Будапешт

Материал из Wikitravel

Содержание

Парламент - один из символов Будапешта.

Будапешт — столица Венгрии. В 1873 г. города Пешт (венг. Pest), на восточной стороне реки Дунай, Буда (венг. Buda) и Обуда (венг. Óbuda), оба на западной стороне реки, объединились в город под названием Будапешт.

Понять[править]

История[править]

В I веке до н. э. на месте Будапешта существовало кельтское поселение Ак-Инк, которое было торговым и ремесленным центром. После прихода римлян в 89 году н. э. территория была включена в римскую провинцию Паннония. В 106 Ак-Инк переименовали в Аквинкум и сделали административным центром. В городе размещался римский гарнизон и насчитывалось около 20 тыс. жителей. До настоящего времени сохранился археологический парк: развалины общественных зданий, частные дома и акведук. До IV века Аквинкум был столицей провинции Нижняя Паннония. В городе стоял римский легион Legio II Adiutrix.

К 450 году римляне были вытеснены остготами и гуннами, и Паннония стала центром гуннской империи.

Современный Пешт назывался Contra Aquincum (Против Аквинкума) и был небольшим населённым пунктом. Слово «Пешт» или «Пешта» происходит из тюркского языка. Город был основан во времена хана Крума (796—814 гг.). Затем на месте современного Будапешта проживали славянские племена и авары.

Примерно в 895 году на Дунай пришли венгерские племена (мадьяры), Аквинкум был переименован в Буду (позднее в Обуду — Старую Буду) и стал первым политическим центром Венгрии. Столетием позже было провозглашено Венгерское государство.

В XII веке. возникли поселения на левом берегу Дуная — Пеште. В городе появились переселенцы из Германии и Франции.

В результате монгольского нашествия в 1241 Буда и Пешт были разорены. После этого в 1247 году король Бела IV на Крепостной горе выстроил укреплённый королевский замок — Буду. В 1361 Буда была провозглашена столицей Венгерского королевства.

В 1473 году в городе была отпечатана первая венгерская книга.

В 1541 году Буда и Пешт были оккупированы турками. Начался упадок города и уменьшение его населения. В Буде находилась резиденция турецкого паши, город был столицей вилайета. Только в 1686 г. Будайскую крепость удалось взять штурмом после почти 40 дней осады. Город был освобождён австрийскими войсками под руководством Евгения Савойского из под власти Османской империи и присоединен к владениям Габсбургов. В XVIII веке началось бурное развитие Пешта как торгового центра. К 1800 г. население Пешта превышало население Буды и Обуды, вместе взятых. В следующем веке население Пешта выросло в 20 раз и составляло 600 тыс. человек, в то время как население Буды и Обуды выросло лишь в 5 раз. Объединение трёх городов впервые было предпринято во время революции 1848—1849 гг. Однако реставрация Габсбургов после поражения революции вновь повлекла разделение. Окончательное объединение трёх городов в один под названием Будапешт произошло 17 ноября 1873 г. после образования отдельного венгерского королевского правительства (Австро-Венгерский компромисс). Город начал бурно развиваться. В 1896 году в Будапеште прошло широкомасштабное празднование 1000-летия обретения венграми Родины. В 1900 г. население объединённого города составляло 730 тыс. человек.

В середине XIX века начали развиваться венгерские железные дороги. От Буды и Пешта линии расходились по всем направлениям — к Северной Европе, Вене, на Балканы и Карпаты.

В 1873 улицы города стали освещать электрическими фонарями, в 1887 в городе появились трамваи, в 1885 — городской телефон, а в 1896 — первое метро на европейском континенте.

В 1918 страна была провозглашена республикой, в 1919 — Советской Республикой. Затем к власти в Венгрии пришёл адмирал Миклош Хорти, объявленный регентом. В начале XX века основной прирост населения происходил в пригородах, таких как Уйпешт и Кишпешт. К 1930 году население города составляло около 1 млн человек, а население пригородов — около 400 тыс. После отстранения Хорти от власти, в марте 1944 г. Будапешт был оккупирован германскими войсками. Позже город осадила Красная армия, осада продолжалась 102 дня, центральные районы города в ходе боев превратились в руины. 13 февраля 1945 г. Будапешт был взят штурмом, были уничтожены все мосты и четверть всех строений. Около 38 000 чел. погибло в этой битве. Большая часть еврейского населения Будапешта (250 тыс. чел. до оккупации) была уничтожена во время Холокоста. Известна история шведского дипломата Рауля Валенберга, спасшего в Будапеште множество евреев.

В послевоенное время, 1 января 1950 площадь города была существенно расширена. Был образован Большой Будапешт. Восстановление города продолжалось в 1950—1960 гг. Во время восстания в октябре 1956 в Венгрию были введены советские войска, остававшиеся там до падения коммунистического режима.

Районы города[править]

План районов Будапешта
  • Район I — это небольшая часть центральной Буды (западная), включаю Будайскую крепость.
  • Район II — также часть Буды (северо-восток)
  • Район III — простирается вдоль северной части Буды
  • Район IV — находится в Пеште (восточная и северная части)
  • Район V — находится в самом центре Пешта
  • Районы VI, VII, VIII и IX — находятся к востоку и югу
  • Район X — расположен ещё восточнее, также в Пеште
  • Районы XI и XII — расположены в Буде, к северу.
  • Районы XIII, XIV, XV, XVI, XVII, XVIII, XIX и XX (в основном, внешние части города) — образуют полукруг в южной части Будапешта
  • Район XXI — простирается в направлении Дуная (северная оконечность острова Чепель) в южную сторону
  • Район XXII — находится на юго-западе Буды
  • Район XXIII — это южная окраина Пешта

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Будапештский международный аэропорт Ферихедь имеет 3 пассажирских терминала. Аэропорт расположен к востоку от XVIII района. Аэропорт был открыт 7 мая 1950 года. Вначале длина взлётной полосы составляла 2500 м, а в 1961 была увеличена до 3010 м. В 1985 был открыт новый терминал и построена вторая взлётная полоса длиной 3706 м. Венгерская авиакомпания «Малев» (Malév) в 2003 г. начала менять свой воздушный флот.

Tакси[править]

  • TaxiCab, Фиксированные цены Multilanguage: www.taxibudapest.eu +36/70/645-4444 [1]
  • 6x6 Taxi, [2] +36-1 266-6666.
  • Budapest Taxi, [3] +36-1 433-3333.
  • Budataxi, [4] +36-1 233-3333.
  • City Taxi, [5] +36-1 211-1111.
  • Főtaxi, [6] +36-1 222-2222.
  • Mobil Taxi, [7] +36-1 333-1757.
  • Radio Taxi, [8] +36-1 777-7777.
  • Taxi 2000, [9]+36-1 200-0000.
  • Taxi Plus, [10] +36-1 888-8000.
  • Tele 5 Taxi, [11] +36-1 555-5555.

На поезде[править]

Железнодорожные перевозки осуществляются, в основном, Венгерскими государственными железными дорогами (MÁV). В Будапеште расположены три железнодорожных вокзала: Восточный вокзал «Келети», Западный вокзал «Нюгати» и южный вокзал «Дели». Здание вокзала «Нюгати» построено по проекту Густава Эйфеля. Будапешт являлся одной из главных станций Восточного экспресса. Кроме того, существуют пригородные поезда HÉV.

На автомобиле[править]

В Будапешт ведут основные автомагистрали Венгрии. Из четырёх автострад и четырёх автодорог (кроме восьмой) семь начинаются в Будапеште. Дорожные знаки совпадают с дорожными знаками во всех других странах ЕС. Между 1990 и 1994 годами было произведено переименование городских улиц, были возвращены имена, существовавшие с конца XIX века. В период коммунистического режима многие улицы имели идеологизированные названия.

На автобусе[править]

Междугородные автобусы прибывают на автовокзал «Неплигет», к мосту Арпада и на площадь Этеле в Буде. На автовокзал «Неплигет» также прибывают и международные рейсы (например, из Вены).

На корабле[править]

Через Будапешт протекает река Дунай — одна из основных водных артерий Европы. По реке осуществляется навигация. На острове Чепель расположен торговый порт. В самом Будапеште развит прогулочный водный транспорт. Довольно распространены речные трамвайчики типа «Москва» советского производства.

Транспорт[править]

Budapest Metro Map.PNG

В основном, общественный транспорт Будапешта принадлежит компании BKV. Сеть общественного движения состоит из 180 автобусных маршрутов, троллейбусных, 29 трамвайных и трёх линий метро. Все линии метро пересекаются на станции «Деак Ференц тер». Будапештское метро является старейшим на Европейском континенте. Первая линия была проложена под проспектом Андраши от площади Вёрёшмарти до Площади Героев. Эта линия функционирует и в настоящее время (жёлтая линия — Площадь Вёрёшмарти — проспект Мехико). По линии ходят поезда, стилизованные под старину. На других линиях используются поезда российского производства (Мытищинского завода). Трамвайные линии в Будапеште являются самыми загруженными в мире. Интервал в час пик составляет 60 — 90 сек. В Будапеште самые длинные трамваи в мире — сочленённые низкопольные трамваи типа Combino Supra. Длина одного такого трамвая — 53,9 метров. Всего было заказано сорок таких трамваев. Специальный транспорт включает фуникулёр, зубчатую железную дорогу и детскую железную дорогу. Будайский фуникулёр поднимается от подножия холма, от площади Адама Кларка у Цепного моста до крепости. Длина пути — 100 м. Разница в высоте между нижней и верхней станцией составляет 48 м. Фуникулёр был построен по инициативе графа Эдена Сечени и сдан в эксплуатацию 2 мая 1870 г. Вначале вагоны приводились в движение паровым двигателем.

Достопримечательности Будапешта на берегу Дуная, Будайская крепость и проспект Андраши включены в список мирового наследия Юнеско.

Проспект Андраши(Andrássy út)[править]

Проспект Андраши в 1896 г.
Скульптура вождя венгров Арпада

Проспект Андраши является наиболее представительной улицей Будапешта. Он соединяет Площадь Эржебеты (Erzsébet tér) с площадью Героев (Hősök tere) и с городским парком; на проспекте много зданий в стиле неоренессанс, одним из самых ярких примеров которого является Оперный театр, который был построен по проекту архитектора Миклоша Ибла и открыт в 1884 г. Строительство проспекта было начато в 1872 г. и было завершено, в основном, к 1884 г. В 1885 г. проспект был назван именем премьер-министра Дьюлы Андраши. Проспект внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Музей почты
  • Венгерская государственная опера
  • Дом Дрешлера
  • Площадь Ференца Листа
  • Площадь Мора Йокаи (Jókai Mór tér)
  • Площадь Октогон
  • Дом террора — музей, посвящённый сравнению двух тоталитарных режимов — фашистского и коммунистического
  • Мемориал Ференца Листа и старая Консерватория
  • Мемориальный дом Золтана Кодаи
  • Театр кукол
  • Старый дворец искусства
  • Институт изобразительного искусства
  • Музей искусства Азии
  • Площадь героев (Hősök tere)

Будайская крепость (Крепостной район).[править]

В этом районе расположены Королевский дворец, Национальная галерея, Национальная библиотека, собор Матяша, Рыбацкий бастион, лабиринт, чумная колонна и фуникулёр. Фасад Королевского дворца протянулся вдоль Дуная, его длина составляет 300 м. В южной части дворца находится крыло Марии-Терезии, построенное в стиле барокко. Дворец был повреждён во время Второй мировой войны, после восстановления в нём была открыта Национальная галерея. Собор Матяша также пострадал во время Второй мировой войны. Его готическая башня и крыша, покрытая черепицей «Жолнаи», и Рыбацкий бастион являются самыми фотографируемыми объектами города. Рыбацкий бастион, несмотря на название, никогда не использовался как оборонительное сооружение. Он был построен в неороманском стиле в конце XIX века для отдыха горожан.

Городской парк[править]

Купальни Сечени. Открытый бассейн

В парке расположены купальни Сечени, замок Вайдахуняд, зоопарк, цирк и парк развлечений. Комплекс зданий под названием «Замок Вайдахуняд» был построен в 1896 году, к 1000-летию Обретения родины венграми. Сначала он был возведён из дерева, но так понравился горожанам, что позже, в 1904—1908 гг. был перестроен в камне. Комплекс состоит из 21 копии зданий из разных концов Венгрии, представляющих разные архитектурные стили, в том числе замка семейства Хуняди из Трансильвании, от которого комплекс и получил своё название. Купальни «Сечени» (Széchenyi-gyógyfürdő) являются крупнейшими в Европе. Вода поступает из двух горячих минеральных источников с температурой 74 °C и 77 °C. Купальни были построены в 1913 г. в стиле необарокко.

Набережная Дуная[править]

На набережной находятся интересные здания, такие как концертный зал «Вигадо», дворец Грэшем (ныне гостиница «Four Seasons»), статуя девочки в карнавальном костюме. Здание Вигадо является вторым по размерам концертным залом Будапешта. Построено по проекту архитектора Фридеша Фезля в 1859 г. Зал «Вигадо» построен на месте другого концертного зала, уничтоженного во время пожара в 1848 г. Здание было серьёзно повреждено во время Второй мировой войны. Восстановление заняло 36 лет. В 2006 г. был отреставрирован фасад. Пештская панорама Дуная внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гора Геллерт[править]

Стоит обратить внимание на купальни гостиницы «Геллерт», памятник Геллерту, часовню в пещере, Цитадель и памятник Свободы. Изначально памятник был посвящен освобождению Будапешта Советской Армией. В начале 90-х годов XX века фигура воина-освободителя была удалена из композиции.
Гора названа в честь Св. Герарда Венгерского (св. Геллерта) (ок 977, Венеция — 1046, Будапешт), крестившего венгров, и убитого варварским способом: он был сброшен с вышеупомянутой горы в бочке, утыканной гвоздями и утоплен в Дунае. Купальни «Геллерт» были построены в 1912—1918 гг. в стиле Сецессион (арт нуово). Купальни включают бассейны с горячей минеральной водой и сауны. В открытом бассейне каждые 10 минут создаются искусственные волны. Доступны медицинские услуги и лечебный массаж.

Центральный рынок и Мост Свободы[править]

Мост свободы

Центральный рынок (Nagycsarnok) находится в IX районе и является крупнейшим рынком города. На рынке можно найти большой выбор овощей, фруктов, сыра и мяса. Крыша была отреставрирована и выложена черепицей Жолнаи.

Мост Свободы (Szabadság híd) ведёт из Пешта к подножью горы Геллерт в Буде — от площади Геллерта к зданию центрального рынка. Мост был построен в 1896 г. по проекту Яноша Фекетехази. Мост — цепного типа. Мост был открыт в присутствии императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа и назван его именем. Длина моста — 336 м, ширина — 20 м.

Площадь героев[править]

Площадь героев (Hősök tere) является одной из главных площадей города. Она находится в конце проспекта Андраши, рядом с Городским парком. Площадь обрамляют два здания: Музей изобразительных искусств слева и Выставочный зал справа. На площади находится посольство Сербии (прежде — посольство Югославии, где в 1956 г. укрывался руководитель восстания Имре Надь). Центральную часть площади занимает Мемориал 1000-летия обретения родины со статуями руководителей Венгрии начиная с IX века и др. значительных деятелей венгерской истории. Монумент был заложен в 1896 г. и завершён в 1929 г. Длина колоннад — 85 м. Высота центральной колонны, увенчанной изображением архангела Гавриила — 36 м. В центре расположена скульптура вождя венгров — Арпада (работа скульптора Дьёрдя Зала).16 июня 1989 г. на площади собрались 250000 человек для перезахоронения останков Имре Надя (казнённого в июне 1958 г.).

Площадь Героев. Монумент 1000-летия Обретения родины

Деятели венгерской истории увековеченные в мемориале

  • Король Иштван I Святой (Стефан Первый)
  • Король Ласло I Святой
  • Король Кальман
  • Король Андраш II
  • Король Бела IV
  • Король Карой Роберт (Карл I Роберт)
  • Король Лайош I Великий
  • Янош Хуняди
  • Король Матяш Корвин
  • Иштван Бочкаи
  • Габор Бетлен
  • Имре Тёкёли
  • Король Ференц II Ракоци
  • Лайош Кошут

Синагога на ул. Дохань и музей Холокоста[править]

Синагога на ул. Дохани

Большая синагога на улице Дохань является крупнейшей в Европе и второй в мире. Она вмещает до 3000 молящихся. Длина здания — 75 м, ширина — 27 м. Синагога была построена в 1854—1859 гг. в мавританском стиле по проекту архитектора Людвига Фёрстера. Интерьер был выполнен по проекту Фридеша Фезля. Площадь перед синагогой носит имя Теодора Герцля, который родился в близлежащем здании. Мемориальный парк Рауля Валленберга во дворе синагоги посвящён памяти 600 тыс. венгерских евреев, погибших во время Холокоста. В центре мемориала стоит металлическое дерево (плакучая ива), на листьях которого выбиты имена погибших.

Здание парламента[править]

Через семь лет после объединения Буды, Пешта и Обуды, в 1880 г. Государственное собрание приняло решение построить здание парламента, чтобы подчеркнуть суверенное право венгерской нации. Был объявлен конкурс, который выиграл архитектор Имре Штейндл, но были реализованы и некоторые идеи двух других участников конкурса — в здании Этнографического музея и в здании Министерства сельского хозяйства. В 1885 г. началось строительство, первое заседание Государственного собрания прошло в здании в 1896 г., во время празднования 1000-летия Обретения родины. Строительство парламента было завершено лишь в 1906 г. Следует отметить, что к моменту завершения строительства архитектор проекта ослеп. На строительстве работали тысячи людей, было использовано 40 млн кирпичей и 40 кг золота. Подобно зданию британского парламента, стиль здания — неоготический. Здание занимает площадь 18000 м². Длина здания — 268 м, ширина — 123 м. Его интерьер включает 10 внутренних дворов, 13 лифтов, 27 ворот, 29 лестниц и 691 комнату. Высота здания составляет 96 м, оно является одним из самых высоких в городе. Главный фасад обращён к Дунаю. На фасаде размещены скульптуры венгерских королей и вождей. (всего 88). Главный вход («Львиные ворота») выходит на площадь Лайоша Кошута.

Базилика св. Иштвана[править]

Базилика св. Иштвана

Базилика св. Иштвана (Szent István-bazilika) названа в честь первого короля Венгрии Иштвана (Стефана). Строительство собора началось в 1848 г. под руководством архитектора Йожефа Хилда. После его смерти строительством руководил Миклош Ибл. Строительство было завершено в 1905 г. Общая площадь собора составляет 4730 м², диаметр купола — 22 м, а высота — 96 м. Наряду со зданием парламента, базилика является самым высоким зданием города. Базилика имеет форму греческого креста. В базилике расположена часовня с мощами (десницей) св. Иштвана и витражами с венгерскими святыми.

Площадь Свободы[править]

Недалеко от набережной Дуная и здания парламента находится площадь Свободы (Szabadság tér). На площади расположены здания Венгерскогй радиотелевизионной компании, посольство США и Национальный банк. В центре площади находится монумент воинам Советской Армии, павшим во время освобождения Будапешта от фашизма.

Улица Ваци[править]

Улица Ваци

Улица Ваци (Váci utca) является сердцем города. Улица начинается у пл. Вёрёшмарти и заканчивается у площади Фёвам (около центрального рынка). На улице расположено множество магазинов и ресторанов. На многих фасадах зданий имеются чугунные украшения и мозаика.

Чем заняться[править]

Покупки[править]

Еда[править]

Многие рестораны расположены в районе улицы Ваци.

Дёшево[править]

Ресторан «Фатал» Vaci utca 67 (вход с Pintér utca), 5-й район. Reservations: +36 1 266 2607

Дорого[править]

Среди дорогих ресторанов следует отметить ресторан «Гюндель», расположенный вблизи площади Героев. Ресторан был открыт в 1894 году и приобрел всемирную славу под руководством первого шефа Кароли Гюнделя (с 1910). Вместимость: 160 человек, Сад: 108 человек.

Ночная жизнь[править]

Дёшево[править]

  • Апартамент Шинко [12] Kвартира в центре Будапешта для 1-4 человек, 2 спальни, бесплатный интернет, недорогие/бесплатная aвтостоянка.
  • Апартамент Aкaцia [13] апартамент для 1-5 человек, 2 спальни (или комната для 1-3 человек) бесплатная aвтостоянка, cад, интернет.
  • Апартамент Ар Деко [14] Kвартира в центре Будапешта для 1-6 человек, 3 спальн. Район III.
  • Кемпинг Халлер, Будапешт [15] в центре Будапешта. Прожив у нас 3 ночи, Вы получите 1 ночь в подарок!
Кемпинг Халлер, Будапешт

  • Hotel Eben, Nagy Lajos király útja 15 (XIV район, возле метро Örs vezér tere). Есть WiFi-интернет. Двухместный номер — €70 с завтраком (хороший шведский стол) (2010).  изменить
  • Hotel King's, Nagy Diófa 25-27, +36 1 352-7675 (), [16]. заезд: 15:00; выезд: 11:00. Отель находиться в самом центре Будапешта, на тихой и приятной улице..  изменить

Дорого[править]

Связь[править]

Окрестности[править]

Эта статья является пригодной. В ней есть информация о транспорте, а также некоторые сведения о достопримечательностях, местах питания и ночлега. С такой статьёй вы в дороге не пропадёте, но, пожалуйста, добавьте ваши знанияВперёд!

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты