Дагестан

Материал из Wikitravel

Дагестан находится на Северном Кавказе на побережье Каспийского моря.

Граничит с Чеченской республикой и Грузией на западе, Ставропольским краем и Калмыкией на севере, Азербайджаном на юге. На востоке берега республики омываются водами Каспийского моря.

Регионы[править]

Города[править]

Понять[править]

Язык[править]

Как добраться[править]

Транспорт[править]

Махачкала- столица Дагестана

Махачкала расположена на узкой полосе низменной равнины западного побережья Каспийского моря между горой Тарки-Тау и морем. Первое поселение на этой территории – Тарки-аул- известно уже с XV века как торговый центр, через который проходил караванный путь на город Дербент – один из древнейших городов мира. В середине XIX века на месте современной Махачкалы было заложено укрепление Петровское, названное так в память о пребывании в этих местах Петра I во время Персидского похода. Махачкала – один из живописных приморских городов Кавказа, имеющий своеобразные природные условия – горы, море, горячие минеральные источники. Сегодня Махачкала - это культурный, экономический и научный центр Юга России.

Дербент – самый древний город России Дербент старейший культурный центр Дагестана, горнило его духовной и материальной культуры, откуда распространялись искусство, художественное ремесло, письменность, ценности ислама. Сочетание уникальных памятников истории, архитектуры археологии с великолепием природных ландшафтов и благоприятным климатом придают всему региону значение крупного центра отечественного и международного туризма.

Город расположен на западном побережье Каспийского моря, где горы Кавказа почти вплотную подходят к берегу, оставляя лишь узкую полосу равнины шириной около трех километров. Здесь, в одном из его самых стратегически важных и географически удобных мест, более 5000 лет назад возникло первое поселение на месте нынешнего Дербента. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включает в себя комплекс каменных фортификационных сооружений VI века с крепостью Нарын-кала, городскими стенами, системой горной оборонительной стены, протяженностью более 40 километров, Джума-мечеть VIII века, надземные бани, древние кладбища, сохранившимися надгробиями 8-9 веков, система водоснабжения (водопроводы, водяные цистерны VII-VIII веков) другие гражданские сооружения.

Крепость Нарын-Кала – музей под открытым небом Цитадель «Нарын - Кала» Драгоценным алмазом в сокровищнице дербентского наследия является архитектурный ансамбль- цитадель «Нарын-кала». Она расположена в северо- восточной части вершины дербентского холма, возвышающейся на 340 метров над уровнем моря и занимает площадь около 4,5 га. В плане она представляет неправильный многоугольник, размеры которого с запада на восток достигает 200 м, с юга на север- 220 м. Стены цитадели толщиной 2,5- 3,5 м, а высотой местами достигают 15- 20 м. Крепость укреплена с северо- запада небольшими башнеобразными выступами, а с юга и юго- запада- квадратными башнями.

На территории цитадели находятся великолепные памятники зодчества, относящиеся к разным периодам развития города: крестово-купольный христианский храм 4-5 в.н.э. (формы и конструктивные особенности которого совпадают с христианским памятником 5в. в итальянском городе Равенна); развалины семи дворцовых комплексов албанского (античного), Сасанидского и арабского периодов, водохранилище 11 в., зиндан 12-14 вв., ханские бани 17 в., ханский дворец 18 в., ханская канцелярия 18 в., гауптвахта 19 в. Особый интерес вызывают также сами стены цитадели, крепостные ворота и идущая вдоль южной крепостной стены лестница.

Кала-Корейш

Крепость курейшитов, которая сыграла значительную роль в истории Дагестана как крупный административно-политический , культурный и идеологический центр средневековой эпохи (XX-XVII вв.), остатки крепости расположены недалеко от селения Уркарах Дахадаевского района.

Из поколения в поколения передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Курайш – мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Муххамед.

Кубачи

Аул Кубачи необычен своим расположением и архитектурой. Каменные каскады саклей, порожистые уступы, сбегающие вниз, напоминают водопад.

На первый взгляд, аул представляется одной исполинской саклей в несколько десятков ступенчатых этажей. В нем трудно найти взглядом отдельные сакли, все они срослись в одно сооружение, нагромождены одна на другую.

Кубачи известно не только своей экзотикой. Веками здесь вырабатывалась своя техника насечки и чеканки по драгоценным металлам. Кубачинские мастера умеют превращать золото и серебро в изысканные предметы необычайно тонкой работы с причудливым переплетением линий, узоров и невиданных цветов.

Изделия кубачинцев – оружие, медная и серебряная утварь – еще в средние века вывозились не только в соседние области, но и в страны Ближнего Востока.

Комнаты кубачинцев – настоящие музеи. Здесь собраны уникальные произведения местного производства (бронзовые котлы, оружие, предмета быта). Изделия златокузнецов – кувшины, тарелки, коньячные наборы, чайные сервизы, кинжалы, сабли, женские украшения – все это и другое можно приобрести здесь, в прославленном ауле Кубачи.

Самурский лес

Жемчужина Южного Дагестана – Самур, излюбленное место отдыха туристов.

В дельте Самура находится единственный в России субтропический лиановый лес. Огромные деревья , высокая, доходящая до пояса трава – и всё это перевито вечно зелеными лианами. В Самурском лесу растут граб, дуб, ольха, тополь, клён, грецкий орех, ясень, и рядом яблоня, груша, мушмула, кизил, фундук и многое другое. Встречаются деревья гиганты- платаны и пробковые деревья. Река Самур богата рыбой – кутум. На берегу моря имеются отличные места для отдыха. Прямо к песчаному берегу подходит густой лес, рядом – чистая родниковая вода.

Почти 2 тысячи гектаров леса дельты Самура уже ряд лет считается Самурским государственным природным заказником Федерального значения. Большую ценность представляют лиановые леса с их фауной, нерестилищами ценных пород рыб и местами гнездования многих птиц.

Гуниб

Гуниб – одно из красивейших мест в республике. По климатически условиям он не уступает Давосу (Швейцария) и превосходит Теберду (Карачаево-Черкесия) и Абастумани (Грузия). Мягкий субальпийский климат, живописная природа, чистый воздух, обилие солнца, отсутствие ветров необыкновенно бодряще действуют на человека.

Гунибское плато площадью 50 кв. км. напоминает высоко приподнятый, отрезанный от внешнего мира отвесными обрывами остров. Оно покрыто сосновыми лесами. Встречаются густые заросли третичной реликтовой березы Радде. Это очень редкий вид березы – он сохранился в таком количестве только в Гунибе и еще в нескольких местах Кавказа. Склоны гор одеты ярким ковром субальпийских лугов.

В Гунибе расположен пансионат «Радде», где весной и летом отдыхают больные бронхиальной астмой, а также турбаза «Орлиное гнездо».

«Кто не посетил Гуниб, - говорят в народе, - тот не был в Дагестане».

В селении Кегер до сих пор сохранились солнечные часы, которыми горцы пользовались 250 лет назад.

Бархан Сары-Кум Севернее Махачкалы (20 км.) у подножия Кумторкалинского хребта, возвышается удивительное чудо природы-крупнейший в Европе песчаный бархан Сары-Кум (высота 252 м.). Лишь в Сахаре барханы выше. Будто чьи-то чудесные руки перенесли в Дагестан этот сказочный уголок пустыни с соответствующей флорой и фауной. Ботаники насчитывают здесь около 300 видов растений, в том числе редких. Несмотря на то, что песок Сары-Кума – ценное и легкодоступное сырье, люди смогли уберечь это чудо Кавказа от уничтожения.

Тобот

Тобот – водопад на одноименной реке, притоке Аварского Койсу. Расположен на Хунзахском плато северо-восточнее селения Хунзах. Вода отвесно падает на дно каньона единой струей. И только внизу ствол водопада несколько распыляется, образуя водяное облако. Мириады мельчайших брызг поднимаются со дна каньона вверх и сверкают на солнце всеми цветами радуги. От подножья Тобота река образует каскад порогов , продолжая расширять и углублять каньон. Наиболее мощным водопад выглядит в мае-июне, в период таяния снегов и максимальных осадков. В суровые зимы Тобот выглядит огромной . полой внутри сосулькой, напоминающей сталагмит. Водопад включен в перечень уникальных природных памятников горного Дагестана.

Пляж

Дагестан омывается водами Каспийского моря, которое является самым большим озером в мире. Общая протяженность морского песчаного побережья Каспия составляет 530 км. Мягкий песок, теплое море, ионизированный воздух создают уникальные условия для отдыха. Купальный сезон на дагестанском побережье Каспия длится до 140 дней, а солнечных дней в году – 270. Территория Дагестана выгодно отличается не только своими климатическими условиями, но и минеральными водами и лечебными грязями различного состава.

Гора Аддала

Аддала-Шухгельмеэр – третья по высоте вершина Дагестана. Высшая точка достигает 4151 м. Вершина горы как бы стягивает к себе шесть гребней. С высоты орлиного полета массив горы напоминает звезду. Самое ценное, что есть у Аддалы – ее ледники. Оледенение горы просто уникально для сухого, континентального климата горного Дагестана. Непосредственно с Аддалы стекают 7 ледников. С 1892 года гора известна альпинистам Европы, здесь проложен ряд альпинистских маршрутов.

Сулакский каньон Замечательным и величественным творением природы в Дагестане является Сулакский каньон. Каньон начинается в том месте, где река Сулак, стремясь на север, рассекает горы и отделяет Салатау от Гимринского хребта. Она пропилила толщи известняков и песчаников на протяжении 53 км. Каньон этот поражает своей грандиозностью и напоминает знаменитый каньон реки Колорадо в Северной Америке. По своей глубине (1920 м) Сулакский каньон значительно превосходит каньон Колорадо.

Он состоит из трех отдельных каньонов, между которыми чередуются небольшие расширения. Самый большой, длиной 18 км, называемый главным каньоном, превосходит по размеру следующие за ним Чиркейский и Миатлинский каньоны. Склоны главного каньона местами пересечены висячими балками. Наибольшая глубина этой части каньона достигает 1900 м при ширине 3,5 км, а внизу, у самого водохранилища, — от 20 до 45 м. Склоны очень крутые, почти неприступные и образуют местами скалистые обрывы высотой 200–300 м, а иногда 600–800 м, прерываемые кое-где структурными террасообразными уступами.

Интереснейший памятник природы — Сулакский каньон, и возникшее здесь огромное водохранилище стали местами паломничества туристов и краеведов.

Эоловый город

«Эоловый город» расположен на южном склоне одного из отрогов хребта Карасырт, отделяющего Внутригорный Дагестан от Предгорного в верховьях реки Корчагсу, правого притока реки Рубасчай, в Хивском районе, в окрестностях аула Куг. Здесь на площади почти 3 км2 на сравнительно ровном месте, поросшем густыми труднопроходимыми кустарниками и деревьями, возвышаются оригинальные по форме останцы в виде башен, столбов, разнообразные по своему виду арки, каменные грибы самой причудливой формы. Кроме того, здесь наблюдаются широкие и глубокие карри, простирающиеся вниз по склону, множество пещер, трещин, воронок и т. п. От главной пещеры расходится много ответвлений, образуя сложный лабиринт, достигающий 100 м длины. Все эти причудливые формы рельефа являются результатом работы ветра и воды. Поэтому останцы и называются эоловыми (по имени Эола — бога ветров древнегреческой мифологии).

Гора Шалбуздаг Гора Шалбуздаг является одной из высочайших вершин юго-восточной части Главного Кавказского хребта. Она вздымается на высоту 4150 м над уровнем моря. Шалбуздаг считается священной горой мусульман и является местом паломничества мусульман со всей России и из зарубежья.

Отличительной особенностью Шалбуздага, в сравнении с другими высочайшими вершинами нашей республики, является то, что она расположена как бы особняком, вздымаясь одинокой пирамидой, увенчанной зубчатой вершиной. Благодаря такому расположению Шалбуздаг производит впечатление самой высокой вершины в этой части Дагестана, хотя соседние вершины Базардюзю и Шахдаг фактически выше. Почти правильная конусообразная вершина Шалбуздага своими очертаниями напоминает вулкан.

С вершин горы открывается изумительная панорама Восточной части Главного Кавказского хребта. В ясную погоду видны ледяные шапки Базардюзю, Шахдага, Богосского массива, Дюльтыдага и других вершин. Внизу, в долине реки Самур, виднеются многочисленные аулы, утопающие в зелени садов, а далеко на востоке видна полоса голубого Каспия.

Карадахская теснина

Среди уникальных памятников природы Дагестана особенно выделяется Карадахская теснина, которую называют «Воротами чудес». Об этом интересном уголке природы нашего края знают немногие, поэтому редко ее и посещают. Расположена теснина между Гунибским и Хунзахским районами.

Кажется, что вы находитесь в узкой пещере или в туннеле, ибо вас окружает почти сплошная темнота. Общая длина теснины составляет около 400 м, максимальная высота достигает 160–170 м, при ширине не более 2–4 м. Стены теснины настолько сглажены водой, что порою кажутся отполированными. Вверху они сильно сближены, а кое-где даже сомкнуты. В трех местах заметны большие валуны, плотно застрявшие между двумя стенами. Поэтому не случайно аварцы называют теснину не иначе как «темное ущелье». Летом здесь прохладно и такая тишина, что слышно журчание речки. В таинственной и мрачной тишине слышен даже довольно отдаленный шум, а тихий говор отдается глухим эхом в глубине теснины.

Пещеры Дагестана

Общеизвестно, что с распространением карбонатных пород связано образование специфических форм рельефа, выраженных такими карстовыми явлениями, как пещеры, карры, трещины, карстовые воронки, колодцы, шахты и т. д.

Систематическим изучением пещер Дагестана стали заниматься с 1965 года студенты географического факультета Дагпединститута под руководством доцентов А. Г. Мусина и М. К. Казанбиева. В результате собранного ими материала можно дать более полную характеристику многим пещерам Дагестана.

Широкой известностью в Дагестане пользуется пещера Дюрк, расположенная на северо-восточной окраине аула Хустиль Табасаранского района. Она находится на отвесном склоне небольшого горного отрога, почти на 400-метровой высоте над долиной реки. К пещере проложена очень узкая тропинка, спуск к ней осуществляется по шатким деревянным лестницам, а также по (примитивным) каменным ступеням. Пещера состоит из двух залов, расположенных друг над другом. Общая протяженность их со ставляет почти 30 м.

Значительный интерес представляют Карабудахкентские пещеры, расположенные на левом берегу реки Манасозень, на склонах куполовидного поднятия Эльдамо. Здесь известны три довольно большие пещеры. Наибольшая из них имеет длину около 125 м и состоит из восьми залов (гротов), соединяющихся между собой узкими проходами. Вторая простирается почти на 100 м, а третья значительно меньше, причем в последней пещере с потолка свисают разноцветные сталактиты.

Широко известен ряд пещер и в окрестностях Дербента, на левом склоне ущелий Блюккаф. Эти пещеры состоят из нескольких гротов, с потолка которых свисают сталактиты, а с пола поднимаются сталагмиты, являющиеся довольно редким явлением в пещерах Дагестана. Гроты имеют почти цилиндрическую форму, а в центральной их части расположены колодцы, где постепенно накапливается чистая вода.

Значительное распространение имеют пещеры и в Хунзахском районе. Особенно много пещер на склонах Цолотлинского каньона, глубоко вдающегося в плато. Широкой известностью в Дагестане пользуются огромная пещера «Ян Тау» близ Цудахара, пещеры у сел. Аркас Буйнакского района, пещера «Бахарган» у сел. Риквани, пещеры у аулов Кубачи, Чох, Чирката, Келеб, Акуша, Кумух, Урма, Леваши, Анчих, Ашильта, Согратль и др.

В некоторых пещерах Дагестана известны отложения высоко ценимого в медицине мумие. Ряд пещер нашей республики дают возможность ознакомиться с наскальными изображениями, оставленными их древними обитателями.

Гунибская крепость

В живописном селении Нижний Гуниб сохранились остатки русской крепости времён Кавказкой войны. Крепостные стены огибает выступ плато. Сохранились крепостные стены, здание комендатуры и памятник на могиле солдат Апшеронского полка, павших при осаде отряда Шамиля. В Верхнем Гунибе - развалины селения, где 25 августа 1859 г. произошло пленение Шамиль. На этом месте возведена ротонда. В окрестностях Гуниба расположены аулы Чох, Обох, Мегеб, Согратль, Гамсутль с характерной террасообразной плотной застройкой. Природа этого района сохраняется в ботаническом саду "Гунибское плато".

Крепость "Семи братьев" На расстоянии 3-4 км от Хучни, административного центра Табасаранского р-на, на возвышенности, сохранились остатки крепости известной под названием "Крепость Семи братьев" которая датируется XVII веком.

В горах немало крепостных сооружений, башен и т.п., но крепость с. Хучни выгодно отличается от них. Прежде всего, в горах оборонительные сооружения построены либо из огромных, почти необработанных глыб, либо из небольших тесаных камней (иногда оба способа сочетаются) без применения цементного или известкового раствора. А кладка стен Хучнинской крепости сделана на связующем растворе правильными рядами. Длина стены крепости, обращенная в сторону Хучни, примерно 50м, ширина обеих боковых ее стен около 25 м, толщина около 2-2,5 м.

По четырем углам крепости выстроены угловые башни. Они сплошь заполнены землей. Стены до сих пор в хорошей сохранности, крепки, имеют бойницы. Крепость расположена на выступе горы, у самого ущелья. Подойти к ней можно только с севера, но эта сторона хорошо просматривалась и простреливалась. Впрочем, из крепости во все стороны хороший, далекий обзор. Расположена она так, что контролирует пути в Верхний Табасаран, в Кайтаг и стратегически связана с конечным отрезком Дербентского оборонительного комплекса. По склонам ниже крепости, по-видимому, когда-то было расположено поселение: там до сих пор сохранились следы кладбища и строений. Скорее всего, оно было связано хронологически с функционированием крепости.

Санжинские наскальные изображения Санжинские наскальные изображения – памятник древнего искусства народов Дагестана. Изображения датируются IV – I тыс. до н.э. Памятник находится на расстоянии 16 км к югу от райцентра Дахадаевского района с. Уркарах и в 1 км к юго-западу от заброшенного сел. Санжи на правой стороне ущелья р. Улучай на лесистом склоне. Среди сюжетов наскальной живописи представлены всадники, люди, безоаровые козы, олени, лошади, собаки, солярные символы, точечные и четырехугольные знаки. В целом, преобладают изображения животных. Некоторые изображения образуют композиции, например, сцена охоты всадников на козлов, оленей, и т.п. Изображения нанесены на поверхность скалы посредством минеральной краски – охры красных, оранжевых и желтоватых тонов, выходы которой имеются тут же в скалах. Изучение этих изображений весьма важно для реконструкции хозяйства, религиозных представлений и обрядности населения Дагестана эпохи бронзы и раннего железного веков.

Боевые и сторожевые башни Дагестана Бесконечные набеги и войны вынуждали жителей Дагестана строить боевые, и сторожевые башни. Они разбросаны по всему Нагорному Дагестану. Именно в Дагестане башенная архитектура достигла наивысшего развития. Особенно это проявилось в архитектонике боевых башен, которые являются вершиной средневекового зодчества. Боевые башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом. Сторожевые возводились в горном Дагестане таким образом, чтобы имелась возможность контролировать все ключевые перевалы, дороги и горные тропы. Эти укрепления составляли единую систему сторожевых сооружений.

Самые древние сохранившиеся башни - боевая (XVII века) в ауле Ицари и сторожевая (XVIII века) в ауле Корода. Боевая башня в с. Ицари Дахадаевского района в настоящее время является наиболее крупной из сохранившихся круглых башен на Северном Кавказе. Она представляет собой сужающееся кверху конусообразное сооружение с примерной датировкой 14 века. Основное предназначение башни - оборонительное: она была построена для борьбы, как с иноземными захватчиками, так и соседними племенами. Одновременно башня служила также в качестве сигнальной и сторожевой.

Несколько сигнальных башен высятся и над перевалом в скалистом отроге Богоса близ аулов Хуштада и Тиндинага.

Старинные башни Дагестана - молчаливые и величественные свидетели бурных событий истории горного края.

Чем заняться[править]

Маршруты[править]

"Экскурсионные маршруты по Республике Дагестан" Обзорные и Экологические экскурсии г.Махачкала Обзорная экскурсия - приезд туристов - осмотр города со смотровой площадки горы Тарки-тау - краеведческий музей на площади им. Ленина - посещение музея изобразительных искусств - обед в кафе города - катание на ледяном катке к/т России - прогулка по Родобскому бульвару - купание на городском пляже г. Махачкала - отъезд туристов

Самурский лес Экологическая экскурсия - приезд туристов - красивая природа субтропиков - обзорная экскурсия по форелевому хозяйству - обед на природе (готовится туристами из привезенных ими продуктов) - купание на берегу моря - отъезд туристов

Бархан Сары-Кум и Сулакский каньон Обзорная экскурсия - приезд туристов - обзорная экскурсия на бархан Сары-Кум - знакомство с с.Кумторкала - отдых у реки Шура-Озень - обед в лагере «Чайка» - панорамный обзор каньона - обзор водохранилища и реки Сулак, а также прилегающих окрестностей - прогулка на катере по желанию (оплачивается дополнительно) - отъезд туристов

Этнографические и Исторические экскурсии г.Дербент Историческая экскурсия - приезд туристов - экскурсия на крепость Нарын-Кала - обзор древних кладбищ - Джума мечеть - музей «армянская церковь» - обед в кафе - отъезд туристов

Хучнинский водопад Экологическая экскурсия - приезд туристов - обзор водопада - обед на природе (готовится туристами из привезённых ими продуктов) или в кафе с.Хучни Историческая экскурсия - крепость семи братьев Этнографическая экскурсия - табасаранская ковровая фабрика - отъезд туристов

с.Гуниб Историческая экскурсия - приезд туристов - Обзорная экскурсия Гидроэлектростанции - обзорная экскурсия мемориального комплекса «Ватан» - посещение музея боевой славы - восхождение к мемориальному комплексу «Белые журавли» - обед на природе (готовится туристами из привезенных ими продуктов) или в кафе с.Гуниб - смотровая площадка - беседка Шамиля - царская поляна - отъезд туристов

с.Хунзах Историческая экскурсия - приезд туристов - музей с.Хунзах - дом музей Гамзата Цадасы - обед на природе (готовится туристами из привезенных ими продуктов) или на турбазе «Матлас» - Хунзахские водопады «Тобот» - Хунзахская крепость - Хунзахское плато с.Гоцатль Этнографическая экскурсия - гоцатлинские серебряные изделия - отъезд туристов

Дахадаевский район (Кала-Корейш) Историческая экскурсия - приезд туристов - экскурсия по историческим местам - обед в лагере «Уркарах» - осмотр крепости Кала-Корейш - посещение древней мечети - отъезд туристов

Дахадаевский район (с.Кубачи) Этнографическая экскурсия - приезд туристов - экскурсия по историческим местам - обзорная экскурсия по Кубачинскому комбинату серебряных изделий - обед в лагере «Уркарах» - осмотр музея в с.Кубачи - экскурсия по оборонительной башни в с.Кубачи

Акушинский район (с.Балхар) Этнографическая экскурсия - приезд туристов - экскурсия по с.Балхар - экскурсия по комбинату гончарных промыслов - возможен мастер класс - обед на природе (готовится туристами из привезенных ими продуктов) - отъезд туристов

Еда[править]

Ночная жизнь[править]

Окрестности[править]

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты