Невьянск

Материал из Wikitravel

Невьянская наклонная башня

Невьянск — историческая столица заводчиков Демидовых — расположен в центральной части Свердловской области. В городе находится одна из основных уральских достопримечательностей — наклонная Невьянская башня, являющаяся уникальными инженерным сооружением XVIII века. Башню дополняют наследие старообрядцев, разнообразные промыслы и великолепная уральская природа.

Понять[править]

Герб Невьянска с тремя символами города: наклонная башня, пушечные ядра и «рогатины» (рудознатская лоза)

Невьянск (бывший посёлок Невьянский завод) стоит на реке Нейва, в 75 км к северу от Екатеринбурга и 50 км к югу от Нижнего Тагила, к востоку от Уральского хребта. Пологие, покрытые лесом холмы неплохо видны с Невьянской башни, сам же город находится на равнине и окружён полями. Население: 25 тыс. человек (2010)

Запасы железной руды в бассейне Нейвы были известны с середины XVII века. К этому времени относятся первые упоминания о кустарных уральских заводах, однако официальной датой основания города считается 1699 год, когда Пётр I издал указ о строительстве казённого завода. В 1701 году завод заработал, а уже в 1702-м был передан Никите Демидову — «крепкому хозяйственнику» и эффективному менеджеру. С приходом Демидовых весь Урал начал стремительно развиваться, однако Невьянский завод на протяжении всего XVIII века оставался лидером как по объёмам производства, так и по внедрению новейших технологий. Здесь же находилась резиденция Демидовых, украшенная наклонной Невьянской башней. Центральное положение Невьянска было отмечено созданием цифирной школы (позднее переведена в Нижний Тагил) — одного из первых в России профессиональных училищ — и развитием собственной иконописной традиции, известной ныне как невьянская икона. Завод славился маркой чугуна «Старый Соболь», а город — изготовлением сундуков.

К концу XVIII века местные запасы железной руды истощились, лес был вырублен, Демидовское хозяйство распределено между наследниками и частично распродано: на передовые позиции выходит Нижний Тагил, зато в окрестностях Невьянска обнаруживается месторождение золота и платины. Невьянский завод мог бы перейти на производство этих металлов, но более выгодным оказалось литьё изделий из чугуна, произведённого в соседних уральских городах. Так появляется Невьянский механический (ныне Невьянский машиностроительный) завод, который в советское время занимался изготовлением станков и боеприпасов. Благодаря столь раннему перепрофилированию, Невьянск не имеет характерной для уральских городов ржавой исторической домны, зато здесь есть более приятные глазу собор и башня. В 1914 году рядом с Невьянском появляется цементный завод, для которого строится отдельный посёлок в нескольких километрах к юго-западу от города.

Невьянск потерял не только домну, но и бóльшую часть исторической застройки. Город вообще не рассматривался как исторический, поэтому уникальная для Урала Невьянская башня использовалась заводом и не была разрушена лишь благодаря усилиям краеведов. В 90-е гг. XX века ситуация резко изменилась: завод практически остановился, зато началось активное развитие туризма. На сегодняшний день Невьянск является для Екатеринбурга чем-то вроде Сергиева Посада для Москвы — городом одной достопримечательности для однодневной экскурсии. Туристов (а точнее экскурсантов) в Невьянске чрезмерно много, поэтому приезжать сюда лучше в будние дни. Кроме башни интересно наследие старообрядцев, селившихся здесь в XVIII веке благодаря толерантному – и в первую очередь прагматичному – отношению Демидовых к вероисповеданию. Считается, что феномен невьянской иконы связан именно со старообрядцами, которые сочетали строгие традиции иконописи с выразительными ликами. Оригинальные иконы можно увидеть в самом Невьянске и в окрестном селе Быньги, где также сохранились старообрядческая церковь и аутентичные избы. Впрочем, организованных туристов больше привлекают разнообразные промыслы, которые в последние годы расплодились здесь во множестве. Сундуков пока нет, а вот изготовление изделий из глины развито в промышленных масштабах.

Информацию о Невьянске можно получить в краеведческом музее [1], который также организует многочисленные экскурсии по отдельным достопримечательностям или по всему городу сразу.

Как добраться[править]

Невьянск находится на дороге из Екатеринбурга в Нижний Тагил — одной из основных магистралей Свердловской области.

На самолёте[править]

Ближайший международный аэропорт находится в Екатеринбурге (Кольцово). При желании в Невьянск можно приехать прямо из аэропорта с помощью автобусов в Нижний Тагил (№1036) или Краснотурьинск (№825), которые ходят один-два раза в день, обычно рано утром. Впрочем, лучше для начала попасть в центр Екатеринбурга и осмотреть сам город, а потом уже отправляться в Невьянск.

На поезде[править]

Железнодорожный вокзал Невьянска

Железнодорожный вокзал находится в западной части города: ул. Попова, 8; тел. +7 (34356) 2-30-40 (дежурный), 2-14-46 (касса). Красноармейская улица ведёт от вокзала в центр; до пл. Революции всего 1.5 км. В Невьянске останавливаются все электрички и дальние поезда. Среди последних полезны ежедневные ночные поезда на север Свердловской области (№337Е, №343Е, №607Е: Верхотурье, Серов) и Пермского края (№603У: Соликамск). Кроме того, из Нижнего Тагила отправляются несколько курортных поездов, следующих через Поволжье и Юг России.

На автобусе[править]

Автостанция совмещена с железнодорожным вокзалом. В Невьянске останавливаются некоторые (но далеко не все!) автобусы, следующие из Екатеринбурга в Нижний Тагил и города на севере области. Более или менее актуальные расписания: [2] и [3].

На автомобиле[править]

По Р352 из Екатеринбурга (92 км) и Нижнего Тагила (54 км). Есть несколько съездов на Невьянск — все они так или иначе приводят в центр. С востока области можно, минуя крупные города, доехать через Реж (92 км).

Транспорт[править]

Карта Невьянска

Планировка Невьянска близка к прямоугольной. Железная дорога ограничивает город с запада, а пруд — с юго-востока. Река Нейва и пруд делят город на бóльшую западную и меньшую восточную части. Центр города находится рядом с плотиной: там, где река переходит в пруд. Основные улицы: к западу от Нейвы и с юга на север — Ленина и Дзержинского (въезд со стороны Екатеринбурга), Степана Разина (со стороны Нижнего Тагила), Кирова (дорога на Быньги и Таволги); с запада на восток — Красноармейская (от вокзала к центру). К востоку от Нейвы Октябрьский проспект и улица Шевченко ведут в направлении на Реж.

Расстояния в городе небольшие. От вокзала в центр ходят маршрутки, но можно дойти и пешком. Ключевая остановка в центре города — универсам «Южный» (ул. Ленина, 23).

Такси:

  • Город — +7 (34356) 2-22-22, 2-33-99
  • Ива — +7 (34356) 2-21-22
  • Мотор — +7 (34356) 2-30-95
  • Штурман — +7 (34356) 2-10-55

Центр[править]

Центром Невьянска является небольшая площадь перед бывшей заводской плотиной, в торце ул. Матвеева и по соседству с пл. Революции. Здесь сосредоточены все основные достопримечательности:

Невьянская башня на сувенирной монете
Слуховая комната с чугунными балками, формирующими каркас башни, и закруглённым потолком, обеспечивающим необычную акустику
Спасо-Преображенский собор: вид с Невьянской башни
Памятник Петру I и Никите Демидову перед башней
Музей в здании бывшей электростанции и Невьянская башня
Военный мемориал на площади Революции
ДК Машиностроителей
  • Невьянская (наклонная) башня построена в 1721–42 гг. и необычна во всех отношениях, а кроме того окутана слоем легенд. С архитектурной точки зрения здесь отчётливо прослеживаются итальянские мотивы: узкая и высокая башня неуловимо напоминает итальянские кампанилы, хотя ярусность (четырёхугольное основание, на котором установлены три восьмигранных яруса и, наконец, шпиль) скорее относится к древнерусской традиции крепостного строительства. Конструкция пронизана чугунными балками, образующими каркас и одновременно выполняющими функцию громоотвода, что для XVIII века было большим техническим новшеством. Башня имеет постоянный и хорошо заметный наклон, то есть является наклонной, но не падающей – как раз здесь и начинаются домыслы. По прозаической версии наклон возник при строительстве из-за просадки грунта, а строителям удалось изменить конструкцию башни так, чтобы она оказалась устойчивой. По более красочной версии наклон появился при затоплении подвалов, где Демидовы якобы чеканили фальшивую монету. Наконец, по самой красочной версии архитектор сознательно подражал падающей Пизанской башне и сумел просчитать не только громоотвод, но и наклон. В XVIII веке башня служила резиденцией Демидовых, поэтому размах не случаен: столь нетривиальных технических и архитектурных решений не было в то время не только на Урале, но даже в Москве и Петербурге. Тем не менее, вопрос о том, кто проектировал башню и насколько сознательно этот неизвестный архитектор (или же его заказчик) использовал итальянские мотивы, до сих пор остаётся открытым.
Внутреннее устройство башни не менее интересно чем её внешний вид. Двери и некоторые лестницы сделаны из чугуна, а многочисленные опорные балки можно в деталях рассмотреть на крыльце. Один из этажей занят химической лабораторией, где (опять-таки по легендам) велись опыту по изготовлению фальшивой монеты. Выше находится слуховая комната с необычной акустикой, позволяющей переговариваться людям, находящимся в разных углах. Наконец, на верхних этажах размещаются сложнейшие куранты, изготовленные в Англии в 1730 году, и смотровая площадка. Исторических интерьеров в башне нет (пустующие комнаты заставлены скучными экспозициями), однако необычная конструкция и куранты делают посещение башни обязательным пунктом программы.
Попасть в башню можно только с экскурсией, проводимой местным музеем. Цена: 200 руб с человека или 1250 рублей с группы до 5 человек (2012). В сезон экскурсии проводят каждые полчаса. Сами экскурсии затянуты, длятся почти полтора часа и в основном состоят из пересказа многочисленных баек.
  • Вокруг башни находится довольно неприглядная, хотя и постепенно реконструируемая территория, на которой сосуществуют монументальный Спасо-Преображенский собор в стиле классицизм (1824–1830, полностью перестроен в советское время и воссоздан в 2000-е) с фаянсовым иконостасом, памятник Петру I и Никите Демидову, на котором Демидов то ли подобострастно слушает царя, то ли решил взбунтоваться и спрятал в руке камень, а также электростанция начала XX века (ныне занята музеем). Как и башня, здание электростанции выделяется из унылой невьянской застройки – только уже не итальянскими, а восточными мотивами. Современные архитекторы решили довести контраст до предела и сделали одну из стен стеклянной (выглядит это дико).
Со стороны пруда площадь окружена стильной кованой решёткой, зато с северной стороны тянется обычный бетонный забор, за которым просматриваются заброшенные корпуса Невьянского механического завода. На этом фоне электростанция со стеклянной стеной не выглядит совсем уж уродливо и лишь вносит свою лепту в общий бардак, напоминающий о том, что до 90-х гг. XX века вся площадь находилась на территории завода, а о сохранении исторического наследия не думал вообще никто. Пройдя площадь, можно перейти реку по плотине и, миновав несколько деревенских улиц, подняться на гору Лебяжку, откуда открывается лучший вид на собор и башню, да и вообще в пейзаже доминирует пруд, то есть город выглядит с лучшей стороны.
  • Невьянский историко-архитектурный музей, пл. Революции, 2, +7 (34356) 2-43-99, 2-20-56 (заказ экскурсий) (), [4]. Вт–Вс 8–17, летом 9–19, по выходным до 18. Коллекция размещена в двух зданиях: электростанция рядом с башней и особняк на пл. Революции. С миру по нитке в музее собраны местные (предметы, найденные в Шигирском торфянике; Невьянская икона) и региональные (каслинское литье) древности, наряду с историческими документами, портретами Демидова и чучелами животных в качестве информации о родном крае. Здесь можно скоротать время перед экскурсией на башню, но все редкости есть и в Екатеринбурге, причём в заметно большем количестве. По аналогии с Нижним Тагилом перед зданием на пл. Революции собрана небольшая (и совершенно невпечатляющая) коллекция местной продукции. Входной билет: 60+40 руб за два музея (2012).  изменить
  • Музей «Дом Невьянской иконы», ул. Красноармейская, 2, +7 (34356) 2-40-05, [5]. Музей создан на базе иконописной мастерской. Здесь представлены старинные иконы и современные работы местных мастеров, выполненные в невьянской традиции. Хотя все шедевры вывезены в Екатеринбург, а оставшиеся древние иконы ютятся в единственном зале, экспозиция интересна и заслуживает внимания.  изменить
  • Музей истории Невьянского завода, +7 (34356) 2-27-13. Коллекция, посвящённая истории завода. Обильно представлена разнообразная продукция — от элементов конструкции Невьянской башни и неуклюжих чугунных лопат до станков и боеприпасов, производимых вместо лопат в Советское время. Кроме коллекции интересен и сам завод с обилием абандона, цехами XIX века (неизвестной сохранности), а также современным памятником Петру I с Демидовым в образе дворянина. Хотя музей точно существует, способы попадания туда неизвестны — спрашивайте в историко-архитектурном.  изменить

По городу[править]

  • Церкви немногочисленны. Каменная Троицкая (1853; ул. Крылова, 20; на рыночной площади) обезглавлена и непримечательна, а небольшая Вознесенская (1871; ул. Коськович, на городском кладбище) украшена деревянной колокольней и довольно симпатична.
  • Сквер перед заводом, на пл. Революции занят мемориалом ВОВ с довольно экзотичными скульптурами, которые, впрочем, меркнут перед более ранним и ещё более экзотичным монументом — «козлом» (т.е. застывшем в домне расплавом) как зримом свидетельстве забастовок Невьянских рабочих. Со стороны ул. Профсоюзов сквер окружают монументальные серо-зелёные дома сталинского времени и стиля, среди которых прячется небольшая одноэтажная постройка с трогательными фигурами пионеров на фронтоне.
  • Городская застройка разнообразна и в основном некрасива. Стоит обратить внимание на здание женской гимназии (ул. К. Маркса, 6) — прекрасный образец модерна — и серию купеческих домиков к северу от завода (улицы Комсомольская, Крылова и Кирова). По всему городу немало красивых деревянных домов с резными наличниками, среди которых выделяется дом Афанасия Абрамова (ул. Коммуны, 54), целиком покрытый резьбой. Попадаются и каменные дома XIX века, а вот приемлемая советская архитектура ограничивается парой зданий вокруг пл. Революции и типовым послевоенным ДК Машиностроителей (ул. Малышева, 1). Хрущёвки в Невьянске вымазаны светло-коричневой строительной пеной (вероятно, с целью утепления) и выглядят отвратительно.

  • Гора Лебяжка на северо-восточной окраине города: прекрасный вид на Невьянск, окрестные поля и далёкие горы. Ехать или идти нужно по ул. Шевченко, в направлении на Реж, но в конце улицы поворачивать налево, а не направо (ул. Городская), и двигаться вверх по серпантину. При желании и сноровке можно доехать на машине до самой вершины.

Чем заняться[править]

  • Гончарный промысел и глиняная игрушка, дер. Нижние Таволги, ул. Куйбышева, 37 (14 км к северо-востоку от Невьянска, от въезда в деревню — второй дом слева), +7 (912) 614–88–37, (952) 143-44-49, [6]. Частная мастерская Сергея и Светланы Масликовых, которые делают и продают изделия из глины — от посуды до статуэток и изразцов — а также проводят экскурсии и мастер-классы. Здесь можно попробовать поработать на гончарном круге или самостоятельно слепить и раскрасить игрушку. Обстановка простая и дружелюбная, неплохой выбор глиняных изделий на продажу. Посещение по предварительной договорённости, для опытов с гончарным кругом пригодится рабочая одежда.  изменить
  • Ещё один гончарный промысел (Таволжская керамика), дер. Нижние и Верхние Таволги (12-14 км к северо-востоку от Невьянска), +7 (34356) 3-92-26 (магазин в дер. Верхние Таволги, экскурсии), (912) 253-44-49 (экскурсии), (34356) 3-92-10 (магазин в дер. Нижние Таволги), [7]. Вт—Вс, 10—17. Конкурент частной мастерской. Характер услуг примерно тот же, но, как и положено на крупном предприятии, всё поставлено на широкую ногу: два магазина, гостиница, кафе и более сложная, хотя подчас и менее интересная продукция. Здесь делают сувенирную керамику, которая потом встречается в многочисленных магазинах бесполезных подарков, но можно купить её и прямо на месте: для того, чтобы посетители не прошли мимо, магазины находятся сразу в обеих деревнях (работают в те же часы, что и мастерская).  изменить
  • Разные народные промыслы с экскурсиями и мастер-классами заявлены Невьянским музеем:
    • Кузница (тел. +7 (34356) 2-14-14)
    • Мастерская краснодеревщика (ул. Свободы, 30; тел. +7 (922) 612-37-83)
    • Музей-мастерская «Глиняная птица» (тел. +7 (912) 292-68-20)
    • Пимокатная мастерская — изготовление валенок (ул. Володарского, 71; тел. +7 (912) 608-54-51)
Сущность всех этих предприятий неясна — интересуйтесь в музее или по телефонам — но в целом ремесленный ажиотаж является попыткой расширить небогатый список городских достопримечательностей. Не хватает только сундуков, но и они, надо думать, в скором времени появятся.

Покупки[править]

В центре города (ул. Ленина, ул. Кирова, ул. Карла Маркса) много мелких, продуктовых и промтоварных магазинов. Сетевых супермаркетов в Невьянске нет.

  • Книжный магазин: ул. Малышева, 12
  • Невьянский хлебокомбинат: ул. Карла Маркса, 2; ул. М. Горького, 11А
  • ООО Завод Напитков: ул. Володарского, 1

Вялая торговля сувенирами и местными товарами (пряники, варенье) идёт около Невьянской башни. Изделия из глины и прочую продукцию местных промыслов нужно искать на соответствующем производстве. Современную Невьянскую икону продают в мастерской при соответствующем музее.

Банки[править]

  • Сбербанк:
    • ул. Красноармейская, 16 (тел. +7 (34356) 4-06-01) Пн—Пт, 8:20—18; Сб, 9:20—16 + круглосуточный банкомат
    • ул. Малышева, 12 (тел. +7 (34356) 2-29-52) Пн—Пт, 8:30—18; Сб, 8:30—17; обед 13—14 + круглосуточный банкомат
  • Банкоматы:
    • ул. Кирова, 1 (Сбербанк, 8—23)
    • ул. Ленина, 13 (Газпромбанк, 9—20)
    • ул. Ленина, 15 (Сбербанк, круглосуточно)
    • ул. Ленина, 21 (ВТБ24, круглосуточно)
    • ул. Матвеева, 10 (Сбербанк, круглосуточно)

Еда[править]

  • Кафе «Акинфий», ул. Ленина, 5а (2-й этаж), +7 (34356) 2-22-28, (904) 388-12-94. 12–23, Пт и Сб до 24. Разнообразные блюда (русская, итальянская, японская и просто интернациональная кухня) в приятном, хотя и довольно аскетичном интерьере. Выбор алкогольных напитков невелик и ограничивается пивом. Горячие блюда: 100—150 руб (2010).  изменить
  • Кафе в РЦ «Сириус», Октябрьский пр. 2. Комплексные обеды.  изменить
  • Кафе «Демидов», ул. Ленина, 23а, +7 (34356) 4-24-41, 2-42-94. 11—24. Хорошие отзывы.  изменить
  • Кафе «Мультитекс», ул. Профсоюзов, 15, +7 (34356) 2-23-49.  изменить
  • Кафе «Симба», ул. Ленина, 30, +7 (34356) 2-23-48, (906) 814-53-73. 10–22. Кафе с самообслуживанием, но вкусной и разнообразной едой безо всяких признаков фаст-фуда. Хороший выбор мороженого и десертов на его основе. Горячие блюда: до 100 руб (2010).  изменить
  • Кафе «Старый соболь» (на въезде в город со стороны Екатеринбурга), ул. Дзержинского, 23, +7 (34356) 2-43-20. Круглосуточно. Хорошие отзывы.  изменить
  • Кафе «Уральские пельмени» (на въезде в город со стороны Екатеринбурга), ул. Дзержинского, 6, +7 (34356) 4-24-95. Фастфуд с пластиковой посудой и небогатым ассортиментом, но вкусными пельменями.  изменить

Ночная жизнь[править]

  • Бильярд «7 луза», Советская ул. 15а, +7 (904) 544-26-56. 12—3.  изменить
  • Развлекательный центр «Сириус», Октябрьский пр. 2, +7 (34356) 2-11-44. Дискотека, бильярд.  изменить

  • Гостиница «Старый Соболь»: находится по двум адресам
    • ул. Дзержинского, 23 (въезд со стороны Екатеринбурга), +7 (34356) 2-43-20, 2-43-42. Гостиница расположена на окраине Невьянска, есть кафе. Номера с удобствами. Двухместный номер: 1500 руб (2009).
    • ул. Профсоюзов, 21, +7 (34356) 2-43-42. Гостиница занимает первый этаж жилого дома. Номера с удобствами и евроремонтом, в центре города. Двухместный номер: 1200 руб (2010).
  • Гостиница ЛПУ ООО Уралтрансгаз, ул. Космонавтов, 64, +7 (34356) 2-18-82.  изменить
  • Гостиница предприятия «Таволжская керамика», дер. Нижние Таволги (14 км к северо-востоку от Невьянска), +7 (34356) 3-92-26, +7 (912) 253-44-49, [8]. Гостевой дом с двух- и четырёхместными номерами, бильярдом и баней.  изменить

Связь[править]

Почтовые индексы: 62419*

Телефонный код: 34356

Почта[править]

  • 624191 — ул. Серова, 10; тел. +7 (34356) 2-26-60
  • 624192 — ул. Кирова, 4; тел. +7 (34356) 2-35-85
  • 624194 — ул. Ленина, 21; тел. +7 (34356) 2-20-40

Согласно оф. сайту почты России, во всех отделениях есть пункт доступа в Интернет

Сотовая связь[править]

  • Билайн — ул. Ленина, 19; а также ул. Ленина, 13 (ТЦ «Кировский»)
  • МТС — ул. Ленина, 3
  • Utel — ул. Ленина, 21 (Пн—Пт, 9—19); тел. +7 (34356) 4-22-22

Невьянск производит впечатление не самого благополучного города, поэтому в ночное время здесь следует проявлять осторожность. Днём же совершенно безопасно, а туристы с фотоаппаратами привычны и не вызывают раздражения местных жителей.

Окрестности[править]

  • Быньги́ — старообрядческое село в 7 км к северо-востоку от Невьянска. В XX веке ряды местных старообрядцев поредели, однако сохранилась единоверческая Казанская церковь (вторая половина XIX века) в странной вариации русского стиля. Интереснее, впрочем, церковь Николая Чудотворца (1789—1797; ныне принадлежит РПЦ), объединившая элементы сразу всех возможных стилей: преимущественно барокко и классицизма, но византийские мотивы здесь тоже прослеживаются, а на колокольне вообще установлены часы. В советское время церковь не закрывалась и сохранила множество икон невьянской школы. Внутри тёплая, уютная и совершенно деревенская атмосфера с неярким освещением и сумбурным оформлением, включающим такие региональные особенности как литой чугунный иконостас. Рассмотреть иконы здесь трудновато, но обстановка приятная. Кроме этого, в селе много аутентичных деревянных домов с резьбой.
Как добраться: маршрутки от универсама «Южный». Разъезд Быньговский на железной дороге не имеет отношения к селу Быньги.
  • Верхние и Нижние Таволги — старообрядческие сёла в 12-14 км к северо-востоку от Невьянска, центр гончарного производства и промысла. Кроме экскурсий и мастер-классов здесь есть гостиница и кафе, где можно пообедать.
Как добраться: маршрутки от универсама «Южный»
  • Весёлые горы — горный массив северо-восточнее Невьянска, прекрасный район для пеших походов и горнолыжного туризма
  • Кунара — деревня в 18 км к юго-востоку от Невьянска. Здесь идея деревянной резьбы доведена до логического завершения с полной потерей смысла: деревенский дом кузнеца Кириллова превращён в пёстрый, разноцветный и местами психоделический теремок, а на фронтоне установлены скульптуры пионеров с лозунгами в руках. Сделал всё это ныне покойный Сергей Кириллов, своими руками и исключительно из любви к искусству. Официального музея нет, но вдова кузнеца благожелательно относится к путешественникам.
Как добраться: маршрутки на Аятку (№102, через Шайдуриху), 8 раз в день
  • Озеро Аятское — живописное озеро с заболоченными берегами и небольшими островами, одно из крупнейших в Свердловской области. Хорошее место для рыбалки. На северо-восточном берегу, рядом с Шайдурихой, есть охотничья база, где выдают на прокат лодки.
Как добраться: только на машине (20-30 км к юго-востоку от Невьянска), заезд через Шайдуриху или по асфальтированной дороге с Р352
  • Шурала — село в 6 км к югу от Невьянска. Возникло в XVIII веке вокруг небольшого завода (ныне полностью разрушен). О былом величии напоминает монументальный храм Александра Невского в стиле классицизм (начало XX века). На окраине села до сих пор ведётся золотодобыча.
Как добраться: электрички в сторону Екатеринбурга до остановки 419 км (станция Шурала находится дальше от села) или автобусы на Кировград.

Города[править]

  • Верх-Нейвинский — старый заводской посёлок в одном из самых живописных мест Среднего Урала
  • Кировград — советский промышленный город на месте старого села, производство меди и горнолыжный курорт в окрестностях.
  • Нижний Тагил — индустриальный центр с интересными музеями и богатой архитектурой
Эта статья является полной. В ней содержится много информации высокого качества, в том числе о достопримечательностях, гостиницах и ресторанах, информация о транспорте и развлечениях. Давайте попытаемся сделать статью звездойВперёд!