Боголюбово (Владимирская область)

Материал из Wikitravel
Чтобы увидеть список других мест с похожими именами, смотрите Боголюбово

Село Боголюбово находится в Суздальском районе Владимирской области, в 13 км к востоку от Владимира. Боголюбово входит в Золотое кольцо России и всемирно известно памятниками белокаменного зодчества XII века.

Понять[править]

Расположение[править]

Боголюбово находится на высоком (правом) берегу реки Нерль, в нескольких километрах от её впадения в Клязьму. С южной стороны посёлка, у подножия холма, проходит железная дорога МоскваНижний Новгород и находится станция Боголюбово. За железной дорогой расположен заливной луг, на котором стоит церковь Покрова на Нерли. Старое шоссе МоскваНижний Новгород идёт параллельно железной дороге, прямо через посёлок, и в черте Боголюбово носит название улица Ленина.

История[править]

Боголюбово основано в 1158 году Андреем Боголюбским как княжеская резиденция. Существует легенда, по которой на этом месте князю явилась Богородица, приказав основать здесь город и монастырь. В течение короткого времени, с 1158 по 1165 годы, на холме построены дворец, собор и укрепления, а также церковь Покрова на Нерли, причём все сооружения были выполнены из камня. Вскоре вокруг княжеского дворца вырос город, получивший название Боголюбов. Тем не менее, расцвет продолжался недолго, и после смерти Андрея Боголюбского город начал приходить в упадок. Сначала, в 1177 году, его разрушил рязанский князь Глеб, а в 1238 году городские укрепления были практически полностью уничтожены войсками Батыя. С середины XIII века Боголюбово стало небольшим селом при монастыре, основанном на месте княжеского дворца. В таком виде село существует и сегодня.

Как добраться[править]

В Боголюбово почти всегда нужно ехать через Владимир.

На поезде[править]

Электрички от Владимира в восточном направлении (на Ковров, Вязники и Гороховец), 8 раз в день. Для путешественников расписание неудобное (нет отправлений между 8.30 и 15.30), поэтому лучше ехать на автобусе.

На автобусе[править]

В Боголюбово ходят несколько Владимирских городских автобусов – в частности, № 103 и 152. Эти автобусы проезжают по центральным улицам Владимира, и сесть в них можно прямо у Золотых ворот или Соборной площади. Село Боголюбово легко заметить по большому монастырю, находящемуся справа от дороги: здесь и нужно выходить (остановка "Боголюбово-Центр"). Дорога направо сразу после монастыря приведёт к железнодорожной станции.

На автомобиле[править]

Боголюбово – первый населённый пункт после Владимира при движении в сторону Нижнего Новгорода (ещё до соединения с объездной Владимира, т.е. основной трассой М7). Дорога здесь довольно узкая, поэтому места для стоянки немного. Есть бесплатная стоянка у входа в монастырь и платная стоянка около железнодорожной станции.

Достопримечательностей в Боголюбово немного, но большинство из них входят в список мирового наследия ЮНЕСКО и заслуживают обязательного посещения.

Церковь Покрова на Нерли
  • Церковь Покрова на Нерли (полное название – церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли): одно из самых гармоничных сооружений в русской религиозной архитектуре. Церковь построена в 1165 году Андреем Боголюбским, выбравшим для неё удивительно удачное расположение – посреди поля, на возвышении, у впадения реки Нерль в Клязьму. Идти к церкви нужно через поле (движение транспорта здесь запрещено), и поход оказывается сродни паломничеству. Дорога очень живописна, поскольку с одной стороны можно видеть церковь, с противоположной стороны – Боголюбский монастырь, а вокруг себя – красивый заливной луг, вид которого лишь немного портит проходящая здесь линия электропередач. Весной, в половодье, луг оказывается под водой, и к церкви можно добраться только на лодке (обратите внимание на соответствующие фотографии, которые обычно продаются внутри церкви). Дорога к церкви занимает около 15 минут и начинается от железнодорожной станции: здесь нужно пересечь узкую полосу леса и выйти на мощёную тропу, после чего сразу же видна церковь. В дневное время церковь открыта, но внутри нет практически ничего интересного: небольшое пространство, по форме напоминающее Дмитриевский собор Владимира, перегорожено позднейшим иконостасом, отчего становится узким и неуютным.
  • Свято-Боголюбский монастырь: основан в конце XII века, однако практически все сохранившиеся постройки относятся к XVIII–XIX вв. и выполнены в стиле барокко или псевдорусском стиле. Основными достопримечательностями являются Лестничная башня и примыкающая к ней галерея. Оба сооружения были частью дворца Андрей Боголюбского, а сейчас встроены в собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в XVIII веке на месте разрушившегося собора XII века. Древние фрагменты легко узнать по необычным каменным украшениям, напоминающим Дмитриевский собор Владимира и церковь Покрова на Нерли. Эти фрагменты являются редчайшим примером светской архитектуры домонгольской Руси. В настоящее время в соборе находится небольшой музей, представляющий фундамент старого собора, археологические находки и реконструкцию древнего города Боголюбова. В монастыре также можно увидеть собор Боголюбской иконы Божьей Матери (построен в 1855—1865 годах в псевдорусском стиле, самая заметная постройка монастыря) и надвратную церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1841 году).
  • Церковь Иоакима и Анны (ул. Ленина, 48): церковь середины XIX века в стиле классицизм. Сильно разрушена, в настоящее время восстанавливается.

Чем заняться[править]

Заняться, по-видимому, нечем – только гулять по полю в поисках лучшего ракурса церкви Покрова на Нерли или купаться в реке (рядом с церковью Покрова есть хорошие песчаные пляжи). Все театры, кинотеатры и развлекательные комплексы находятся в близлежащем Владимире.

Покупки[править]

В Боголюбово много небольших продовольственных магазинов, расположенных вдоль улицы Ленина – в том числе рядом с монастырём. В этих магазинах можно купить необходимые продукты и минимум хозтоваров. За бóльшим выбором и более крупными покупками нужно ехать во Владимир.

Еда[править]

В Боголюбово есть только придорожные забегаловки, для нормального питания нужно ехать во Владимир.

Ночная жизнь[править]

Как и в любом другом посёлке, ночная жизнь бьёт ключом вокруг круглосуточных магазинов. Участвовать в ней не рекомендуется. Бары и ночные клубы есть в близлежащем Владимире.

Официальных гостиниц в Боголюбово нет, хотя существует возможность переночевать в Свято-Боголюбском монастыре в качестве послушника (т.е. "оплатить" пребывание участием в хозяйственных работах на благо монастыря). Множество гостиниц разного уровня находятся в близлежащем Владимире, и подавляющее большинство путешественников останавливаются именно там.

Несмотря на древнюю историю и туристическую значимость, Боголюбово остаётся рядовым российским посёлком, что накладывает отпечаток на обстановку. Появляться в Боголюбово в тёмное время суток не рекомендуется, да и незачем, поскольку туристические объекты закрыты, а инфраструктуры нет. Ночная прогулка к церкви Покрова на Нерли довольно романтична, но проходит по полностью неосвещённой дороге и требует определённой осторожности. В дневное время в Боголюбово много туристов, а потому безопасно, хотя попрошайки бывают весьма назойливы и даже агрессивны.

Окрестности[править]

  • Владимир – крупный город и областной центр со множеством интересных достопримечательностей и развитой туристической инфраструктурой.
Эта статья является полной. В ней содержится много информации высокого качества, в том числе о достопримечательностях, гостиницах и ресторанах, информация о транспорте и развлечениях. Давайте попытаемся сделать статью звездойВперёд!

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты