Охотничий резерват Селус

Материал из Wikitravel
(перенаправлено с «Охотничий заказник Селус»)

Аэрофотосъемка заповедника в среднем течении реки Руфиджи

Охотничий резерват Селус (Selous Game Reserve, правильное произношение Селу) находится в Центральной Танзании.

Изюминка танзанийского Южного круга сафари. Ориентирован на немногочисленные посещения платежеспособных туристов.

Понять[править]

Самая большая охраняемая территория (площадь 54 600 км 2) в Африке, располагается в бассейне реки Руфиджи. Занимает более 5% территории страны. Самая большая охраняемая экосистема сухотропического леса в Африке.

В туристическом плане освоена территория севернее реки Руфиджи. В южной части заповедника устраиваются сафари с отстрелом животных. Ежегодно северную часть посещают более 3500 туристов со всех частей света. На охоту в сезон с июля по ноябрь приезжают около 500 человек.

История[править]

Территория современного заповедника привлекала внимание многих исследователей Африки начиная с середины XIX века. В 1896 году германский кайзер Вильгельм II, чьей колонией на тот момент являлась территория Танганьики, присвоил статус охраняемой территории участку между реками Мгета и Руфиджи. Таким образом, Селус явился первой охраняемой территорией в Африке, на два года опередившей Национальный парк Крюгер в ЮАР. После поражения Германской империи в Первой мировой войне, территория попадает под протекторат Великобритании, которая сохраняет статус заповедника, в 1922 году дает ему современное название, в честь в честь охотника и исследователя капитана Фредерика Кортни Селуса, внесшего большой вклад в формирование территории. С этого времени до 1974 года площадь и территория периодически изменялись. С 1973 по 1990 год Селус пережил кризисные времена. Из-за тяжелой экономической ситуации в стране и невозможности контролировать заповедник, началась волна повального браконьерства и отстрела животных. Слонов, ради бивней, отстреливали по несколько десятков в день из всех возможных видов оружия, включая не охотничьи автоматы Калашникова. На протяжении 13 лет, начиная с 1976 поголовье слонов сократилось практически в 4 раза, с 110000 до 30000 голов. В 1982 году, для привлечения внимания к судьбе заповедника, Селус был включен с список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Постепенно, при поддержке международных, главным образом немецких, зоологических сообществ ситуация была нормализована. В настоящее время, заповедник получил мощный импульс к развитию, благодаря интересу со стороны как ученых, так и туристов.

На территории заповедника постоянно работают около 300 скаутов, не считая местных жителей и обслуживающего персонала лагерей и кемпингов.

Ландшафт[править]

Ландшафт в районе реки Руфиджи

Северная часть заповедника находится между реками Мгета и Руфиджи в среднем течении обоих, и составляет 10-15% всей территории. Остальная часть Селуса тянется на юг практически до самой границы с Мозамбиком.

Ландшафт заповедника весьма многообразен. Здесь можно встретить зеленую заболоченную пойму реки Руфиджи, густой лес постепенно переходящий в саванну, по северной территории проходят невысокие горные цепи холмы Бехо-Бехо и Муа. Территория пронизана большим количеством рек и речушек - притоков Руфиджи. Также в Селусе находится достаточно много крупных озёр.

Флора и фауна[править]

Животный мир Селуса богат и разнообразен. Из-за большой территории заповедника и миграций животных увидеть все виды обитающих здесь животных практически невозможно.

Типичные «жители»: жирафы и антилопа гну

В Селусе представлены практически все виды животных экваториальной Африки и большое количество видов птиц. Определенные виды имеют здесь рекордные популяции. Так поголовье баффало колеблется от 110 000 до 160 000 голов и является самым большим в Африке. Популяция гиппопотамов около 40 000 животных, а львов от трех до четырёх тысяч. Поголовье слонов выросло до 60 000 особей.

Практически всегда в заповеднике можно увидеть большое количество жирафов, антилоп импала, гну и прочих, желтых бабуинов и макак, бородавочников. У воды помимо гиппопотамов обитает достаточное количество крокодилов, отдельные особи которых достигают длины пять метров.

Если очень повезет то можно увидеть носорога, леопарда, гепарда. На территории водятся гиены и дикие собаки. Очень редки локально обитающие белые и черные колобусы.

Из змей обитают типичные для этих мест зеленая и черная мамба, кобра, африканская и габонская гадюки.

Селус часто называют птичьим раем. В Африке практически некому сравниться с заповедником по количеству видов и особей обитающих здесь птиц. Более 440 видов птиц насчитывается на территории.

Климат[править]

Заповедник Селус простирается от 8-го до 10-го градуса южной широты. Каждый сезон года интересен для посещения, так как не походит на другие. Наиболее комфортабельное время для экскурсий это зимний сезон с июня по октябрь. Температура около +25 градусов по Цельсию. Сезон дождей длится с ноября по май, хотя достаточно сухо в январе и феврале. Температура в этот период +30..+35 градусов. С конца марта по май наблюдается сезон проливных дождей и многие лагеря в это время прекращают свою работу.

Как добраться[править]

Легкомоторный самолет Cessna Caravan 208b компании ZanAir на взлетно-посадочной полосе Mtemere

На самолёте[править]

На территории заповедника в разных местах обустроено несколько грунтовых взлетно-посадочных полос, способных принимать легкомоторные самолеты. Авиаполосы, привязаны к какому-то конкретному лагерю или группе лагерей. Полеты в Селус осуществляются авиакомпаниями:

  • Coastal Aviation [1] - ежедневные прямые рейсы из Дар-эс-Салама; из Аруши, НП Тарангире, озера Маньяра, НП Руаха по кругу; со стыковкой с Занзибара
  • ZanАir [2] - ежедневные прямые рейсы из Дар-эс-Салама; со стыковкой с Занзибара
  • Safari AirLink [3] - только чартерные рейсы

Время полета из Дар-эс-Салама (вылет из старого терминала) 1-1,5 часа, расстояние 250 км. Полеты не осуществляются в апреле и мае, когда большинство лагерей закрыто.

Travel Warning

Предупреждение: Если в путевке не написано название лагеря, следует обязательно уточнить у агента, приземление на авиаполосы осуществляется по лагерю назначения.

Авиаполосы заповедника Селус

  • Постоянные:
    • Mtemere Airstrip
    • Siwanda Airstrip
    • Beho Beho Airstrip
    • Kibambawe Airstrip
    • Matambwe Airstrip
  • Чартерные:
    • Impala Airstrip
    • Mbuyu Airstrip
    • Stiegler's Gorge Airstrip
    • Kinyanguru Airstrip

На автомобиле[править]

Въезд на территорию заповедника возможен только на автомобилях с полным приводом 4WD с двух направлений:

  • Автомобильный контрольно-пропуской пункт Mtemere Gate. Расположен на востоке территории вблизи реки Руфиджи, находится рядом с взлетно-посадочной полосой Mtemere Airstrip и лагерями Rufiji River Camp, Impala Camp, Selous Safari Camp. Расстояние от Дар-эс-Салама порядка 240 км, время в пути 7-8 часов, движение через населенные пункты Кибити, Мконго, Млока. Координаты входа S 07 45 01, E 38 12 47.
  • Автомобильный контрольно-пропуской пункт Matambwe Gate. Расположен на севере территории, находится рядом с взлетно-посадочной полосой Mtemere Airstrip и железнодорожными станциями линии TAZARA. Расстояние от Дар-эс-Салама составляет 350 км, время в пути от 7 до 9 часов, движение по дороге на Морогоро, за 15 км до которого поворот на Кисаки. Координаты входа S 07 32 05, E 37 46 01

КПП открыты только в светлое время суток с 6.00 до 18.00. Расстояние между двумя воротами составляет около 75 км (2 часа езды), дорога в хорошем состоянии, отсыпана гравием.

Поезд ж/д линии TAZARA

На поезде[править]

По северной окраине Селуса проходит железнодорожная ветка TAZARA, соединяющая Танзанию и Замбию. Поезда из Дар-эс-Салама отправляются 2 раза в неделю. На территории заповедника находятся станции: Kinyanguru, Fuga, Matambwe. Поезд является самым дешёвым (стоимость билета первого класса в одну сторону около 10$), но в то же время самым ненадежным и неудобным способом посещения Селуса.

Взносы и пропуска[править]

Существует несколько возможностей попасть в Селус. Первый, самый самостоятельный - отправиться туда на внедорожнике через один из двух пропускных пунктов с остановкой в кемпингах или лагерях. Второй способ также подразумевает самостоятельную организацию, включая покупку билетов на самолёт или поезд и бронировании мест в одном из лагерей. При этом надо понимать, что некоторые лагеря работают только с турагенствами. И наконец, третий самый простой и самый затратный способ, обратиться в одну из надежных туристических фирм, работающих по заповеднику для полной организации поездки. Так как такой отдых может относиться к разряду экстремальных, кроме того в принципе весьма дорогостоящих, следует подумать прибегать ли к первым двум вариантам, или сразу воспользоваться надежным третьим. При этом не следует прибегать к услугам уличных посредников, которым минимум отведут туриста в турфирму при этом их комиссионные войдут в стоимость путевки, а как максимум путешественник станет жертвой мошенничества.

Все взносы и платежи, как правило, включаются в общую стоимость путевки. При этом покупая тур в один из лагерей, турист в составе путевки сразу оплачивает транспорт, трансферы, проживание, услуги, питание, экскурсии, а сотрудники лагеря берут приезжающих под полную опеку, обеспечивая постоянный досуг. Однодневное посещение Селуса с учётом перелета по системе всё включено (кроме напитков и алкоголя) обойдется примерно в 700$, двухдневное в 1000-1000$. Целесообразно приезжать в Селус минимум на 2-3 дня.

Исключение по сборам составляет случай, когда заезд на территорию осуществляется на собственном автомобиле. Сборы составляют порядка 150$ за въезд джипа весом от 2 тонн, плюс по 30$ с каждого человека. Сбор за пребывание туристов на территории кемпинга 20 долларов с человека в день, в лагерях - 40$ с человека в день. Эти сборы могут меняться и дополняться.

Транспорт[править]

Передвигаться по территории заповедника можно только на автомобиле, либо на катерах по озёрам или реке Руфиджи. В качестве автотранспорта может быть использована собственная полноприводная автомашина или арендованные специализированные экспедиционные внедорожники.

  • Могила Фредерика Селуса. Находится в паре километров к востоку от лагеря Beho Beho  изменить
  • Могила Александра Кейт Джонстона.  изменить
  • Горячие источники Maji Moto. Находятся в километре к западу от озера Тагалала и в двух южнее одноименного с озером кемпинга  изменить
Открытые внедорожники для автосафари.
Прогулка по реке.

Чем заняться[править]

  • Автомобильное сафари. Путешествие на внедорожнике по территории заповедника, наблюдение за животными и птицами, обитающими в данном ареале в это время года.  изменить
  • Водное сафари. Прогулка на катере по реке или озеру, наблюдение за гиппопотамами, крокодилами, разнообразными птицами.  изменить
  • Пешая прогулка. Непродолжительная прогулка вокруг лагеря, цель которой рассказать о флоре заповедника.  изменить

Покупки[править]

Совершить покупки вне населённых пунктов практически невозможно. При стойках регистрации лагерей и пунктах въезда можно приобрести сувернирную продукцию с символикой заповедника или лагеря.

Еда[править]

Трехразовое питание, как правило, включено в стоимость проживания. Бесплатно предоставляется вода и напитки во время экскурсий. Дополнительной оплате подлежат газированные воды и алкоголь, которые заказываются в ресторане лагеря.

Ночная жизнь[править]

Практически исключена, так как лагеря не имеют внешних источников электроэнергии и активная жизнь прекращается около 23.00. Путешественникам остаётся либо спать, либо прислушиваться к звукам ночного африканского леса. Посидеть вечером можно в ресторане лагеря.

Типичные для лагерей Селуса палатки для проживания.
Ресторанная зона в лагере Rufiji River Camp.
Лагерь Impala Camp со стороны реки.

Останавливаться в Селусе можно только в специально обустроенных местах. К таким местам можно отнести многочисленные палаточные лагеря и два кемпинга. Целесообразно ехать не надолго, оптимально на два-три дня. Это оправдано весьма не дешевой стоимостью тура, ограниченной площадью передвижения, и повторяющимися видами экскурсий.

Лагеря[править]

Все лагеря имеют схожее строение, условия проживания и распорядок дня. Строения лагеря включают в себя домик регистрации, ресторан, несколько палаток для проживания гостей, домики обслуживающего персонала. Забор, ограничивающий территорию лагеря, чаще всего отсутствует. Туристы проживают в двухместных палатках с пологом на кроватях; палатки могут быть оборудованы душем и санузлом; электричество, кроме освещения, отсутствует; питаются в ресторане по системе шведский стол. Охрану лагеря осуществляют масаи, которые несут службу и сопровождают путешественников в лагере преимущественно в темное время суток.

Примерный распорядок дня:

  • Завтрак с 7.00
  • Утреннее сафари - с завтрака до обеда
  • Обед с 13.00
  • Вечернее сафари - с обеда или с 16.00 до заката солнца (18.00-19.00)
  • Ужин с 20.00

Электричество для подзарядки телефонов, фото и видеотехники в случае автономного электроснабжения с солнечных батарей или дизель-генераторной установки с 18.00 до 23.00, розетки устанавливаются в локальном месте. В 23.00 электричество, включая освещение выключается.

  • Rufiji River Camp. Лагерь, расположенный в двух километрах от Mtemere Gate на высоком берегу Руфиджи. Около 20 палаток, расположенные двумя группами, открытый ресторан с баром.  изменить
  • Impala Camp, [4]. Лагерь на берегу притока Руфиджи и озера Сиванда  изменить
  • Selous Safari Camp, [5]. Лагерь около озера Нзеракера  изменить
  • Mbuyu Camp. Расположен между озерами Нзеракера и Манзе  изменить
  • Sand Rivers Camp, [6]. Лагерь на берегу Руфиджи, но в тоже время недалеко от озера Талагала и горячих источников  изменить
  • Beho Beho Camp, [7]. Лагерь в центре северной части, недалеко от могилы Ф.Селуса, ближайший крупный водоём озеро Талагала находится в пяти километрах к юго-востоку  изменить
  • Tembo Safari Camp. Самый западный лагерь на Руфиджи в окрестностях населенного пункта Stiegler's Gorge  изменить
  • Sable Mountain Lodge, [8]. Лагерь в возвышенной части, практически у северной границы  изменить
  • Selous Mbega Camp, [9]. Самый восточный лагерь на Руфиджи на границе заповедника  изменить

Кемпинг[править]

  • Beho Beho bridge. Кемпинг недалеко от въезда Matambwe Gate на берегу реки Бехо-Бехо.  изменить
  • Lake Talagala. Кемпинг в центре северной части заповедника на северном берегу озера Талагала, одинаково близко до достопримечательстей.  изменить

Заповедник представляет из себя открытую, в том числе и в лагерях, территорию для перемещения животных, поэтому приезжающим в Селус в обязательном порядке следует соблюдать следующие правила поведения:

При проживании в лагерях:

  • Не выходить за территорию лагеря без сопровождения проводника
  • Тщательно закрывать палатки и периодически проверять их на наличие змей, насекомых, обезьян и других животных
  • При проникновении на территорию лагеря крупных животных (слонов, гиппопотамов) укрыться в безопасном месте, не привлекая внимания и не раздражая зверей
  • Осмотрительно перемещаться по территории лагеря, особенно в ночное время

При передвижении на автомобиле:

  • Пересекать границу заповедника только через контрольно-пропускные пункты
  • Не ездить в темное время суток
  • Не покидать автомобиль на территории заповедника без разрешения проводника
  • Не съезжать с проложенных автодорог
  • Не кричать, не сигналить, не пугать животных
  • Рекомендованная скорость движения 50 км/ч, в режиме экскурсии 25 км/ч
  • При ДТП с участием животных оповестить ближайших сотрудников заповедника
  • Не выбрасывать из окон непотушенные сигареты

При передвижении по воде:

  • Не находится у воды в темное время суток
  • Не подходить близко на лодке к гиппопотамам
  • При подныривании гиппопотамов под лодку крепче держаться

Окрестности[править]

Селус связан авиационным сообщением с Дар-эс-Саламом и Арушей, а также с основными национальными парками круговым маршрутом авиаперевозчиков.

В непосредственной близости от Селуса можно выделить еще две охраняемые территории, доступность которых возможно при помощи автотранспорта:

Эта статья является пригодной. В ней есть информация о транспорте, а также некоторые сведения о достопримечательностях, местах питания и ночлега. С такой статьёй вы в дороге не пропадёте, но, пожалуйста, добавьте ваши знанияВперёд!

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты