Мумбаи

Материал из Wikitravel
"Ворота Индии" в Мумбаи

Мумбаи (до 1995 года Бомбей) [1] находится на западе Индии.

Самый большой город страны и один из самых населённых городов планеты. Вместе с городами-спутниками образует Большой Мумбаи, пятую по величине в мире городскую агломерацию.

Находится на западе Индии, порт на побережье Аравийского моря. Административный центр штата Махараштра.

Вид на район Колаба в Мумбаи

Районы[править]

Южный Мумбаи (Форт, Колаба, Малабарский холм, Нариман поинт, Марин Лайнз, Тардео)
Старый город (старый Бомбей). Туристическая зона: основные музеи, европейский шоппинг, рестораны, центральные базары, Ворота Индии, вокзал Виктории, собор Св. Томаса.
Южный Центральный Мумбаи (Бикулла, Парель, Ворли, Прабхадеви, Дадар)
Бывший (ныне пришедший в упадок) центр текстильной промышленности. Музей Виктории и Альберта, Викторианские сады, зоопарк, храм Сиддхивинаяк, посвященный богу Ганеша, береговая линия Ворли, канатный мост Бандра Ворли через залив.
Северный Центральный Мумбаи (Дхарави, Матунга, Вадала, Сион, Махим)
Районы богатого среднего класса, за исключением Дхарави - района трущоб, второго по величине в Азии.
Западный Мумбаи (Бандра, Кхар, Санта-Крус, Юху, Виле Парле, Андхери, Версова)
Новый даунтаун Мумбаи, место жительства богатых людей и большой христианской общины. Церковь Марии на горе. Несколько пляжей. Здесь находятся внутренний и международный аэропорты.
Восточный Мумбаи (Курла, Видьявихар, Гхаткопар, Викхроли, Канджур Марг, Бхандуп, Мулунд, Поваи, Тхане)
Бизнес-районы для среднего класса, особенно Мулунд и Гхаткопар.
Пригороды Гавани (Чембур, Манкхурд, Гованди, Тромбей)
Ранее известный лишь как место атомного исследовательского центра, ныне - район на пути к Нави Мумбаи.
Северный Мумбаи (Манори, Йогешвари, Малад, Боривали, Гораи, Мира Роуд, Бхйяндер, Наигаон, Васаи, Нала Сопара, Вирар)
Очередные районы массовой застройки. Пляжи несколько чище, чем на юге. Национальный парк Санджай Ганди, высеченные в скалах храмы Канхери, Махакали, Йогешвари и Мандапешвар (1 в. до н.э. - 5 в. н. э.). Пагода Випассана. Самый большой в Индии парк развлечений Эссель уорлд.

Понять[править]

Мумбаи - шумный мегаполис, где небоскребы соседствуют с трущобами, а свалки - с элитными магазинами. Белым людям, не желающим слишком близко соприкасаться с местным колоритом, отели предлагают для осмотра достопримечательностей взять машину с водителем в режиме "вышел - сфотографировал - поехал дальше". Мумбаи - финансовая столица Индии и одновременно - наиболее плотнонаселенный город мира.

Старый Бомбей - семь островов на береговой линии Аравийского моря - достался португальцам в 1534 году от султана Гуджарата. В 1661 г. был передан Англии в качестве приданного принцессы Катерины де Браганса, которая вышла замуж за короля Карла II. В 1668 году сдан в аренду Ост-Индийской компании, которая начала использовать Бомбей как глубоководный порт для своих кораблей. Со временем острова были соединены дамбами между собой и с материком. В старом городе появились прекрасные образцы колониальной архитектуры, такие как Музей принца Уэльского и вокзал Виктории. После объявления Индией независимости в 1947 году город начал интенсивно расти на север, и современное деление Мумбаи на районы отражает волны миграции разных этнических и социальных слоев населения.

Лучшее время для посещения Мумбаи - с ноября по февраль, в это время здесь сухо и тепло (около 30 градусов). Сезон муссонов - с мая по сентябрь.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Международный аэропорт Мумбая «Chhatrapati Shivaji International Airport» (IATA:BOM) [2] является самым большим в Индии, и основными международными воздушными воротами страны.

Аэропорт состоит из двух терминалов: международный терминал (Terminal 2, Sahar) и терминал внутренних линий (Terminal 1, Santacruz). Оба терминала используют одни и те же взлетно-посадочные полосы, но разнесены на 4 километра друг от друга. Сообщение между терминалами осуществляется бесплатным автобусом-шаттлом.

Из аэропорта в старый город ходит автобус-экспресс. В здании аэропорта есть сервис pre-paid такси с фиксированными ценами, или же требуется торговаться с таксистами.

На поезде[править]

На автомобиле[править]

На автобусе[править]

На корабле[править]

Дорожное движение в Мумбаи

Транспорт[править]

Электрички[править]

Из старого города на север идут две основных линии, западная - от станции Чёрчгейт через Мумбаи Сентрал и Дадар на Андхери и Дахану Роуд, восточная - от вокзала Виктории (CST) через Бикуллу и Дадар на Курлу, Тхане, Кальян и далее на северо-восток (Касара) и юго-восток (Кхополи). Электрички не имеют дверей, на окнах и внутри вагонов - решетки. Внутри вагонов работают вентиляторы. Различаются билеты 1 и 2 класса, в 1-ом классе бывают особые вагоны для леди и для больных/инвалидов. В рабочие дни в электричках и на некоторых станциях (особенно на пересадочной станции Дадар) бывает давка.

Автобусы[править]

Билеты на автобус можно купить у кондуктора. На остановках обозначены номера маршрутов - но не сами маршруты. В центре города остановки более комфортабельны. Автобусы не имеют дверей, и пассажиры пользуются этим, чтобы вскочить/выскочить на светофоре. В часы пик некоторые линии могут быть переполнены. Имеются также автобусы-экспрессы и автобусы коммерческих линий.

Такси[править]

Работают по счетчику, с квитанцией - или как договоритесь с водителем. Кэбы с кондиционером и без кондиционера, а также кэбы разных компаний отличаются по цене. Такси можно вызвать по телефону или найти на организованных стоянках (обычно возле торговых центров).

Моторикши[править]

Для перевозки на небольшие расстояния, на 2-3 человека. Стоят дешевле, чем такси, посадка - 15 рупий. Некоторые районы города (в центре) закрыты для рикшей.

Метро[править]

В настоящее время в Мумбаи строится метро.

Автомобиль напрокат[править]

В аэропорте и других пунктах проката можно взять машину с водителем. Стоимость начинается от 1100 рупий за 4 часа.

Основные достопримечательности находятся в Южный Мумбаи. Далее на север расположены музей Виктории и Альберта, район Болливуда и Национальный парк Санджая Ганди и парки развлечений.

Чем заняться[править]

Музеи и галереи[править]

Музей Принца Уэльского

Музей Виктории и Альберта (с 1975 г. - музей доктора Бхау Даджи Лад) - самый старый музей Бомбея.

Национальная галерея современного искусства. Одна из частей галереи находится в Мумбаи, в то время как две остальные - в Нью-Дели и Бангалоре.

Художественная галерея Джехангир

Музей денег

Национальный центр исполнительских видов искусства

Планетарий и центр Неру

Картинная галерея Тао

Пляжи[править]

Любимое место прогулок местных жителей, сюда приходят вечером пообщаться и поесть. Покрыты идеальным мелким песком, но грязноваты (особенно в центре - Чоупатти-Бич, Джуху-бич). Чем дальше на север (Акса-бич, Гораи, Марва, Манори и Мадха), тем чище.

Парки развлечений[править]

Аквапарк "Water Kingdom"

Парк развлечений Esselworld

Сады и зоопарк[править]

Сад Хорниман расположен в районе Форта.

Висячие сады (Ферозешах Мехта) и сад Камалы Неру находятся на Малабарском холме, на другой стороне залива Бэк Бей.

Ботанический сад Веермата Джиджабаи Бхосале Удьян (Сады Виктории) открыт в 1861 году. Принадлежал еврейскому бизнесмену Давиду Сассуну, который впоследствии подарил его Бомбею

Зоопарк

Покупки[править]

Еда[править]

Ночная жизнь[править]

Связь[править]

Окрестности[править]

На остров Элефанта с комплексом храмов Шивы Махешвары можно попасть на катере от Ворот Индии.

Птичий заповедник Карнала находится недалеко от города-спутника Нави-Мумбаи, на пути в Гоа. Здесь обитает 146 видов птиц.

Махабалешвар - самый посещаемый туристический курорт высоко в горах Западные Гхаты, в 250 км на юго-восток от Мумбаи. Плато на высоте 1500 м создано для пешего туризма. Джунгли Махабалешвара известны лекарственными растениями. Недалеко находится форт Пратапгарх с гробницей монгольского генерала Афзал Хана и мемориалом Шиваджи.

Матхеран - еще одно горное местечко в 104 км от Мумбаи, куда можно добраться по живописнейшей железной дороге. Туристов ждут извилистые прогулочные тропы и обрзорные площадки.

Вырубленные в скалах пещеры Карли (II в. до н.э.) известны залом (храмом) Чайтья, внутри которого находится ступа и колоннада. Выше в горах находятся священные буддистские пещеры Бхаджи и Бедса.

Пещеры Канхери [3] находятся на севере Мумбаи, в Национальном парке Боривили.

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты