Александров

Материал из Wikitravel

Александров находится в северо-западной части Владимирской области, недалеко от её границы с Московской и Ярославской областями. Город наиболее известен как древняя царская резиденция — Александрова слобода, сохранившая интересные памятники XVI—XVII веков и представляющая основной интерес для путешественников.

Понять[править]

Расположение[править]

Александров расположен в восточной части Клинско-Дмитровской гряды – пересечённой местности к северу от Москвы. Город находится на обоих берегах реки Серая, левого притока Шерны, которая, в свою очередь, впадает в Клязьму. Местность вокруг Александрова типична для средней полосы России: обширные леса, изредка прерываемые полями, и довольно плоский рельеф. Александров является важным железнодорожным узлом на пересечении дороги МоскваЯрославль и Большого кольца Московской железной дороги. Федеральная трасса M8 «Холмогоры» проходит в 25 км западнее города, Большое Московское кольцо А108 на таком же расстоянии южнее, а Александров связан мелкими автодорогами с окружаюшими городами Владимирской и Московской областей. На 2008 год население Александрова составляет 63 тыс. человек.

История[править]

Панорама Александровой слободы с Троицким собором и Распятской колокольней

Поселение на месте Александрова известно с XIV века, однако официальной датой основания города считается 1513 год, когда князь Василий III решил устроить на этом месте свою резиденцию, возвёл укрепления (на тот момент деревянные) и построил первые каменные церкви. В то время поселение называли Александрова Слобода, что, как и в других слободах, подразумевало освобождение от налогов и повинностей. В 1564 году Иван Грозный, наследник Василия III, решил полностью переехать в Александрову Слободу. К тому моменту Иван Васильевич потерпел несколько поражений в Ливонской войне, всюду видел измену (князь Курбский как раз бежал в Литву и уже писал оттуда письма) и решил, что только вдали от Москвы ему удастся защититься от внутренних и внешних опасностей. Переехав в Александрову Слободу, Иван Грозный учредил опричнину, т.е. создал особое войско, призванное оберегать царя. На деле опричники могли делать всё, что хотели (жечь, убивать, грабить), чем и пользовались – в частности, уничтожали неугодных царю бояр. Александрова слобода стала центром опричнины, и именно здесь Иван Грозный совмещал истовую религиозность с жестокостями и развратом. Из Александрова в 1570 году начался карательный поход на Новгород (заподозренный в симпатиях к Швеции), а после похода в слободу было свезено награбленное. Впрочем, была у периода опричнины и положительная сторона: Александров стал центром культурной жизни России, сюда переместилась царская библиотка (возможно, именно здесь она потом и затерялась), появился один из первых печатных дворов. Осенью 1581 году Иван Грозный убивает своего сына (это печательное событие изображено на известной картине Ильи Репина), после чего навсегда покидает Александров. Слобода пустеет, частично разрушается польскими интервентами в Смутное время, а в 1654 году царь Алексей Михайлович учреждает на месте резиденции Ивана Грозного монастырь. Позднее монастырь становится популярным местом ссылки. В 1778 году Александров официально признан городом, начинается активное строительство за пределами слободы. В 1870 году через город проходит железная дорога МоскваЯрославль, сделавшая Александров транспортным узлом и способствовавшая развитию промышленности. В XX веке на территории города появляются предприятия, изготавливающие телевизоры (известная советская марка "Рекорд") и другую электронику, искусственные алмазы и кристаллы, швейная и ликёро-водочная промышленность.

Ориентация[править]

Приезжая в Александров на поезде или на автобусе, вы попадёте на Комсомольскую площадь. От этой площади, почти перпендикулярно к железной дороге, отходит одна из основных улиц города — улица Ленина. Пройдя по улице Ленина через центральную часть города, вы окажетесь на Советской площади, где расположен узнаваемый собор Рождества Христова. За площадью улица продолжается (теперь она называется Советской), пересекает реку и приводит к монастырю — бывшей Александровой слободе. Если после монастыря продолжать двигаться на восток, то начнётся дорога в сторону Кольчугино и Юрьев-Польского.

Ещё одна важная дорога — Красный переулок — проходит через город с севера на юг и пересекает улицу Ленина. Приезжая на машине от M8 (со стороны Москвы, Ярославля и других городов), вы попадёте в северную часть Красного переулка. На юге же Красный переулок переходит в дорогу на Киржач.

Как добраться[править]

Александров находится недалеко от границы Владимирской, Московской и Ярославской областей. В силу особенностей дорожной сети в город удобнее попадать из Москвы или Ярославля, нежели со стороны областного центра – Владимира. Александров может быть удобным промежуточным пунктом поездки в Ростов Великий, Ярославль или Юрьев-Польский.

На самолёте[править]

Ближайший международный аэропорт находится в Москве.

На поезде[править]

В Александрове есть две железнодорожные станции:

  • Александров I – вокзал, крупная станция на основной линии МоскваЯрославль; находится в центре города. Здесь останавливаются все пригородные и многие дальние поезда. Здание вокзала открыто круглосуточно, есть зал ожидания. Полезные телефонные номера: +7 (49244) 24-171 (информация о пригородных поездах), 94-310 (справочная).
  • Александров II – небольшая станция на линии Большого кольца Московской железной дороги, в западной (промышенной) части города. На станции останавливаются пригородные поезда, следующие в направлении Киржача. Станционное здание закрыто.

Александров имеет прямое железнодорожное сообщение с Москвой, Ярославлем, Иваново и Киржачом.

  • Из Москвы: электрички с интервалом раз в час (иногда даже чаще), в пути два часа. Несколько быстрее можно доехать на экспрессах, следующих в Ярославль, или специальном вечернем экспрессе Москва – Александров (продажа билетов в кассах дальнего следования). Все эти поезда делают остановку в Сергиевом Посаде. В Александрове также останавливаются некоторые дальние поезда. В Москве все поезда отправляются с Ярославского вокзала.
  • Из Иваново: один пригородный поезд (рано утром) и два дальних поезда (ночью), в пути 5 часов. Все три поезда делают остановки в Кольчугино и Юрьев-Польском.
  • Из Киржача: электрички каждые 1.5–2 часа (есть длинный перерыв в движении в середине дня), в пути 40 минут.
  • Из Ярославля: две электрички и два экспресса (на Москву) ежедневно, в пути 4 часа и 2.5 часа соответственно. Некоторые дальние поезда, идующие в южном направлении, также останавливаются в Александрове. По дороге находится Ростов Великий, от которого в Александров ходит ещё одна электричка.

Также есть две прямые электрички из Дмитрова. При движении из Владимира можно ехать с неудобной пересадкой в Орехово-Зуево (дорога займёт не меньше 4 часов), но лучше на автобусе

На автобусе[править]

Автостанция находится на Комсомольской площади, рядом с железнодорожным вокзалом; открыта с 5.00 до 21.15. Телефоны для справок: +7 (49244) 24-055 (диспетчер), 20-357 (диспетчер автотранспортного предприятия).

  • Из Москвы: три автобуса в день от метро ВДНХ (маршрут № 676), в пути 2 часа (с точностью до пробок).
  • Из Владимира: шесть автобусов в день (через Кольчугино), в пути 3.5 часа.
  • Из Юрьев-Польского: два автобуса в день, в пути два часа.

Есть несколько автобусов в день из Киржача. Из Кольчугино автобусы на Александров отправляются каждые 2-3 часа (в основном проходящие).

На автомобиле[править]

Через Александров проходит автомобильная дорога Р75: Дворики (М8)—КольчугиноСтавровоХрястово(М7). В южном направлении отходит дорога на Киржач. В Александров также можно попасть с А108, поворот на Струнино.

Транспорт[править]

Городской транспорт Александрова представлен девятью автобусными маршрутами. Центр города невелик, поэтому от вокзала до монастыря (через весь центр, поперёк) можно дойти пешком всего за двадцать минут. Также, впрочем, можно доехать на автобусах № 4 и 7.

Александрова слобода[править]

Слобода, также известная как Александровский кремль, является древнейшей частью города. Сейчас это Успенский монастырь, совместно используемый музеем и Русской Православной церковью. Независимо от интереса к осмотру церквей и посещению музеев, на территорию Слободы необходимо просто зайти, насладиться спокойствием и величием храмов и древних стен. Если же обойти стены снаружи, то на берегу реки можно разглядеть остатки земляных валов XVI века — первые укрепления Слободы. Внутри монастыря сосредоточены наиболее интересные архитектурные сооружения города:

Троицкий собор
  • Троицкий собор построен в 1513 году в традициях древней Владимиро-Суздальской архитектуры и очень напоминает соборы Владимира, Боголюбово и Юрьев-Польского, хотя немногочисленные резные украшения внешних стен существенно уступают аутентичным постройкам XII—XIII веков. Для XVI века (и, в частности, на фоне других церквей Александрова) собор выглядит "запоздавшим", а некоторые исследователи даже склоняются к более ранней датировке. Внутри собора можно увидеть фрески XVI века. В южном и западном порталах установлены железные ворота XIII—XIV веков. Ворота южного портала вывезены в 1570 году из Новгорода. Вторые ворота также, по-видимому, изготовлены в Новгороде, затем переместились в Псков и уже оттуда были вывезены Василием III после покорения города. Ворота с изображениями на библейские темы являются образцом искусной ковки и, несмотря на некоторые переделки, позволяют убедиться в совершенстве творений новгородских мастеров. Собор действующий, вход в него свободный.
  • Покровская церковь – первая каменная шатровая церковь в России, построена в начале XVI века. В XVII веке к церкви были пристроены трапезная и колокольня, сильно изменившие вид здания, но не лишившие его уникальности, связанной, в первую очередь, с внутренними настенными роспиями. В Покровской церкви были расписаны как стены, так и шатёр. Последнее необычно, да и самих шатровых церквей в России немного, поскольку строили их только на протяжении 100 лет, а начиная со второй половины XVII века шатры стали появляться исключительно на колокольнях. Фрески в шатре выполнены на тёмном фоне и чем-то напоминают иконостас, сходящийся к изображению Господа Саваофа под самым куполом. Росписи производят мрачное и отчасти мистическое впечатление. Палаты, соединяющие церковь и колокольню, сооружены в XVII веке на месте построек XVI века. В подвалах можно увидеть оригинальную каменную кладку, а портал на входе в церковь украшен искусной резьбой и также, по-видимому, относится к XVI веку. Церковь и палаты включены в состав музея — вход по билетам.
  • Распятская колокольня построена в середине XVI века на месте более древней церкви, причём старую церковь не сносили, а просто встроили внутрь колокольни. Шатёр совмещён с типовыми полукруглыми кокошниками и выглядит строже, чем узорчатый храм Василия Блаженного в Москве или другие шатровые постройки того же времени. К зданию колокольни пристроены так называемые Марфины палаты – место заточения царевны Марфы, дочери Алексея Михайловича. На колокольню можно подняться — также по билетам.
  • Успенская церковь – по сравнению с Троицком собором и Покровской церковью, вполне типовая постройка своего времени. Первоначально сооружена около 1525, перестроена в 1570 и в середине XVII века с добавлением галерей и колокольни. Среди сплошной побелки открыт один каменный портал с довольно грубой каменной резьбой.
  • Другие постройки: надвратная церковь Феодора Стратилата (1682), церковь Сретения Господня (1682), келейный корпус (1682, перестроен в XIX веке), жилые и служебные здания XVIII–XIX веков. Все эти постройки относятся уже к монастырскому периоду существования монастыря, а потому лишены красоты и уникальности.

Музей-заповедник «Александрова Слобода», Музейный пер. 20, +7 (49244) 28-073 (информация), 20-397 (заказ экскурсий), 21-774 (секретарь) (), [1]. Вт–Вс, 09.00—17.00 (по пятницам до 16.00). 15—30 руб за каждую экспозицию, около 150 руб за полный осмотр (2009).  изменить

Музей включает семь экспозиций, а также множество «интерактивных экскурсий», которые, по мнению создателей, должны лучше познакомить посетителей с атмосферой древней Александровой слободы. По выходным возможны экскурсии для индивидуальных посетителей. Вход на территорию монастыря свободный. Основные экспозиции:

  • Государев двор в Александровской слободе
  • Дворцовые палаты Ивана Грозного
  • Сокровища трёх веков — собрание древних книг, икон, ткани и шитьё.

На самом деле, наиболее существенными объектами здесь являются интерьер Покровской церкви и фрагменты древней кладки в пристроенных к церкви палатах. Сами экспозиции не очень богаты экспонатами, а «интерактивные экскурсии» («На малом царском приёме», «Царская квасная», «Самовар кипит - уходить не велит» и др.) и вовсе являются грубыми инсценировками. Тем не менее, в музее стоит увидеть резной трон Ивана Грозного, обклеенный слоновой костью, а также некоторые любопытные предметы времён слободы — например, куски чёрной черепицы, которую использовали опричники, предпочитавшие чёрный цвет в одежде и обстановке.

Церкви[править]

Собор Рождества Христова
  • Собор Рождества Христова (Христорождественский собор), Советский пер. 11 (рядом с Советской площадью). Построен в 1696 году, перестроен в середине XIX века. После перестройки собор можно отнести к неовизантийскому стилю: в каком-то смысле это уменьшенная версия московского храма Христа Спасителя, выполненная всего с одним куполом, что вполне соответствовало масштабам и значению Александрова в XIX веке. Собор довольно необычен, хотя и не очень красив из-за грубых пристроек.  изменить
  • Церковь Боголюбской иконы Божьей матери, Красный пер. 11. Построена в 1800 году, типовая церковь в стиле классицизм.  изменить
  • Преображенская церковь, Садово-Огородная ул. 2а (за монастырём). Небольшая симпатичная церковь с стиле барокко: построена в 1743, перестроена в начале XIX века.  изменить
  • Церковь Серафима Саровского, Вокзальная ул. 8 (около вокзала). Выполнена в псевдорусском стиле (1904).  изменить

Гражданская архитектура[править]

Усадьба Первушина

Большая часть городской застройки уныла и состоит из безликих послевоенных зданий или почти столь же безликих деревянных домов. Примечательных зданий немного:

  • Дом трактирщика Иванова, ул. Красной молодёжи, 7 (неподалёку от Советской площади). Построен в 1912–1914. Cимпатичное здание в стиле модерн с простым, провинциальным декором. Сейчас здесь находится администрация города.  изменить
  • Железнодорожный вокзал, Комсомольская пл. Оригинальное здание 1870 года постройки.  изменить
  • Усадьба Первушина, Советская ул. 16. Красивый особняк в стиле классицизм (середина XIX века); необычен деревянный флигель, выполненный в том же стиле и повторяющий декор основного здания. В усадьбе располагается музей.  изменить

Старые здания также сохранились на Советской, Первомайской и Военной улицах, улицах Ленина, Революции и Красной Молодёжи. При желании здесь даже можно отыскать дома XVIII века — например, Торговые ряды в начале Советской улицы — но все они вполне заурядны и вряд ли заслуживают внимания.

Музеи[править]

  • Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевой, угол Военной ул. и Военного пер. (к югу от ул. Ленина), +7 (49244) 24-279, 26-674, 25-693. Музей расположен в небольшом деревянном доме, где в 1915—1917 гг. жила писательница Анастасия Цветаева, сестра известной поэтессы Марины Цветаевой. Сама Марина Цветаева плодотворно работала в Александрове летом 1916 года (Александровское лето). Создатели музея делают акцент на экскурсионном обслуживании, которое проводится для каждого посетителя. Эта концепция доведена до логического завершения: осмотреть музей самостоятельно практически невозможно, поскольку экспонатов там просто нет. В большой комнате по стенам развешаны фотографии, а в центре комнаты созданы мостки с необычной подсветкой — на этом экспозиция заканчивается. Экскурсовод с радостью поделится многочисленными фактами из жизни сестёр Цветаевых и покажет в соседнем доме выставку «Александров — столица 101-го километра», посвящённую жизни тех деятелей культуры, кому в Советское время пришлось обосноваться в Александрове из-за запрета на проживание в Москве. Музей также выступает в качестве культурного центра: здесь проводятся музыкальные и поэтические вечера, продаётся литература, посвящённая Марине Цветаевой. Входной билет: 60 руб (2009).  изменить
  • Музей рукотворного камня, Институтская ул. 1 (к югу от вокзала), +7 (49244) 92-546. Пн—Пт, 8.00—17.00; по предварительной заявке возможны экскурсии в выходные дни. Музей при ВНИИ синтеза минерального сырья — институте, занимающемся получением искусственных алмазов, сапфиров, кристаллов кварца и других минералов. В экспозиции представлены природные и искусственные камни, изделия из них, показана технология производства. При музее действует магазин искусственных камней.  изменить
  • Усадьба купца Первушина, Советская ул. 16, +7 (49244) 24-389, 21-382, 21-604, [2]. Ежедневно, 10.00—18.00. Реконструкция купеческого быта середины XIX века. Сотрудники музея выступают в роли членов семьи купца Первушина — хозяина особняка — и проводят театрализованные экскурсии с чаепитием. В музее также представлены работы александровских художников. Оригинальных экспонатов немного, что, впрочем, компенсируется возможностью рассмотреть и потрогать каждую вещь. В здании неподалёку (Советская ул. 5) находится выставочный зал.  изменить

Наиболее интересная коллекция собрана в музее рукотворного камня. Остальные музеи Александрова компенсируют нехватку экспонатов интенсивным (а порой и навязчивым) экскурсионным обслуживанием. Любителям Цветаевой стоит посетить более информативные музеи в Москве, Иваново и Тарусе.

Чем заняться[править]

  • Александровский муниципальный театр драмы, Институтская ул. 6 (к югу от вокзала), +7 (49244) 23-600 (касса), 24-763.  изменить
  • Киноконцертный зал «Южный», ул. Королёва, 6 (в южной части города), +7 (49244) 67-578.  изменить
  • Кинотеатр «Сатурн», Советская пл, +7 (49244) 30-413, [3]. Крупный развлекательный центр, в котором помимо современного кинотеатра расположены ночной клуб, суши-бар, игровая комната для детей.  изменить

Покупки[править]

В центре города действуют два продуктовых супермаркета общероссийских сетей:

  • Копейка — ул. Революции, 72 (08.00–22.00, без выходных)
  • Пятёрочка — ул. Ленина, 1

На центральных улицах города (Ленина, Советской, Революции) также расположены несколько "торговых центров" с разнообразными товарами.

Стандартный набор сувениров в русском народном стиле можно приобрести у входа в Александрову Слободу и внутри монастыря.

Банки[править]

  • Московский индустриальный банк — Красный пер. 21
  • Сбербанк России:
    • Октябрьская ул. 2
    • ул. Революции, 24
    • ул. Революции, 36 (центральное отделение)
    • Советский пер. 33 — к югу от Советской пл.

Во всех отделениях установлены банкоматы или автоматы "электронная касса"

Банкоматы[править]

  • Сбербанк России:
    • Красный пер. 21
    • ул. Ленина, 13
    • ул. Ленина, 18
    • Октябрьская ул. 6 — напротив вокзала, круглосуточно
  • Московский индустриальный банк:
    • Институтская ул. 1 — к юго-востоку от вокзала, круглосуточно
    • Красный пер. 2
    • ул. Ленина, 13
    • Октябрьская ул. 5, стр. 6
    • Советская ул. 4

Еда[править]

В центре города[править]

  • Кафе «Александрия», Казарменный пер. 1 (угол с ул. Ленина).  изменить
  • Кафе «Персона», ул. Ленина, 26, +7 (49244) 27-981. 10.00—22.00.  изменить
  • Кафе «Чердачок», ул. Ленина, 13. Небольшое кафе со стереотипным ассортиментом на втором этаже торгового центра.  изменить
  • Кофейня «СССР», ул. Ленина, 13/5, [4]. 9.00—22.00, без выходных. Кофейня, оформленная с использованием советской символики. В меню большой выбор кофе, чая, десертов, алкогольных напитков и коктейлей. Из еды — блины, оладьи, омлеты. Кофе: 50—100 руб (2009).  изменить
  • Пиццерия «Пиццалэнд», ул. Ленина, 20а. Фастфуд  изменить
  • Ресторан «Александров», ул. Революции, 59 (к северу от Советской площади), [5]. Ресторан при одноимённой гостинице  изменить
  • Ресторан «Гусли», Советский пер. 33 (к югу от Советской пл.), +7 (49244) 63-405, +7 (920) 930-12-12.  изменить
  • Ресторан «Тройка», ул. Революции, 45, +7 (49244) 29-765.  изменить
  • Суши-бар, Советская пл, [6]. 15.00—24.00. Ресторан японской и европейской кухни (то есть суши-бар с мясным ассортиментом или, наоборот, традиционный ресторан с выбором суши) при кинотеатре «Сатурн». Горячие блюда: 150—250 руб (2009).  изменить
  • Суши-бар «Бунгало», ул. Ленина, 22, +7 (49244) 22-683.  изменить
  • Чебуречная, ул. Ленина, 62. Забегаловка с довольно широким ассортиментом — чебуреки, блины, шашлык.

Вне центра города[править]

  • Пиццерия Cosa nostra, г. Струнино, ул. Суворова, 22 (10 км к западу от Александрова), +7 (49244) 42-955, [7]. Хороший ресторан-пиццерия в соседнем городе Струнино. В меню пицца, паста, супы, салаты, классические мясные и рыбные горячие блюда. Бесплатный Wi-Fi. Горячие блюда: 200—300 руб (2009).  изменить
  • Ресторан «Ларсен», ул. Королёва, 1 (в южной части города, дорога на Киржач), +7 (49244) 64-728, +7 (495) 510-29-93. Вс—Чт, 10.00—1.00; Пт, Сб, 10.00—4.00. Ресторан при одноимённой гостинице.  изменить
  • Ресторан «Русский Версаль», ул. Фабрика Калинина, 20, +7 (920) 902-72-69.  изменить

Для более полного ощущения местного колорита можно попробовать продукцию Александровского ликёро-водочного завода [8] (настойки, водки, коньяк), доступную в магазинах города.

Ночная жизнь[править]

Ночные клубы:

  • Сатурн, Советская пл, +7-(49244)-30-413, [9].
  • ДК Юбилейный, ул. Свердлова, 37, +7-(49244)-23-900.  изменить

  • Гостиница «Александров», ул. Революции, 59 (к северу от Советской площади), +7 (49244) 31-483, [10]. Самая большая гостиница города. Недавно отремонтирована и пока находится во вполне приличном состоянии. Доступны номера разных категорий: с удобствами на этаже, со встроенной ванной комнатой, двухкомнатные люксы. Завтрак включён в стоимость проживания, есть охраняемая парковка. При гостинице работает ресторан. Двухместный номер с удобствами на этаже/в комнате: 1000/2200 руб (2009).  изменить
  • Гостиница «Ведруссия», Институтская ул.?, +7 (49244) 31-139. Гостиница находится в довольно неприглядной части города и не имеет удобного места для парковки. Завтраком не кормят, кафе тоже нет: кипяток и ограниченный набор еды приносят в номер. Двухместный номер с удобствами на этаже/в комнате: 900/1300 руб (2009).  изменить
  • Гостиница «Вита», Вокзальная ул. 1, +7 (49244) 94-597. Небольшая гостиница рядом с вокзалом. Условия проживания не очень комфортны (особенно мешает шум от поездов), завтрака нет, однако существует охраняемая парковка. Двухместный номер: от 1300 руб (2008).  изменить
  • Гостиница «Ларсен», ул. Королёва, 1 (в южной части города, дорога на Киржач), +7 (49244) 64-728, +7 (495) 510-29-93 (), [11]. Современная гостиница с широким набором дополнительных услуг (ресторан, бильярд, спортзал, парикмахерская). Все номера снабжены удобствами и кондиционером, в люксах также есть доступ в Интернет. Завтрак включён в стоимость проживания, есть парковка. Двухместный номер/люкс: 1600/3000 руб (2009).  изменить
  • Отель «Остров», Военная ул. 9 (к юго-западу от Советской площади), +7 (49244) 31-505. Современный мини-отель с удобными номерами. Завтрак включён в стоимость проживания, доступна охраняемая парковка, есть собственный ресторан.  изменить

Связь[править]

Телефон[править]

Стационарные телефоны города имеют пятизначные номера вида +7 (49244) XX-XXX.

Почта[править]

Почтовые индексы Александрова имеют вид 60165X. В центре города расположены следующие почтовые отделения:

  • Центральный почтамт (601650), ул. Ленина, 28, +7 (49244) 21-606, 25-871, 21-675. Пн—пт 08:00—22:00; сб 08:00—18:00; вс, 08:00—14:00.  изменить
  • Отделение № 2 (601652), Кольчугинская ул. 5 (к востоку от монастыря), +7 (49244) 22-695. Пн—сб, 09:00—20:00.  изменить
  • Отделение № 4 (601654), Вокзальная ул., 1, +7 (49244) 20-483. Пн—сб, 09:00—20:00.  изменить

Доступ в Интернет[править]

Интернет, по-видимому, есть во всех почтовых отделениях, перечисленных выше.

Окрестности[править]

Ближайшие окрестности[править]

  • Арсаки – деревня в 20 км к западу от Александрова. В деревне находится Смоленско-Зосимова пустынь – одно из поселений вокруг Троице-Сергиевой лавры, возникшее в конце XVII века. В пустыни сохранился комплекс красно-кирпичных построек конца XIX века, выполненных в псевдорусском стиле. Здания восстанавливаются монахами, но находятся на территории воинской части, пройти можно по предъявлению паспорта.
  • Большое Каринское – деревня в 4 км к западу от Александрова (N56° 22.427', E38° 39.997'). На поле рядом с деревней происходила одна из решающих битв периода Смутного времени между русской и польской армиями (1609). В настоящее время здесь установлен памятный знак.
    • Как добраться: автобусы и маршрутки на Струнино раз в час (подходит только маршрут "через Каринское").
  • Карабаново – довольно скучный промышленный город в 10 км к югу от Александрова. Достопримечательности Карабаново сводятся к рабочим казармам конца XIX - начала XX века, конструктивистскому зданию Дома Культуры и необычному, трогательному военному памятнику (мать провожает солдата).
    • Как добраться: электрички на Киржач, автобусы и маршрутки каждые 15-30 минут.
  • Лизуново – деревня в 20 км к юго-западу от Александрова, музей советского писателя Алексея Мусатова.
    • Как добраться: общественного транспорта нет.
  • Лукьянцево – деревня в 15 км к северу от Александрова, в которой расположена Свято-Лукианова мужская пустынь: мужской монастырь, основанный в конце XVI века. На территории монастыря сохранились церкви в русском стиле конца XVII–XVIII вв.: церковь Рождества Богородицы, церковь Богоявления, церковь Екатерины.
    • Как добраться: автобусы три раза в день.
  • Махра – деревня в 15 км к югу от Александрова (N56.2705°, E38.6804°), Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь [12]. Один из древних монастырей, основан в XIV веке, но сильно пострадал в Советское время. На территории сохранились церкви XVIII века в стиле барокко (надвратная церковь Сергия Радонежского, Петропавловская церковь), трапезная и жилые постройки XIX века. Центральная постройка монастыря, церковь Стефана Махрищского, восстановлена в 1997 году на месте взорванного храма. Территория монастыря прекрасно ухожена и очень красива, особенно в летнее время.
    • Как добраться: автобусы раз в два часа.
  • Струнино – город в 10 км к западу от Александрова. Из достопримечательностей можно отметить типовую церковь Спаса Преображения (1893—1898), красно-кирпичное здание фабрики начала XX века и несколько построек в стиле конструктивизм.
    • Как добраться: электрички на Москву или Дмитров, автобусы и маршрутки каждые 20-30 минут.

Окрестные города[править]

  • Киржач – небольшой город с монастырём XVI века.
  • Кольчугино – город, лишённый древней истории и интересных достопримечательностей, но полезный для путешественника из-за довольно обширной инфраструктуры (гостиницы, кафе, рестораны).
  • Ростов Великий – один из городов Золотого кольца со множеством достопримечательностей.
  • Сергиев Посад – известен как место расположения Троице-Сергиевой Лавры, одного из наиболее почитаемых российских монастырей.
  • Юрьев-Польский – древний городок, интересный уникальным белокаменным собором XIII века.
Эта статья является полной. В ней содержится много информации высокого качества, в том числе о достопримечательностях, гостиницах и ресторанах, информация о транспорте и развлечениях. Давайте попытаемся сделать статью звездойВперёд!