Афганистан

Материал из Wikitravel

Содержание

Это где есть
noframe
Стяг
Af-flag.png

Афганиста́н — страна, расположенная в Центральной и Южной Азии. Граничит с Ираном на западе, Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном — на севере, Пакистаном на юге и востоке. На северо-востоке имеется небольшая приграничная полоса с Китаем, однако возможностей прохода в этом районе нет. Выхода к морю Афганистан не имеет.

Travel Warning

Предупреждение: В настоящее время обстановка в Афганистане крайне нестабильна и ехать туда настоятельно не рекомендуется.

Понять[править]

Общая информация[править]

Афганистан в течение 30 последних лет не сходит с заголовков газет и с экранов телевизоров. Виной тому - непрекращающиеся войны и конфликты, начиная с гражданской войны и ввода советских войск в страну в 1979 году и заканчивая кампанией по изгнанию талибанского режима в 2001 году. Афганистан - центр множества могущественных древних империй - сейчас находится в плачевном состоянии, экономика подорвана, народ чрезвычайно беден. Несмотря на то, что после свержения талибов, новое правительство начало реформу по восстановлению страны, до превращения Афганистана в мирное и спокойное место еще далеко. Постоянные партизанские вылазки талибов на востоке и юге страны не позволяют рассчитывать на скорое восстановление страны. Путешествие по стране долгое время считалось чрезвычайно небезопасным, да и сейчас передвижение по стране иностранных граждан не рекомендуется. Однако бесстрашным путешественникам, отважившимся проехать по дорогам Афганистана, удастся увидеть огромное количество красивейших мест. И все-таки, до полного восстановления мира и порядка в стране всем отчаянным людям настоятельно рекомендуется воздержаться от поездок в Афганистан.

История[править]

Историю Афганистана можно отследить с XVII века до нашей эры, когда на на его территорию вторгаются индо-европейские племена и образовывают государство Ганджа. В VI веке до н.э. территория Афганистана вошла в состав империи Ахаменидов, но уже в IV веке до н.э. ее захватывает Александр Македонский и вводит в состав империи Селевкидов. Множество империй впоследствии владели этой территорией, пока в 1747 году Ахмад-Шах Дуррани не основал Афганское государство со столицей в Кандагаре. Во время правления его сына Тимур-Шаха столица была перенесена в Кабул.

В 1839 году на территорию Афганистана вторглись англо-индийские войска, что послужило началом первой англо-афганской войны. Британцы заняли поочередно Кандагар и Кабул. Вторая англо-афганская война началась в 1848 году, когда действующий эмир принял решение принять сторону русских. В 1879 году сопротивление афганцев было подавлено. В 1919 году Аманулла-хан провозгласил независимость Афганистана от Британии. Английские войска ответили на это третьей англо-афганской войной. Афганцы в очередной раз потерпели поражение, но в итоге англичане были вынуждены признать независимость страны.

Ввод советских войск в Афганистан

В 1965 году Нур Мухаммедом Тараки была образована Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), ориентированная на коммунистический режим. В апреле 1978 году в Кабуле произошла революция, в результате которой была образована Демократическая Республика Афганистан, руководством которой стали лидеры НДПА во главе с Тараки. Курс нового государства идет на сближение с СССР и расторжением отношений с США. Однако в августе 1979 года власть в стране захватывает соратник Тараки Хафизулла Амин, а сам Тараки был убит. Амин начинает налаживать диалог с США и оппозицией, однако при этом просит помощи у СССР в борье с антиправительственными силами. В декабре 1979 года советские войска входят на территорию Афганистана, начинается 10-летняя афганская война, которая заканчивается в феврале 1989 года выводом советских войск.

Просоветский режим в Афганистане постепенно сходит на нет и власть в стране захватили оппозиционеры-моджахеды, объявившие Афганистан Исламской республикой. Все это происходило на фоне непрекращающихся гражданских войн пока в сентябре 1994 года Кабул не был захвачен новообразованным движением Талибан во главе с муллой Мохаммадом Омаром, которые возвели государство в поистине фундаменталистскую республику - телевидение было запрещено, радио строго контролировалось, существенно были понижены права женщин. Противники талибанского движения - моджахеды - объединились на севере страны и создали фактически независимое государство Северный Афганистан.

После событий 11 сентября 2001 года правительство США потребовало у талибов выдачи причастных к этому террористов, на что те ответили отказом. После этого НАТО вводит свои войска в Афганистан при поддержке Северного альянса (моджахедов) и свергает режим талибов. Талибы затаились в южных и восточных регионах и продолжали вести партизанские войны. В 2004 году президентом Афганистана был избран проамериканский Хамид Карзай. Однако партизанские вылазки талибов продолжаются и по сей день.

Климат[править]

Климат страны субтропический, засушливый, с жарким летом и холодными зимами. В горных районах обычным явлением является снег. На севере страны температуры часто падают ниже нуля, а на юге страны столбики термометров могут достигать 60 градусов в летний период. Наиболее благоприятная погода устанавливается в апреле-мае и сентябре.

Рельеф[править]

Большую часть страны занимаю горы и плоскогорья. С северо-востока на юго-запад тянется гряда Гиндукуш, отделяющая север страны от остального Афганистана. Южнее Кандагара расположена пустыня. На севере страны - несколько долин. Высшая точка - гора Ношак (7 485 метров). Низшая точка - бассейн Амударьи (258 метров).

Население[править]

По состоянию на июль 2007 года население страны составляло 31 889 923 человек.

Афганистан населяет большое количество народностей. Почти половина населения страны - пуштуны (42%). Многочисленны также таджики (27%). Большой процент населения имеет тюркское происхождение - хазары (9%), узбеки (9%), аймаки (4%), туркмены (3%). На западе страны проживают кочевой народ белуджи (2%), известные своими превосходными коврами.

Большинство людей в Афганистане говорят на дари (50%) и пушту (35%). Тюркские народности говорят в основном на тюркских языках (11%). В Кабуле можно встретить англоязычных жителей, но в целом на английском говорят только НАТОвские военнослужащие. В провинции английский не знает практически никто.

Религиозные воззрения: сунниты (80%), шииты (19%), прочие (1%).

Экономика[править]

Экономика страны была значительно разрушена во время войн. Основные статьи импорта - нефть, продукты питания. Основные статьи экспорта - фрукты и орехи, ковры, шерсть, хлопок, природный газ. Однако на самом деле огромные деньги зарабатываются местными полевыми командирами на продаже героина.

Регионы[править]

Афганистан

Провинции: Бадгис, Гор, Герат, Фарьяб. Значимые города: Герат, Джам, Маймана

Провинции: Бамиан, Вардак, Газни, Кабул, Каписа, Кунар, Лагман, Логар, Нангархар, Пактика, Пактия, Парван, Хост. Значимые города: Баграм, Бамиан, Газни, Джелалабад, Кабул

Провинции: Балх, Джаузджан, Саманган, Сари-Пуль. Значимые города: Балх, Мазари-Шариф, Шерберган

Провинции: Баглан, Бадахшан, Кундуз, Нуристан, Панджшер, Тахар. Значимые города: Кундуз, Файзабад

Провинции: Гильменд, Дайкунди, Забуль, Кандагар, Нимроз, Урузган, Фарах. Значимые города: Кандагар

Города[править]

  • Кабул — столица Афганистана, расположен на востоке страны
  • Балх - город на севере страны, центр древней Бактрианской империи
  • Бамиан - город северо-западнее Кабула, известен своими останками древних статуй Будд, разрушенных талибами
  • Газни - город на трассе Кабул-Кандагар
  • Герат - город на западе страны рядом с иранской границей
  • Джелалабад - город на востоке страны у границы с Пакистаном
  • Кандагар - город на юге страны, управляется талибами, небезопасен
  • Кундуз - город на северо-востоке страны у границы с Таджикистаном
  • Мазари-Шариф - город на границе с Узбекистаном на севере страны, знаменит Голубой мечетью

  • Банд-и-Амир - комплекс озер недалеко от Баниана
  • Хайберский проход - основной проход для попадания в Индию через Пакистан
  • Панджшерское ущелье - ущелье на севере страны, ведущее в Анджуманский проход, знаменито боями советских войск с афганскими повстанцами
  • Перевал Саланг - проход, соединяющий Кабул с северной частью страны, один из самых высокогорных туннелей мира
  • Долина Шамали - долина к северу от Кабула, была основательно повреждена талибами
  • Ваханский корридор - "кишка" на самом востоке страны, переходов в другие страны нет, неплохое место для треккинга

Travel Warning

Предупреждение: Если вы хотите сфотографировать какую-либо достопримечательность, убедитесь, что она не является военным объектом. Кроме того многие мусульманские святыни ревностно охранаются местными жителями. Лучше всего узнать у людей о возможности фотографирования, иначе последствия могут быть печальными - от порчи фотоаппарата до попадания в тюрьму.

Кабул[править]

Кабул
  • Национальный музей Афганистана - в музее некогда была размещена одна из величайших коллекций среднеазиатского искусства. Однако большая часть коллекции была разграблена во времена правления талибов. Многие буддистские экспонаты были попросту уничтожены. Сейчас в музее ведется восстановление коллекции, украденные экспонаты по мере возможности возвращаются на свои места.
  • Зоопарк Кабула - популярное место среди афганцев. В зоопарке содержатся более 100 видов животных, однако условия содержания довольно плохие. После смерти нескольких животных Китай - основной поставщик животных - отказался от дальнейшего сотрудничества пока условия содержания не улучшатся. Многие животные погибли во время бомбардировок города.
  • Сады Бабура - чудесные сады, окружающие гробницу первого могольского императора Бабура. Изначально он был похоронен в Агре, но затем перевезен в Кабул, где повелел себя похоронить. Жители Кабула любят проводить здесь время на пикниках или просто отдыхать.
  • Баги-Занана и Баги-Бала - красивые парки в Кабуле. Первый - только для женщин.
  • Мечети Вазир-Акбар-Хан, Шерпур, Пули-Хишти, Шах-до-Шамшира - места проведения многочисленных религиозных праздников.
  • Мавзолей эмира Абдуррахмана - изначально выполнял роль дворца для эмира, был построен в 1880-1891 г.г.
  • Цитадель Бала-Хиссар - крепость с 30-км стеной, сейчас в ней располагаются армейские гарнизоны, для посещения недоступна, но можно попытаться сфотографировать издалека.
  • Форт Колола Пушта - находится на севере города.
  • Мавзолей Тимур-шаха - именно это правитель перенес столицу Афганистана из Кандагара в Кабул.
  • Дворец Дарул-Аман - изначально был построен как дворец короля Амануллы.
  • Дворец Республики - нынешняя резиденция президента страны.
  • Озерный край Карха - находится в 9 км от Кабула, популярное место для купания и катания на лодках.

Герат[править]

  • Цитадель Ихтияруддина - расположена на холме недалеко от города, использовалась до недавних пор как оружейный склад, но снова была открыта для посетителей. С холма открываются чудесные виды.
  • Пятничная мечеть - вторая по высоте мечеть в мире (65 м), ее возраст оценивают в более чем 800 лет.
  • Комплекс Мусалла - комплекс из 6 минаретов (уцелел только один) и красивой мечетью Гохар-Шад, родственницы Тамерлана
  • Минареты султана Байкара - останки 4-х минаретов 1417 года, составлявших некогда медресе.
  • Комплекс Газар Га - святилище суфия Ходжи Абдуллы Ансари и его гробница
  • Парк Тахти-Сафар - красивый древний парк рядом с комплексом Газар Га.

Кандагар[править]

  • Мечеть Да-Керка-Сариф-Зиарат - в этой мечети находится фрагмент плаща Пророка, вход для немусульман закрыт.
  • Мавзолей Ахмад-Шаха Дуррани - здесь похоронен основатель Афганского государство и человек, заложивший первый камень Кандагара.
  • Мечеть Джаме Муи Мобарак - раньше в ней хранились волосы Пророка.
  • Площадь Шахидану-Чоук - площадь Павших мучеников, имеется небольшой монумент.
  • Площадь Чар-Сук - красивая площадь, в которую сходятся 4 торговых улицы - Герат Базар, Шах Базар, Кабул Базар, Шикарпур Базар.

Мазари-Шариф[править]

  • Голубая мечеть - знаменитый комплекс Хазрат-Али, главная достопримечательность города и гробница зятя Пророка Мухаммеда Али бен-Талиба, место поклонения всех афганцев.

Балх[править]

  • Руины древнего города Бала-Хиссар - находятся на северо-восточной части города.
  • Гробница Ходжи Парсы - красивая мечеть, в которой покоится известный афганский богослов.
  • Могила Рабии Балхи - здесь похоронена первая исламская поэтесса.
  • Медресе Саида Субхана Кули Хана - от комплекса остались только арочные ворота.
  • Мечеть Масджиди Но Гумбад - "Мечеть Девяти Куполов", самый древний исламский памятник в Афганистане (около IX века).

Газни[править]

  • Цитадель Газни - одна из самых внушительных крепостей Афганистана.
  • Минареты Газни - знаменитые сооружения XI века.
  • Гробница султана Махмуда Газна - также сооружение XI века.

Бамиан[править]

  • Останки древних Будд - некгда место поклонения буддистов, статуи Будды, высеченные в скалах, были полностью разрушены талибами в 2001 году после признания их "неисламскими".
  • Форты Шахри-Голгола и Шахри-Зохак - останки древних сооружений, с которых открываются чудесные виды.

Джелалабад[править]

  • Мавзолей Хабибуллы - помимо правителя Хабибуллы здесь захоронены три его сына, а также король Аманулла и его жена.
  • Деревня Адда - здесь были обнаружены тысячи буддистских ступ, однако на данный момент они по слухам все уничтожены.

Джам[править]

  • Минарет Джама - второй по высоте минарет в мире, охраняется ЮНЕСКО

Виза[править]

Для въезда в Афганистан гражданам России требуется виза. Делается она лучше всего в Москве, в соседних странах заиметь ее может быть затруднительно. Для получения визы требуется:

  • загранпаспорт со сроком действия не менее 3 месяцев после возвращения из страны
  • 2 фотографии 3х4
  • анкета на английском языке (получить можно в посольстве)
  • приглашение или другой любой документ, подтверждающий цель въезда в страну

Срок оформления визы - до 1 недели. Действие визы начинается в день ее получения!

Стоимость визы:

  • однократная, на 1 месяц - $30
  • многократная, на 2 месяца - $60

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Из Москвы в Кабул можно долететь государственной афганской авиакомпанией "Ariana Afghan Airlines" [1] примерно за 6,5 часов. Авиапарк - в основном "Аэробусы" А-320. До Кабула можно добраться и из других городов: Дубай (рейсы ежедневно), Шарджа (рейсы ежедневно), Исламабад, Дели, Cтамбул, Баку, Тегеран, Франкфурт. Конкурирующая авиакомпания KamAir [2], ориентированна в основном на внутренние перелеты. Однако в арсенале имеются и рейсы в/из Дубаи, Дели, Душанбе, Алматы и Стамбула. Также по внутренним и международным направлениям летает авиакомпания Safi [3]

На автомобиле[править]

В Афганистане действуют следующие наземные переходы:

  • с Пакистаном:
    • Пешавар - Джелалабад (через Хайберский проход)
    • Кветта - Кандагар
  • с Ираном:
    • Машхад - Герат
  • с Таджикистаном:
    • Нижний Пяндж - Кундуз
  • с Узбекистаном:
    • Термез - Хайратон - Мазари-Шариф
  • с Туркменистаном:
    • Серхетабад - Герат
  • с Китаем:
    • перехода нет

На автобусе[править]

Добраться на автобусе можно из пакистанского Пешавара до Джелалабада и иранского Машхада до Герата. На границе часто бывают задержки в связи с проверками транспорта на наличие перевозимых из Афганистана наркотиков.

По стране[править]

На самолете[править]

Авиасообщение существует между Кабулом и крупнейшими афганскими городами: Кандагаром, Гератом, Мазари-Шарифом, Кундузом, Файзабадом, Джелалабадом. Обслуживают внутренние рейсы вышеупомянутые авиакомпании Ariana Afghan Airlines и KamAir.

На автомобиле[править]

Большинство дорог в Афганистане старые и разбитые. Большинство из них не заасфальтированы. Оказавшись за пределами больших городов рассчитывать можно только на грунтовки, которые превращаются в грязевые лужи во время дождей. Новое шоссе проложено на трассе Кабул - Кандагар, однако путешествие по нему небезопасно в связи с нестабильностью обстановки в южных регионах. Неплохое шоссе существует и на трассе Кабул - Мазари-Шариф через перевал Саланг.

На дорогах стоит опасаться военных конвоев. Обычно они хорошо вооружены и ездят с высокой скоростью. Наибольшая концентрация их на трассе Кабул - Баграм.

В Кабуле можно снять машину напрокат у англоговорящих жителей или в немногочисленных турагентствах. Турагентства также могут предоставить охрану. Заправок по стране крайне мало, а цены на бензин очень высокие.

Покупки[править]

Валютой Афганистана являются афгани (AFA).

Большинство магазинов работает с воскресенья по среду с 8:00 до 16:30 с часовым перерывом с 12:00 до 13:00 и в четверг с 8:00 до 13:30. Пятница - священный день мусульман, поэтому магазины закрыты. Суббота же дополняет пятницу в качестве выходного. Тем не менее, четкого графика работы магазинов нет, и некоторые могут быть открыты и в выходные дни. Цена фиксированы только в крупных магазинах и торговых центрах. В прочих же заведениях необходимо торговаться - как и повсюду в Азии иностранцам первоначально объявляется многократно завышенная цена.

Еда и напитки[править]

Употребление алкоголя в общественных местах запрещено. Однако в некоторых западных ресторанах Кабула иностранцы могут заказать себе алкогольные напитки.

Во всех городах Афганистана можно найти множество отелей и гестхаусов. Естественно, большинство из них не отвечают международным стандартам проживания, но провести несколько дней в них вполне возможно. В конце 2006 года в одном из лучших кабульских отелей Serena открылся первый в стране spa-центр.

Учеба[править]

Афганистан - не самое лучшее место для иностранцев, чтобы получать знания.

Работа[править]

Множество иностранцев работают в Афганистане на ООН и силы НАТО. Основная деятельность заключается в восстановлении страны. Заработная плата у наемников довольно неплохая, все работы ведутся в основном в Кабуле. Чтобы иметь возможность совершать рабочую детельность, необходимо получить рабочую визу Афганистана.

Афганистан особенно опасен в южной и восточных частях страны. Руководство свергнутого талибана заявило, что направит свою деятельность на похищение иностранцев. В июле 2007 года 23 корейских гражданина были похищены прямо из рейсового автобуса в Газни. Двое из них были убиты, остальные после длительных переговоров были освобождены. Северная часть страны в целом несколько безопаснее других регионов, однако ситуация может измениться в любой момент.

Большую опасность для страны представляют неразорвавшиеся мины. Каждый год 600-700 людей гибнут, подрываясь на минах. Путешественникам следует избегать нехоженных троп, не стоит трогать покрашенные белой или красной краской камни и подбирать сомнительно выглядящие предметы.

Опасность могут представлять и различные ядовитые животные. В горных районах страны часто встречаются змеи, скорпионы, пауки.

Обычаи[править]

Бурка
  • Женщины в Афганистане покрывают свои тела чадрами (бурками) и не показывают волосы. Однако сейчас многие женщины отказываются от этой одежды и носят обычный хиджаб, как в соседних странах. Женщинам из немусульманских стран рекомендуется покрывать голову шарфом или платком.
  • Фотографировать женщин и даже заговаривать с ними запрещено - это может быть расценено как оскорбление. Мужчинам запрещается заходить в женскую половину дома. Женщины-туристки могут общаться с местными женщинами, но фотографировать их всё равно нельзя.
  • Не следует направлять подошвы ног в сторону местных жителей - это могут воспринять как оскорбление.
  • Чем южнее, тем более консервативны становятся люди.
  • Афганцы - очень дружелюбный к путешественникам народ (имеются в виду обычные жители), они всегда рады пригласить к себе в гости, накормить, обеспечить ночлег.
  • Алкоголь категорически запрещен!
  • Не следует передавать что-либо или есть левой рукой - она используется для личной гигиены.
  • Нельзя касаться головы человека.

Праздники[править]

Связь[править]

Мобильные операторы:

  • Roshan [4] - самый надежный оператор с широким региональным охватом
  • Afghan Wireless [5] - управляется государством, оператор сомнительной надежности и меньшим охватом регионов, чем у Roshan
  • Areeba/MTN [6] - самый дешевый оператор, но при этом самое маленькое покрытие
  • Etisalat [7] - крупный мобильный провайдер из ОАЭ

Спутниковая телефония:

  • Thuraya [8] - самый надежный оператор

Международный телефонный код Афганистана +93. Интернет-домен страны .af

Справочная информация[править]

Посольства[править]

Посольство Афганистана в Москве

  • Адрес: 121069, г. Москва, Поварская ул., 42
  • Тел.: +7 495 290 16 80, 290 28 27 (общие), +7 495 290 01 46 (консульский отдел)
  • Факс: +7 495 290 16 80
  • E-mail: safarat_moscow@yahoo.com / afghanem@online.ru

Посольство России в Кабуле

  • Адрес: Dar-ul-Aman Road, Ayub Khan Mena, Kabul, Islamic Republic of Afghanistan
  • Тел.: +93 20 250 02 55 (общий), +93 70 298 277 (помощник посла), +93 20 250 01 77 (круглосуточный)
  • Факс: +873 762 743 * 334 49 59, +93 20 250 00 44
  • E-mail: rusembafg@neda.af
Эта статья является пригодной. В ней есть информация о транспорте, а также некоторые сведения о достопримечательностях, местах питания и ночлега. С такой статьёй вы в дороге не пропадёте, но, пожалуйста, добавьте ваши знанияВперёд!
Шаблон:Tag:rdf

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты