в конце XIX века и работает до сих пор.
  • Озеро Тунайча находится в 45 км от Южно-Сахалинска, крупнейшее озеро Сахалина. Тунайча популярна среди орнитологов и просто любителей дикой природы. Добраться до озера можно на маршрутках, следующих в Свободную или Охотское, а также заказав транспорт в турагенстве.
Остров Монерон
  • Остров Монерон располагается к юго-западу от Холмска. Несмотря на значительный размер (площадь около 30 км2), остров на протяжении долгого времени оставался необитаемым и лишь эпизодически посещался биологическими экспедициями наряду с орнитологами-любителями и дайверами. Монерон интересен уникальной подводной жизнью: из-за тёплого Цусимского течения здесь обитают даже субтропические моллюски. Видимость в воде нередко достигает 30-40 метров и позволяет заниматься дайвингом. Надводный мир не менее интересен: скалистые берега, глубокие каньоны, красивые водопады и альпийские луга. На Монероне и небольших прилегающих островах обитают колонии птиц, здесь же расположены лежбища тюленей и морских котиков. Попасть на остров можно на вертолёте или катером из Невельска (50 км к югу от Холмска). Территория Монерона является национальным парком, однако никакой самостоятельной туристической инфраструктуры пока нет — экскурсии организуются сахалинскими турфирмами. Дайвингом на острове занимается «Дайвинг клуб Сахалин» [7].
Лежбище тюленей на одноимённом острове
  • Остров Тюлений — маленький скалистый остров в Охотском море, в 12 км к юго-западу от мыса Терпения. Одно из крупнейших лежбищ тюленей и гнездовий морских птиц. Территория острова является заповедной, поэтому попасть сюда можно только с экскурсией. Единственный организатор экскурсий:
    • Центр содействия развитию туризма, +7 (4242) 48-68-89.  изменить
  • Хребет Жданко — живописный горный массив вулканического происхождения севернее Томари и деревни Тихая. Длина хребта составляет 13 км, а протяжённость — всего 1.5—2 км. Хребет образовался в результате застывания расплавленной лавы, выходящей на поверхность земли. Особенно красива местность весной, когда суровые скалы перемежаются ярко-зелёной растительностью. Существуют двух-трёхдневные маршруты, проходящие по всему хребту. Добираться удобно почтово-багажным поездом Южно-Сахалинск — Тымовск, прибывающим на станцию Тихая около полудня.

Чем заняться[править]

Юго-западная часть сахалинского побережья
  • Горные лыжи — курорт Горный Воздух в пригородах Южно-Сахалинска
  • Пешие походы по Сахалинским горам позволяют увидеть уникальную природу острова; турфирмы проводят организованные походы в наиболее интересных районах.
  • Подводное плавание развивается на острове Монерон. В принципе, на Сахалине и прилегающих островах есть много других мест, пригодных для погружения, однако отсутствие инфраструктуры, наряду со сложностями пограничного режима, затрудняет их использование.
  • Рафтинг организуется турфирмами Южно-Сахалинска на окрестных реках, в основном в период с начала мая по конец июня, когда уровень воды наиболее высок. Быковский порог на реке Красноармейке является одним из самых сложных, а более простой маршрут проходит по реке Лютога от деревни Пятиречье до посёлка Петропавловское, расположенного в нескольких километрах к северу от залива Анива.

Маршруты[править]

Еда[править]

Повседневная сахалинская еда не отличается от общероссийской, а для особых случаев в Южно-Сахалинске можно найти блюда практически любой кухни. Впрочем, есть и местная специфика — рыба и морепродукты. Деликатесы продают в деревнях вдоль дорог, но именно в таких местах, по наблюденим самих сахалинцев, как правило, продают товар не первой свежести, искусно маскируя под свежевыловленную продукцию, и, притом, за весьма солидную сумму. Лучше покупать в специализировнных магазинах, их в городе немного. Наиболее распространены крабы, копчёный лосось, красная икра, которая стоит не менее 1500 - 2000 рублей за килограмм, баночная, весом 140 грамм стоит 280 рублей,- по состоянию на 2012 год. В северной части острова больше традиционных блюд, приготовленных из местных ингредиентов: вяленая (юкола) и мороженая (строганина) рыба, мясо тюленей, оленина, медвежатина, грибы и северные ягоды, такие как вороника и голубика. Распространена корейская и японская кухни.

Местные алкогольные напитки представлены пивом, которое варят во многих городах Сахалина. Основным производителем является южно-сахалинский пивзавод Колос, выпускающий более десятка сортов.

Ночная жизнь[править]

Сахалин является вполне безопасным регионом для путешествий, хотя столица острова, город Южно-Сахалинск, пользуется дурной славой из-за самого высокого в России уровня детской преступности. В целом, при соблюдении стандартных мер предосторожности проблем со стороны людей быть не должно. Местные жители в большинстве своём дружелюбны к путешественникам, хотя многие в то же время резко негативно настроены в отношении центральной России и в особенности Москвы.

Природные опасности многочисленны. Нередки тайфуны, продолжительные снегопады и просто резкие перепады температуры, регулярно происходят землетрясения. Кроме этого, серьёзную опасность представляют дикие животные — в первую очередь, медведи, встречающиеся повсеместно за пределами городов. Основное правило поведения состоит в том, чтобы напугать медведя звуком. Резкие движения или попытка бегства могут, напротив, спровоцировать агрессию. В большинстве случаев медведи не идут на прямое столкновение с человеком, однако для длительных походов полезно иметь средства защиты — ружьё или фальшфейер. Медведей привлекает еда, которую поэтому нужно хранить в герметичных контейнерах или полиэтиленовых пакетах.

Окрестности[править]

  • Курилы — вулканические острова в Тихом океане, затеряный мир с уникальной природой. Добраться можно только с Сахалина, на самолёте или на корабле.
  • Хабаровск — основная точка на пути в материковую Россию, один из самых крупных городов и транспортный центр Дальнего Востока
  • Япония — страна восходящего солнца находится всего в 100 км к югу

Часть информации в этой статье взята из английской версии Википутешествия

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты