Калининград

Материал из Wikitravel

Содержание

Главный символ города - кафедральный собор.

Калининград находится на реке Преголя в восточной части Калининградского залива в Калининградской области.

Бывший Кёнигсберг (до 1946 года). Областной центр.

Понять[править]

Калинингра́д — российский город с немецкой историей. Он был основан как замок Кёнигсберг в 1255 году в ходе завоевания Пруссии рыцарями Тевтонского ордена. Постепенно вокруг замка возникло три поселения — Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт. Со временем они получили городские права. Только в 1724 году эти три города формально объединись в единый Кёнигсберг. В 1945 году по решению Потсдамской конференции вместе с северной частью Восточной Пруссии Кёнигсберг вошёл в состав СССР. 4 июля 1946 года он был переименован в Калининград.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Проверка документов

Так как Калининградская область является анклавом, то при прилёте пассажиры проходят паспортный контроль. Россияне предъявляют гражданский паспорт. Заграничный паспорт не требуется, только если путешественник не собирается покидать область через сухопутные границы.

Международный аэропорт Калининграда (IATA:KGD) «Храброво» расположен примерно в 25 км к северу от Калининграда. Храброво связано авиарейсами со следующими городами:

Основными авиаперевозчиками России, которые регулярно летают в Калининград являются авиакомпании «Аэрофлот» [1], «SkyExpress» [2], ГТК «Россия» [3], «S7».

Особенности поездки на поезде

Продажа билетов на поезда, следующие через границу, осуществляется по действующему загранпаспорту. Также пассажиру следующему на поезде через территорию Литвы следует иметь либо литовскую или шенгенскую визу, либо упрощенный проездной документ (УПД-ЖД).

На поезде[править]

В городе два основных вокзала, Южный и Северный. Северный вокзал обслуживает только местные поезда (по области). Южный вокзал принимает поезда из России (Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Челябинск и Адлер и) и Европы (Берлин, Гдыня).

Южный вокзал

Правила проезда на поезде по территории Литвы для граждан РФ. [4].

Из Москвы с Белорусского вокзала до Калининграда можно добраться на фирменном поезде №029 «Янтарь», отправление летом ежедневно, зимой - через день, время в пути 21 час. Также по особому расписанию ходят несколько пассажирских поездов.

Из Санкт-Петербурга с Витебского вокзала до Калининграда летом через день, в остальное время 2 раза в неделю, ходит поезд №079, время в пути 25 часов.

На автомобиле[править]

Так как Калининградская область является анклавом (полуанклавом) и не граничит с основной территорией России, то для того, чтобы попасть в Калининград со стороны Москвы по суше, необходимо проехать территории Белоруссии и Литвы. Для проезда через Литву необходимо оформить шенгенскую визу и соблюсти таможенные формальности.

На автобусе[править]

Регулярные автобусные маршруты связывают Калининград с Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей и Германией.

В Калининграде есть два автовокзала. «Старый» автовокзал расположен на площади Калинина, рядом с железнодорожной станцией Калининград-Пассажирский и используется преимущественно для внутриобластных перевозок. Из-за конфликта с дирекцией вокзала автоперевозчик «Кёнигавто» перестал пользоваться этим автовокзалом и устроил свой собственный международный автовокзал в конце Московского проспекта. С этого международного автовокзала отправляется более 90 % регулярных международных автобусных рейсов в Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Германию и Республику Беларусь.

Кораблём[править]

Калининградская область связана с Санкт-Петербургом паромной переправой. Паромный терминал находится не в самом Калининграде, а в портовом городе Балтийске.

В летний период польское пароходство эксплуатирует несколько маршрутов, связывающих Калининград и Балтийск с городами Польши:

См. официальный сайт

Также имеется паром, связывающий Калининградскую область с Германией.

Транспорт[править]

Основные виды транспорта - автобус, троллейбус, трамвай, маршрутные такси. Трамваи и троллейбусы муниципальные, автобусы в основном частные, маршрутные такси все частные.

Ж/д транспорт[править]

Между Северным и Южным вокзалом регулярно курсирует железнодорожный шаттл.

Основные достопримечательности относятся к немецкому периоду истории города. К сожалению, целостный старый город не сохранился, сохранившиеся достопримечательности рассеяны по городу.

Культовая архитектура[править]

Главная достопримечательность города, ставшая его символом - Кафедральный собор. Он является единственным строением старого города (территория Альтштадта, Кнайпхофа и Лёбенихта), сохранившимся до наших дней.

Кафедральный собор[править]

Кафедральный собор

Кафедральный собор выстроен в стиле готики. Точная дата начала строительства неизвестна, первое упоминание о строительстве собора относится к 1333 году. Фундамент собора опирается на большое количество свай. Башни были построены в 1553 году. До 1519 года собор был католическим храмом, потом стал лютеранским.

Собор сгорел во время 2-й мировой войны и более сорока лет простоял в виде руин. Реставрация собора началась в 1992 году. Собор восстановлен в роли многофункционального культурного центра: в башнях расположены музей, зал камерной музыки и две часовни, главное помещение собора используется как зал для классической и религиозной музыки.

Собор расположен в центре города, на острове Кнайпхоф (остров Канта). К собору пристроено надгробие Иммануила Канта, построенное в 1924 году по проекту архитектора Ларса на месте старого склепа.

Юдиттен-кирха (Свято-Никольский собор)[править]

Самое древнее сооружение Калининграда - бывшая Юдиттен-Кирха. Точное время её постройки не известно, освящение храма состоялось в 1288 году. В 1985 году в здании бывшей Юдиттен-Кирхи был открыт Свято-Никольский собор, ставший первым православным храмом области. Свято-Никольскоий собор расположен на окраине города, на Тенистой Аллее.

Другие храмы[править]

Все остальные культовые сооружения намного моложе Кафедрального и Свято-Никольского соборов.

  • Крестовоздвиженский собор. Построен в 1930-1933 годах как приходская лютеранская церковь острова Ломзе. После войны церковь использовалась как производственное здание. С 1991 года - православный храм. Церковь отличается необычной архитектурой, которую нельзя однозначно отнести к какому-либо одному стилю. Адрес: Октябрьский остров, улица генерала Павлова, дом 2
  • Здание концертного зала областной филармонии. Построено в 1907 году как католический костёл Св. Семейства. Стиль - неоготика. Расположено на улице Богдана Хмельницкого.
  • Здание кирхи памяти королевы Луизы. Построено в 1899-1901 году. Стиль - смесь неороманского с неоготическим. Кирха была разрушена во время войны и восстановлена в 1976 году в качестве кукольного театра. Адрес - Проспект Победы, 1 (на территории Центрального Парка)

Фортификационные сооружения[править]

Кёнигсберг не зря получил репутацию города-крепости. Здесь до сих пор сохранилось большое количество оборонительных сооружений.

Городские ворота[править]

Королевские ворота в Калининграде - единственные отреставрированные из городских ворот

Центральная часть города опоясана цепочкой из семи городских ворот. Все ныне сохранившиеся ворота были построены в середине XIX века в неоготическом стиле, зачастую на месте более старых ворот.

  • Закхаймские - расположены на пересечении Московского проспекта и Литовского вала. Используются как склад, могут быть осмотрены только снаружи.
  • Королевские - расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года ворота являются филиалом Музея Мирового океана. В них расположена экспозиция, посвящённая посещению Кёнигсберга Великом посольством Петра I.
  • Ростгартенские - расположены рядом с Музеем янтаря, на площади Василевского. Используются как рыбный ресторан.
  • Аусфальские - расположены на в юго-западном углу перекрёстка Гвардейского проспекта и Горной улицы, в непосредственной близости от памятника 1200 гвардейцам. Это ворота большей частью скрыты землёй, поэтому они наименее заметны и наименее известны (об их существовании не знают даже многие калининградцы). На покрытии ворот выстроена православная часовня. В 2007 году ворота были переданы Историко-художественному музею, планируется их реставрация и размещение в воротах экспозиции.
  • Железнодорожные - расположены под проезжей частью Гвардейского проспекта, рядом с памятником 1200 гвардейцам. Через ворота проходит пешеходная дорожка, ведущая в расположенный за памятником парк. Весной 2007 года Железнодорожные и Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций военно-исторической тематики. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.
  • Бранденбургские - расположены на улице Багратиона, в нескольких сотнях метров от жд вокзала «Калининград Южный». Бранденбургские ворота — единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению (через них проходит проезжая часть улицы, трамвайная линия и пешеходный тротуар).
  • Фридландские - расположены на пересечении проспекта Калинина и ул Дзержинского. В воротах расположен музей.

Послевоенный Калининград[править]

  • Храм Христа Спасителя недавно построенный православный храм на площади у Северного жд вокзала.
  • Дом Советов - здание, построенное рядом с бывшим замком. Отношение к нему неоднозначное, зачастую - негативное. В народе его прозвали "Дом - монстр" из-за его заброшенности в сочетании с гигантским размером. Является долгостроем - начало строительства - 1974 год, до настоящего времени не достроено из-за судебных тяжб за право собственности.
  • Памятник 1200 гвардейцам (в разговорной речи — «тысяча двести») — братская могила и памятник войнам 11 армии, погибшим при штурме Кёнигсберга. Расположен на Гвардейском проспекте.
Вид на экспозицию музея Мирового океана

Музеи[править]

  • Музей Мирового океана, наб. Петра Великого, д.1, +7(0112) 53-8804 (, fax: +7(0112) 34-0211), [5]. ср-вс, с 1 апр по 30 сен с 11.00 до 18.00, с 1 окт по 31 мар с 10.00 до 17.00. Один из самых популярных музеев города. Музей включает в себя три музейных судна, экспозицию в здании на берегу и экспозицию под открытым небом включающую в себя батискафы и оборудование работ в море.  изменить
  • Здание музея Мирового океана состоит из главного здания и павильона «Кашалот». В главном здании представлены экспозиции, залы с аквариумами, в которых находятся обитатели моря, конференц-зал. На верхнем уровне расположена обзорная площадка с установленным оптическим механизмом маяка. В корпусе «Кашалот» расположена экспозиция центральное место которой занимает скелет кашалота, отдельный зал посвящен действиям ВМФ СССР (в частности подводного флота) на Балтике во время Второй мировой войны.
  • Судно "Витязь". Научно-исследовательское судно с необычной судьбой. Было построено в 1939 году в Германии как рефрижераторное судно ("банановоз"). Во Время Второй Мировой войны служил военным транспортом. После войны был передан Великобритании, но спустя год перешёл в состав торгового флота СССР. С 1946 по 1949 год был торговым судном "Экватор", в 1949 году стал судном Академии Наук СССР и был переименован в "Витязь". С 1949 по 1979 год "Витязь" совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Сейчас на борту восстановленного судна расположены экспозиции, посвящённые его истории, научным исследованиям, истории мореплавания, природе Мирового Океана.
  • Дизельная подводная лодка Б-413 проекта 641. Входила с состав ВМФ с 1968 по 1999 год. На борту подводной лодки расположена экспозиция "Из истории подводного флота России".
  • Научно-исследовательское судно Российского авиационно-космического агентства "Космонавт Виктор Пацаев". Было построено в 1968 году как лесовоз, в 1977 году переоборудовано в научно-исследовательское судно. Выполняет роль плавучего измерительного пункта командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации и установки двусторонней связи с космонавтами.
  • Музей янтаря, пл. Маршала Василевского, д.1, +7(4012) 466-888 (), [6]. вт-вс, летом 10-19, зимой 10-18. Располагается в здании форта «Башня Дона». Сборные экскурсии для одиночных посетителей проводятся по сеансам, каждую субботу и воскресенье в 12.00 и в 16.00 часов. 100 рублей.  изменить
  • Историко-художественный музей
  • Калининградская художественная галерея

Исторические районы[править]

К сожалению историческое ядро города не сохранилось, так как в 1944 году центр Кёнигсберга, как и Дрезден, был снесен с лица земли англо-американскими бомбардировками. Окончательно разрушен во время кровопролитных боёв во время штурма города советскими войсками 3-его Белорусского фронта под руководством маршала А.В.Василевского в апреле 1945 года и при послевоенных разборах завалов и подрывах полуразрушенных зданий. Однако ближе к окраинам сохранились районы, мало изменившиеся с немецких времён, хотя эти районы достаточно молоды (возникли в начале 20 века)

Амалиенау[править]

Амалиенау - район вилл, в нынешней топографии его границы образуются проспектом Победы, улицами Лесопарковой, Яналова и Красная. Район был построен в 1900-1920 гг. в соответствии с концепцией "Город-сад".

В пределах Амалиенау расположены Кирха памяти королевы Луизы (ныне театр кукол) и Кирха Св. Адальберта (сейчас Западное отделение ИЗМИРАН, проспект Победы, 41). Интересна застройка проспекта Победы, улиц Кутузова, Огарёва, Каштановой Аллеи. Одна из самых красивых сохранившихся вилл Амалиенау - вилла Шмидт (пр. Победы, 24). Сейчас в ней расположен детский садик.

Рядом с улицами Энгельса, Чапаева, пр. Мира и Каштановой аллеей расположен живописный двойной пруд (два пруда, соединённые протоками). Его официальное название - Поплавок, но более популярны народные названия Хлебное озеро и озеро Близнецы (от немецкого Цвиллингтайх).

Марауненхоф[править]

Марауненхоф - район вилл, расположенный в районе Верхнего пруда (местные жители чаще называют пруд озером). Застройка Марауненхофа началась в 1906 году. Район во многом сохранил довоенный облик. Главная улица района - Тельмана, по ней ходил трамвай.

Примечательные виллы Марауненхофа: 2, 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 26, 30, 31, 34, 34a, 35, 36, 40, 42 и 44 по ул. Тельмана, 1, 2, 3 и 5 по ул. Гоголя.

Чем заняться[править]

Развлечения[править]

Escape Rooms Калининград, ул. Корабельная, д. 6/2, [7]. – это интерактивные игры, перенесенные с экранов компьютеров в реальное пространство. Оказавшись запертыми в помещении, вы должны разгадать головоломки, обнаружить в неожиданных местах предметы, воспользоваться подсказками и найти ключи, чтобы вновь оказаться на свободе. На выполнение заданий вам дается лишь один час. Побег из комнаты (Escape Rooms) — это приключение для компании от двух до пяти человек. Некоторые задания необходимо выполнять в команде. Для прохождения квеста не нужны эрудиция и физическая сила, но понадобятся логическое мышление и внимательность к деталям.  изменить

Маршруты[править]

Несмотря на большие разрушения Кенигсберга в ходе Второй мировой войны, в современном Калининграде есть немало мест, посетить которые туристу будет крайне интересно. Маршруты можно строить исходя из посещения мест - символов города, таких как Кафедральный собор на острове Канта, или пройтись по многочисленным музеям, театрам, сходить в зоопарк или ботанический сад. Интересен маршрут по всем сохранившимся городским воротам и другим фортификационным сооружениям. В любом случае путешественнику следует быть внимательным и обращать внимание на незначительные детали, ведь исторической может оказаться даже крышка канализационного люка.

Покупки[править]

  • Виктория, [8]. Сеть супермаркетов, расположенных по адресам:
    • бул. Л. Шевцовой, 1, +7 (4012) 58-22-77. 07:00—02:00.
    • ул. Гайдара, 120, +7 (4012) 32-65-00. 07:00—02:00.
    • Солнечный бул., 1, +7 (4012) 36-14-14. 07:00—02:00.
    • ул. 9 Апреля, 9, +7 (4012) 36-92-20. 07:00—02:00.
    • пл. Калинина, 28, +7 (4012) 63-00-04. круглосуточно.
    • Ленинский пр., 30, +7 (4012) 53-55-28. круглосуточно.
    • пр. Победы, 137, +7 (4012) 35-42-04. 07:00—02:00.

Еда[править]

Дёшево[править]

Кафе "Nautilus" Московский проспект, д.40. Здание Балтийского Бизнес Центра

Дорого[править]

  • Пивной бар Редюит, Литовский вал, д.27. 12-3.  изменить
  • Рыбный ресторан Солнечный камень, пл.Маршала Василевского, д.3. 12-2.  изменить

Ночная жизнь[править]

  • Ситипарк, Ялтинская ул., 20, +7 (4012) 98-70-52, [9].
  • Ольштын, Ольштынская ул., 1, +7 (4012) 64-46-35, 64-46-46, [10].
  • Амстердам, Литовский вал, 38, +7 (4012)35 33 06, [11]. гей-клуб
  • Жара, Ленинский пр–т, 30, +7 (4012)37 75 50, [12].

Название * Адрес Цены
Альбертина ГТ ул. Д. Бедного 13А от 1500р*
Вилла Северин ГТ ул.Ленинградская 9А от 1000р*
Гелиопарк Кайзерхоф 4* ул. Октябрьская 6А от 2600*
Дейма ул. Толстикова 15/2 от 800р*
Калининград 3* Ленинский пр 81 от 1900р*
Клавдия ГТ Павлова 21 от 1400р*
хостел "Education" ул. Томская 19 от 550р*
Котбус 3* ул. Колхозная 4А от 1600р*
Москва пр-т. Мира 19 от 1900р*
Навигатор Советский проспект 285 от 1200р*
Обертайх 3* ул. Верхнеозерная 11 от 3000р*
Обертайх-Люкс 4* ул. Гоголя 17 от 5000р*
Орион ГТ ул.Иванникова 8 от 1100р*
Пушкин Холл 3* ул. Достоевского 19 от 2700р*
Триумф Палас 5* Большевиcтский пер. 3 от 3800*
Фридрихсхофф ГТ ул. Чкалова 31A от 1700*
Чайка ул. Пугачева 13 от 3900р*
Юбилейный люкс ГТ ул. Университетская 2г от 2500р*
  • цены действительны на 02 мая 2010 года

  • Квартиры посуточно в Калининграде и Светлогорске (ИП Шаповалов Дмитрий Викторович), 236000 Калининград, ул.Курганская, 3 (одна из квартир посуточно), +79062340004. заезд: 12:00; выезд: 12:00. Описания и фотографии квартир посуточно в Калининграде и Светлогорске, форма онлайн бронирования квартир посуточно на ресурсе проекта [13] Кроме того ИП Шаповалов Д.В. предоставляет за плату своим жильцам автомобили в аренду .  изменить

Дёшево[править]

  • Дейма, ул. Толстикова, 15, (4012) 71-08-14. Расположена достаточно далеко от центра города.
  • Золотая бухта, ул. Б. Хмельницкого, 53, (4012) 44-58-78. заезд: Золотая бухта. Расположена недалеко от Южного вокзала.  изменить
  • KenigsbergHostel, ул. Носова, 26, +7 (4012) 93-55-27 (). выезд: 11:00—14:00. Небольшой, чистый, уютный хостел расположен в центре города. Персонал свободно владеет английским и всегда рад помочь. 13 EUR+(2,5 EUR по желанию).  изменить
  • Отель Навигатор, Советский проспект 285, (4012)566-222 (), [14]. выезд: 12:00. Интересный дизайн, чистые и уютные номера, хорошая сантехника. Есть вполне приличная сауна с гидромассажем. Однако отношение персонала на ресепшенс очень советское. Забавно, что горничные у них внимательнее и любезнее ресепшионистов. После освобождения номера нельзя оставить вещи в отеле. Как объяснил администратор, багаж можно оставлять в гостинице только в случае раннего приезда. Нам было предложено доплатить еще 700 рублей и оставить вещи в номере (Пришлось ехать на Южный вокзал - там есть камеры хранения). На автобусе №36 или маршрутке №76 от гостиницы до остановки "Зоопарк" - примерно 15 мин. Утром транспорт ходит каждые 5-7 мин. А вот вечером пришлось ждать минут 40 (в расписании автобусы есть, но они не ходят;поэтому чтобы добраться до гостиницы после 8-9 часов вечера, разуменее брать такси). У гостиницы останавливаются автобусы на Светлогорск и Зеленоградск (примерно каждые 20-30-40 мин, но точное расписание выяснить весьма проблематично).  изменить

  • Гостиница «Калининград», Ленинский пр, 81, [15]. Двухместный номер от 2000р.Завтраки оплачиваются дополнительно..  изменить
  • Гостиница «Москва», пр. Мира, 19, +7 (4012) 53-93-30. Двухместный номер от 2200р. Завтраки оплачиваются дополнительно..  изменить
  • Гостиница «Параисо», ул. Тургенева, д.32а., +7-4012-21-69-69 (), [16]. заезд: 14:00; выезд: 12:00. Двухместный номер от 1900р, проживание+завтраки.  изменить
  • Гостевой дом «Гламур», Верхнеозёрная ул, 2., +7 (4012) 53-80-20. Двухместный номер от 2000р, проживание+завтраки..  изменить
  • Гостиница «Фридрисхофф», ул. Чкалова, 31А. Двухместный номер от 2200р. Завтраки оплачиваются дополнительно..  изменить
  • Гостиница «Турист», ул. Невского, 53. Двухместный номер от 2050р. Проживание+завтраки..  изменить

Дорого[править]

  • Гостиница «Юбилейный Люкс», Университетская ул, 2Г, [17]. Двухместный номер от 2700р. Завтраки оплачиваются дополнительно..  изменить
  • Гостиница «Дона», М.Василевского пл., д.2., +7-4012-35-16-50 (), [18]. заезд: 14:00; выезд: 12:00. Двухместный номер от 2700р, проживание+завтраки.  изменить
  • Гостиница «Усадьба», п. Орловка, ул.Заречная, д. 8, +7-4012-38-48-50 (, fax: +7-4012-35–66–09), [19]. заезд: 14:00; выезд: 12:00. Двухместный номер от 2650р, проживание+завтраки. 7км. от города по дороге на Зеленоградск.  изменить
  • Гостиница «Обертайх», Верхнеозерная ул., 11, [20]. Двухместный номер от 2650р, проживание+завтраки.  изменить
  • Гостиница «Черепаха», Зоологический тупик, 10. Двухместный номер от 3600р, проживание+завтраки.  изменить
  • Гостиница «Триумф Палас», Большевистский пер., 3, [21]. Двухместный номер от 5400р, проживание+завтраки.  изменить
  • Гостевой дом «Вилла Севрин», Ленинградская ул., 9А. Двухместный номер от 2700р, проживание+завтраки.  изменить
  • Гостиница «Шкиперская», Октябрьская ул.. Двухместный номер от 2800р. Завтраки оплачиваются дополнительно.  изменить

Связь[править]

Остерегайтесь обращаться в турбюро King's Castle (Ленинский пр-т, 81, в здании гостиницы "Калиниград"). Там нам сообщили, например, что из Балтийска до Балтийской косы паром ходит 2 раза в сутки (в 8 утра и 5 вечера), а на самом деле оказалось, что он ходит каждые 2 часа (с 7.20 до 21.30)

Не обращайтесь в агентства недвижимости, которые предоставляют информационные услуги по поиску вариантов аренды квартир и требуют за свои услуги деньги вперед. Номера, предоставленные ими посредством СМС (после заключения договора и уплаты взноса), не актуальны: либо предполагаемый арендодатель не возьмет трубку, либо будет недоступен, либо квартира будет уже давно сдана. Обращайтесь в агентства недвижимости, которые возьмут с вас деньги после того, как вы посмотрите варианты, поговорите с хозяевами и заключите договор на аренду конкретной квартиры. Такие агентства берут 50 % от первого месяца проживания.

Окрестности[править]

Из Калининграда можно отправиться в курортные Светлогорск и Зеленоградск, посетить в составе организованной экскурсии национальный парк Куршская коса, которая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также в составе организованной экскурсии возможно посетить посёлок Янтарный, в котором находится ОАО «Калининградский янтарный комбинат», единственное предприятие в данном регионе по добыче и обработке янтаря. Интересны путешествия по малым городам Калининградской области и фортификационным сооружениям, находящимся недалеко от города.

Если у путешественника достаточно времени и он располагает средствами, для него может быть организован тур по приграничной территории Польше, поэтому на всякий случай следует взять с собой заграничный паспорт.

Эта статья является полной. В ней содержится много информации высокого качества, в том числе о достопримечательностях, гостиницах и ресторанах, информация о транспорте и развлечениях. Давайте попытаемся сделать статью звездойВперёд!

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты