Азербайджан

Материал из Wikitravel
Расположение
noframe
Флаг
Aj-flag.png

Азербайджан находится на востоке Кавказа.

Страна имеет протяжённую береговую линию с Каспийским морем на востоке. Расположена рядом с Россией и Грузией на севере, Арменией на западе, граничит с Ираном на юге. В состав Азербайджана входит экслав - Нахичеванская Автономная Республика, которая находится рядом с Арменией и граничит с Ираном и Турцией.

Регионы[править]

  • Нахичеванская Автономная Республика - эксклав Азербайджана
  • Нагорный Карабах - спорная территория, попасть в неё со стороны Азербайджана невозможно.

Города[править]

Понять[править]

Общие сведения[править]

Часовой пояс страны UTC +4.

Бытовая электрическая сесть 220В/50Гц с вилкой европейского образца.

География[править]

Площадь страны - 86 600 км² из них 17320 км² (20%) а именно Нагорный Карабах Азербайджаном не контролируется.

Азербайджан лежит на границе Европы и Азии.

Около половины территории Азербайджана занято горами. На севере — хребет Кавказа, в средней части — Кура-Аракская низменность, на юго-востоке — Талышские горы и Ленкоранская низменность.

Территория АР с севера на юг на 400 км, а с запада на восток — на 500 км. Крайние точки: северная — гора Гутон (3648 м) (41°54' с. ш), южная — река Астара (38°25' с. ш), восточная — Нефтяные Камни (50°49' в. д.), западная — озеро Джандаргель (44°46’в. д.).

Часть территории Азербайджана контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, часть — Арменией (эксклавы Кярки, Бархударлы, Верхняя Аскипара). Азербайджан, в свою очередь, контролирует часть территории Армении (эксклав Арцвашен).

Климат[править]

Азербайджан известен тем, что на территории страны есть 9 из 11 экологических зон. Температура на большей части страны средняя. Средняя годовая температура страны 14-15 грдусов Цельсия. Кавказские горы защищают от воздушных масс, идущих из Арктики зимой и Каспиское море, защищающее от горячего, сухого воздуха, идущего из Средней Азии. Зимой температура держится в пределах 0-15 градусов около моря, и немного падает во внутренней части страны, и сильно в горах (возможно до -20). Летом температура колеблется от 20 до 40 градусов на большей части страны. Нахичевань отличается тем, что после дня с 40 градусов, ночью температура может упасть до -20. Снег достаточно редкое явление для Баку и прибрежных районов, хотя бывает так, что из-за снега некоторые деревни в горах могут быть отрезаны от других городов. Леса на юге очень влажные с большим количеством осадков осенью и весной. Западно-центральная часть достаточно сухая. Большинство осадков падает на Ланкаран (1600-1800 мм), когда около Баку - это 600 мм.

Население[править]

Население страны на июль 2010 года - 9 000 000 человек.

Религиозные верования: мусульмане 95.4%, православные 2.8%, прочие 1.8%

Форма правления - республика.

Государственные праздники[править]

  • Новый год - 1 января (нерабочий день)
  • Международный женский день - 8 марта (нерабочий день)
  • Новруз Байрамы - 20 марта - 24 марта (нерабочие дни)
  • День Победы - 9 мая (нерабочий день)
  • День Республики - 28 мая (нерабочий день)
  • День Национального Спасения - 15 июня (нерабочий день)
  • День Национальной Армии - 26 июня (нерабочий день)
  • День Государственной Независимости - 18 октября (рабочий день)
  • День Конституции - 12 ноября (рабочий день)
  • День Национального Возрождения - 17 ноября (рабочий день)
  • День солидарности азербайджанцев всего мира - 31 декабря (нерабочий день)

Как добраться[править]

Внимание!
Ограничения визы:

Обратите внимание, что если у в вас в паспорте есть какой-нибудь штамп, что вы посетили республику Нагорный Карабах (например, виза Нагорного Карабаха), вам будет отказано во вьезде в Азербайджан. Если у вас есть планы посещения Нагорного Карабаха, то попросите поставить визу на отдельной бумаге. Настаивайте на этом в Нагорном Карабахе, иначе вы не сможете посетить Азербайджан. Также граждане Армении и гражданам других государств, которые имеют армянское происхождение будет отказано во вьезде в Азербайджан. Некоторые туристы рассказали, что на границе были конфискованы книги, в которых есть информация про Нагорный Карабах, особенно путеводитель "Грузия, Армения и Азербайджан" от издательства Lonely Planet, потому что в данном путеводителе Нагорный Карабах отображается отдельно от Азербайджана.

Визовые требования[править]

Граждане стран СНГ, кроме Туркменистана и Армении не нуждаются в визе, нужен заграничный паспорт. При приезде в Азербайджан ставится отметка о прохождении границы. И от даты в этой отметке (а не от времени прибытия поезда в Баку!!!) отсчитайте 10 суток. Чтобы в течение этого срока обязательно зарегистрироваться по месту пребывания. Поясняю на личном примере. Въехали в границу 9 марта поздно вечером до полуночи, а обратный выезд в полночь с 18 на 19 марта. Итого реально было 9 дней, но засчитывается 11 суток.

На самолёте[править]

Лучший и единственный (из не граничащих с Азербайджаном стран) способ добраться до страны .

Баку[править]

Бакинский международный аэропорт имени Гейдара Алиева — один из пяти международных аэропортов, обслуживающих Азербайджан, основные авиационные ворота страны.В международном терминале функционируют магазины беспошлинной торговли (дьюти-фри), причём, в отличие от большинства международных аэропортов, имеются магазины и в зоне прилёта, а не только вылета. К оплате, кроме пластиковых карточек, принимаются наличные манаты, доллары США, евро и российские рубли.

Национальная авиакомпания AZAL (Azerbaijan Airlines) является якорной авиакомпанией, которая соединяет Баку с остальными крупными городами Азербайджана, а также соседними странами (опять же кроме Армении), странами СНГ и крупными узлами в регионе (Дубай, Стамбул, Москва, Нижний Новгород, Киев и так далее).

Из крупных авиаузлов с которыми имеет связь с Баку можно выделить:
  • Лондон-Хитроу (AZAL, BMI)
  • Париж — Шарль Де Голль (AZAL)
  • Милан (AZAL)
  • Франкфурт (Lufthansa)
  • Стамбул (AZAL, Turkish Airlines)
  • Дубаи (AZAL)
  • Тель-Авив (AZAL)
  • Москва (AZAL, Аэрофлот, Атлант-Союз, S7 Airlines, Utair)

На поезде[править]

Поезд соединяет Баку с Грузией и Россией. Граница России и Грузии закрыта для граждан других стран, кроме СНГ, так что если вы граждане СНГ, то можете спокойное поехать в Москву через Махачкалу.

Есть ночной поезд, который идет до Тбилиси с Баку. Отходит от Баку в 8 вечера, стоит 26 манат. Время в пути зависит от скорости прохождения границы (дольше, когда едешь обратно в Азербайджан). В данный момент идет модернизация пути, с планом соединения железной дороги с Турцией, в проекте было запланировано открытие в 2010 году, но потом открытие было перенесено на 2012 год, а потом на октябрь 2015 года, так что ждем соединения Баку - Стамбул.

Также есть железная дорога из Астары (на границе с Ираном). Есть вполне приличный сайт азербайджанской жд с русским переводом.

На автомобиле[править]

Все города соединены дорогами. Они обычно двухполосные. Местные туристические агентства могут запланировать поездку на машине по Азербайджанским городам. Также есть несколько турагенств, которые везут в Тбилиси. Конечно, это стоит намного дороже, чем на поезде или на автобусе, но можно скомбинировать с осмотром городов по дороге. Обратите внимание, что таможня Азербайджана будет настаивать на "депозите в несколько тысяч долларов" для прохождения границы.

На автобусе[править]

С Баку можно выехать на автобусе в Грузию, Турцию, Иран и Россию.

Кораблём[править]

На данный момент нет паромов и пассажирских линий с другими государствами, которые расположены у Каспийского моря. Есть грузовые паромы, с некоторым местом, где они могут брать пассажиров. Но получить место на этом "пароме" достаточно трудная задача. Надо сначала найти кассу, которая ведет учет паромов и когда они отходят. Даже если вы купили билет, то нет никакой возможности узнать, когда отходят эти паромы. Дайте им свой номер телефона, и они могут позвонить за пару часов от отхода парома. Билет стоит 50-100 долларов, но команда на пароме будут ожидать, что за кровать и душ нужно будет заплатить дополнительно. Также ожидается, что вы принесете свою еду. До Туркмении плыть 1 день, и 2-3 дня до Казахстана. После прибытия корабли будут ожидать свободную верфь. Это может длиться дополнительно 2-5 дней. Только если у вас слишком маленький бюджет и нет никакой другой возможности, лучше улететь и заплатить в два раза больше (200-250 долларов) в Казахстан, Россию или Ташкент.

Транспорт[править]

На автомобиле[править]

Общая протяжённость: 59 141 км. Из них 29 210 км с твердым покрытием. Департаментом «Йолнаглиййетсервис» (азерб.:Yolnəqliyyatservis) Министерства транспорта Азербайджана, эксплуатируется и обслуживается 22134 км магистральных дорог страны. Из них 1684 км составляют международные магистрали, 2669 — стратегически важные, 13 тыс. км — местной важности, 1,5 км — на территории Баку, 3,3 тыс. км — на территории регионов. Общее число мостов на территории страны составляет 1201.

Шоссе в Азербайджане следуют параллельно основным железнодорожным магистралям. Одно из них проходит вдоль Каспийского моря из России в Иран, через Баку. В свою очередь из Баку к грузинской границе также ведёт автодорога. От города Евлах (на магистрали Баку — Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах. Все они являются сегментами следующих европейских автомобильных маршрутов.

  • (E 60)
    • (M2) Казах, Гянджа, Евлах, Аджигабул, Алят, Баку
  • (E 119)
    • (M1) Куба, Баку
    • (M2) Баку, Алят
    • (M3) Алят, Ленкорань, Астара
  • (E 002)
    • (M7) Садарак, Нахичевань
    • (M8) Нахичевань, Джульфа, Ордубад
    • (M6) Зангеланский район, Физулинский район, Джебраильский район — на данный момент маршрут блокирован.
    • (M6) Бейлаганский район, Сабирабад, Али Байрамлы, Аджигабул
    • (M2) Аджигабул, Алят, Баку

Язык[править]

Азербайджанский является официальным языком в стране. Язык относится к тюркским, и очень похож на турецкий. На русском разговаривает большинство старшего поколения. Молодые же говорят на английском, больше чем на русском языке. Это особенно ярко видно в столице - Баку.

Азербайджанский 93.4% %, русский 2.5%, прочие 4.1%.

Покупки[править]

Валюта[править]

Валюта Новый азербайджанский манат (Yeni Manat)

Код валюты: AZN

Курс обмена (примерно, март 2015):

  • €1 = 1.19 манат
  • US$1 = 1 манат
  • 1 манат = 55 российских рубля

Для дополнительной информации посетите сайт центрального банка Республики Азербайджан.

Имейте в виду, что вывоз и ввоз маната "строго запрещен".

Обзор экономики: Номер один в экспорте Азербайджана - нефть. До 1997 года добыча и экспорт нефти падал, но с этого года растет год из года. Добыча нефти стала расти после начала работы Азербайджанской Международной добывающей компании. Азербайджан испытывает все проблемы стран бывшего СССР - переход от плановой к рыночной экономике, но значительные ресурсы нефти дают надежду на скорое завершение этого процесса. Только недавно Азербайджан стал проводить экономические реформы, и старые механизмы работы медленно, но верно заменяются новыми. Большой проблемой привнесения инвестиций в Азербайджане - военный конфликт с Арменией по поводу Нагорного Карабаха. Торговля с Россией постепенно теряет важность, вместе с появлением новых партнеров - Турцией и странами ЕС.Будущее экономики Азербайджана полностью зависит от цен на нефть, мест прокладки новых нефтепроводов, и возможностью Азербайджана управлять своим богатством в виде нефти.

Стоимости[править]

Чем заняться[править]

Еда[править]

Главная гордость азербайджанской кухни – традиционный плов. Существует множество вариантов приготовления этого замечательного блюда.

Существуют два основных вида плова - узбекский, когда рис приготавливается вместе с мясом, и азербайджанский, когда рис приготавливается отдельно от мясной части плова. Существуют и вариации между этими двумя видами, которых придерживаются в основном таджики и афганцы, сочетающие обе традиции. Плов, строго говоря, это блюдо из мяса и зерна, причем чаще всего зерновой частью является рис, но это вовсе не значит, что она не может состоять и из других видов зерна (пшеницы, джугары, гороха, кукурузы, маша), причем как целиком, так и частично, наряду с рисом. Блюда из мяса - отдельная и очень интересная статья местных традиций. Визитная карточка азербайджанской кухни - традиционный плов, которого насчитывают десятки разновидностей - "каурма плов" (с тушеной бараниной), "плов сабза каурма" (с тушеной бараниной и зеленью), "тоюг плов" (с курицей), "ширин плов" (с сухофруктами), "сюдлю плов" (молочный), "парча-дошамя" (с кусочками обжаренной баранины), "шюйуд-плов" (с омлетом и укропом), "майвя-плов" (с тушеными фруктами), "шашандаз-плов" (с яичницей) и т. д. Другая кулинарная достопримечательность страны - шашлыки (по-карски, из осетрины, люля-кебаб, тава-кебаб, шам-кебаб, джуджа-кебаб и др.). Не менее популярны "долмасы" (долма - своеобразные голубцы из виноградных листьев, капусты, щавеля, перца и даже фруктов с мясом и другими начинками), десятки видов коурмы (боэ-коурма, нар-коурма, туршу-коурма, собза-коурма и др.) и "кюфты" (арзуман-кюфта, "чыхыртма", "джыз-быз" (бараньи кишки, обжаренные с ливером и картофелем), риза-кюфта и др.), "обришта" (жареное мясо курицы в кизиловом соусе), "тава-эти" (жареная баранина с овощами), "турач" (жареная дичь), "кашкалдаки", "азмя" (обжареный со специями фарш из печени), "соютма" (холодная отварная баранина с помидорами и зеленью), "пити" (тушеная с горохом баранина с добавлением шафрана и других специй), "дюшбара" (своеобразные маленькие пельмени, отвариваемые в костном бульоне), "гиймя" (поджаренный мясной фарш с кишмишем и курагой), "кутабы" (своеобразные жареные пироги с мясом или зеленью), "дюшпара" (маленькие мясные шарики в тесте) и т. д. Ко многим мясным блюдам подается овечий сыр, творог и кисломолочные продукты.

Протяженное морское побережье обуславливает обилие на столах блюд из рыбы и морепродуктов - рыба фаршированная по-азербайджански, рыба ("кутум") жареная в тандыре (особый вид открытой печи), фаршированная рыба "кутум лавенги", долма из рыбы, салат "хазар" (семга, осетрина и икра с разнообразной зеленью и овощами), салат из овощей с красной икрой, различные блюда с икрой осетровых и просто жареная рыба с разнообразными местными приправами.

Ко всем блюдам подают "чурек" (хлеб из белой муки) и всевозможные виды лаваша. Сладости и мучные изделия, в отличие от других восточных стран, здесь употребляются значительно реже, хотя в искусстве их приготовления местным поварам никак не откажешь - "козинаки", "шекер-бура", "ногул", "гоз халва", "пахлава", "шакер-чурек", "шакер-бура", "шакер-пендир", "курабье", "нан", "ногул битмиш", "рулет ордубадский", "кята", "тел" (терхалва), "тыхма", "кюлча", "парварда", "гырмабадам", "мутаки", "пешвенк", "фешмек", всевозможные виды рахат-лукума и другие сладости, широко известны за пределами страны. Также очень хороши местные варенья и джемы.Шекинская пахлава очень популярна в Азербайджане. Она отличается от обычной пахлавы, которую мы знаем (Азербайджанская Пахлава). Она хрупкая, очень сладкая, хрустящая, сочная. А еще рецепт этой пахлавы долгое время хранили в секрете. От названия понятно, что эту пахлаву лучше всех делают шекинцы.

Чай в Азербайджане пьют всегда и везде! Его подают гостям перед трапезой, за ним коротают время и ведут беседу в чайхане, им же заканчивают застолье. При этом популярен не только традиционный черный чай, но и различные виды этого напитка с добавлением кардамона, чабреца, розовой воды, корицы, имбиря и т. д. Также одним из национальных напитков является "шербет" (настой ягод, цитрусовых и других фруктов со всевозможными добавками, травами, льдом и сахаром). Популярны черный кофе (обычно готовится по-восточному) и превосходная местная минеральная вода ("Бадамлы", "Туршу-су", "Исти-су", "Сираб", "Дарыдаг" и др.).

Отменным качеством славятся азербайджанские вина, коньяки и бренди (местные сорта "баян-шираз", "табризи", "тавквери", "аг-шаны", "гара-шаны" и др. одинаково хорошо подходят как для изготовления легких вин, так и для крепких напитков). Оригинальны "дошаб" (слабый виноградно-тутовый сироп), "наршараб" (сироп из гранатового сока) и другие .

Точно так же и мясная часть, традиционно приготавливаемая из баранины, может быть и иной - из мяса джейранов, курдючной оболочки, курицы, индейки, фазанов, куропаток, перепелов, воробьев и даже из осетрины, кутума, севрюги.

Таким образом, для плова вовсе не характерен какой-то определенный состав продуктов, но его отличительным признаком является, во-первых, определенная композиция: мясо, зерно, сухофрукты, овощи, а во-вторых, определенная технология: раздельное приготовление, по крайней мере, одной из двух частей (или обеих), а затем их объединение для заключительной варки или для еды. При этом вовсе не обязательно для плова и использование жиров, и процесс жарения. Пловы могут быть и из отварного мяса. Но единство композиции и раздельное создание частей - неизменно для всех видов плова. Огромное значение придается в пловах вкусу риса и его приготовлению: поэтому, независимо от того, приготовлен ли рис отварным или вместе с мясом в жире, - каждая рисинка должна быть отдельной, а не представлять собой кашу. Рис для плова готовят либо на пару (азербайджанский), либо над зирваком, залитым водой, когда рис кипит в масло-водяной среде.

Жиры, которые используются в пловах, разнообразны: баранье сало, жир, курдючный жир и курдючная оболочка, подсолнечное, оливковое или кунжутное масло. Очень хорошо, когда животное и растительное масло вносятся в плов поровну. Плов едят с белым хлебом (лепешками), свежими овощами (зеленый лук, чеснок, свежие огурцы) и кислыми фруктами (алыча, гранат, вишня), запивают зеленым или черным чаем без сахара.

Азербайджанская кухня на этом не заканчивается - она очень богата.

Ночная жизнь[править]

Курсы[править]

Подработка[править]

Обычаи[править]

Связь[править]

Международный телефонный код страны +994. Интернет-домен Азербайджана - .az

Варианты

Действия

Эксперты

На других языках

другие сайты